ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

РЕШЕНИЕ

от 7 ноября 2012 г. по делу N К-2112/12

 

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ

 

(Извлечение)

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,

членов комиссии:

заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Пудова А.А.,

начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,

заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,

ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,

при участии представителей Заявителя, Оператора электронной площадки, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Оператора электронной площадки, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по перепланировке и капитальному ремонту здания стационара (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,

 

установила:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего непрерывность проведения Аукциона и необоснованно продолжившего 31.10.2012 проведение процедуры Аукциона, состоявшегося 29.10.2012.

Представитель Оператора электронной площадки представил на заседание Комиссии документы и сведения, согласно которым 29.10.2012 при проведении Аукциона на сайте электронной площадки произошли технические неполадки, вследствие которых Аукцион перенесен на 31.10.2012.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:

1) Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 28.09.2012;

2) Начальная максимальная цена контракта - 111 432 910,80 рублей;

3) Дата проведения Аукциона - 29.10.2012;

4) Аукцион перенесен Оператором электронной площадки на 31.10.2012;

5) На участие в Аукционе подано 7 заявок от участников размещения заказа;

6) К участию в Аукционе допущено 6 участников размещения заказа;

7) В период проведения Аукциона 29.10.2012 поданы предложения от 6 участников Аукциона;

8) В период проведения Аукциона 31.10.2012 предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;

9) В соответствии с Протоколом подведения итогов от 02.11.2012 N Победителем Аукциона признано ООО "М..." с ценой контракта 103 600 607,06 рублей.

1. На заседание Комиссии представитель Оператора электронной площадки представил сведения, подтверждающие, что в связи с возникшими 29.10.2012 техническими неполадками на сайте электронной площадки, проведение Аукциона перенесено на 31.10.2012. Информация о переносе Аукциона доведена до сведения участников размещения заказа путем направления уведомлений в личные кабинеты на сайте Оператора электронной площадки. Кроме того, информация о переносе Аукциона размещена на сайте электронной площадки. При этом 31.10.2012 программно-аппаратный комплекс электронной площадки функционировал в штатном режиме.

В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем.

Таким образом, Оператор электронной площадки, не обеспечив 29.10.2012 надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Аукциона, нарушил часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом в целях устранения последствий нарушения Закона о размещении заказов Оператором электронной площадки осуществлен перенос Аукциона на 31.10.2012.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов одним из обязательных требований к участникам размещения заказа устанавливается, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик, Уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.

В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 5 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" "Информационной карты открытого аукциона в электронной форме" документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе "копию свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые являются предметом муниципального контракта, заключаемого по итогам настоящего аукциона", а также - копию лицензии МЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Лицензия).

Кроме того, подпунктом 2.3 пункта 1 раздела 5 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: свайные работы; устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций; опалубочные работы; арматурные работы; устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций; монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций; монтаж металлических конструкций; защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования; гидроизоляция строительных конструкций; устройство и демонтаж газоснабжения; монтажные работы лифтов; работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации также устанавливает, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает право застройщика (генерального подрядчика) выполнять работы самостоятельно (следовательно, право иметь соответствующее свидетельство СРО о допуске к таким работам), и обязанность иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Таким образом, установление Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, указанной в пункте 1 раздела 5 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе, а также наличия у участников размещения заказов свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, пунктом 19 раздела 3 документации об Аукционе установлено, что "подрядчик обязан выполнять все работы, предусмотренные контрактом лично, и не вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), за исключением работ, на которые требуются лицензия МЧС".

Указанное требование не предусмотрено частями 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов, и, следовательно, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 01.11.2012 N вторая часть заявки участника размещения заказа ООО "У..." признана Аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе, в связи с тем, что "в представленной копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, отсутствуют все виды работ, предусмотренные документацией об Аукционе, за исключением п. 33.3 "Жилищно-гражданское строительство", при этом вторая часть заявки участника размещения заказа ООО "С..." также признана Аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе в связи с отсутствием в представленной копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, видов работ: устройство и демонтаж газоснабжения; установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты; монтажные работы лифтов; пусконаладочные работы лифтов; пусконаладочные работы коммутационных аппаратов.

Согласно части 2 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.11 Закона о размещении заказов.

Согласно части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, не допускается.

Таким образом, в связи с установлением Заказчиком в документации об Аукционе незаконного требования о предоставлении в составе второй части заявки участниками размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, а также Лицензии, Аукционная комиссия неправомерно признала вторые части заявок участников размещения заказа ООО "У..." и ООО "С..." не соответствующими требованиям документации об Аукционе.

Такие действия Аукционной комиссии нарушают часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия

 

решила:

 

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.

4. Выдать Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

5. В связи с тем, что материалы дела от 06.11.2012 N К-2100/12 по выявленному в действиях Оператора электронной площадки нарушению Закона о размещении заказов переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

6. Передать соответствующему должностному лицу Пермского УФАС России материалы дела от 07.11.2012 N К-2112/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Ведущий заседание Комиссии

А.Ю.ЛОБОВ

 

Члены Комиссии

А.А.ПУДОВ

А.Н.БУЙЛОВА

А.В.ГРИНЕНКО

П.А.МИРОНЕНКО