ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Ответы на вопросы кадастровых инженеров 30-31 мая 2013

Ответы на вопросы кадастровых инженеров 30-31 мая 2013

 

1. Когда в Ростовской области будет реализована возможность получения (предоставления) сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ГКП в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2012г. №717?

Информационный ресурс, содержащий сведения ГКН, доступ к которому будет реализован через Интернет-сайт Росреестра, в настоящее время находится в стадии разработки. В соответствии с письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 24.05.2013 №10-1673-КЛ, ввод в эксплуатацию указанного информационного ресурса планируется осуществить в ноябре 2013 года.

 

2. В какое структурное подразделение можно обратиться с запросом "О предоставлении сведений, внесенных в ГКН, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ГКН"?

Порядок получения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ГКН, будет определен к моменту ввода его в эксплуатацию. Ростовская область определена одним из пилотных регионов, для которых информационный ресурс, содержащий сведения ГКН, будет введен в эксплуатацию в первую очередь.

 

3. Нужно ли получать новые уникальные коды (ключи доступа) или можно будет использовать коды (ключи) выданные территориальными отделами Росреестра для получения сведений, внесенных в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП?

Порядок получения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ГКН, будет определен к моменту ввода его в эксплуатацию.

 

4. Какие документы, кроме запроса, необходимо предоставить для получения ключа доступа?

Порядок получения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ГКН, будет определен к моменту ввода его в эксплуатацию.

 

 

5. Каков порядок оформления технического плана зданий, которые расположены на земельных участках, не состоящих на кадастровом учете?

Учитывая положения пунктов 12, 35 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 №403 (далее - Требования), раздел «Характеристики здания» технического плана может заполняться в соответствии с:

? разрешением на ввод здания в эксплуатацию, проектной документацией или техническим паспортом здания;

? декларацией, составленной и заверенной правообладателем здания;

? кадастровой выпиской о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, или кадастровым планом соответствующей территории;

? иными документами, предусмотренными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 38 Требований, если здание расположено на нескольких земельных участках, в соответствующей строке графы 3 таблицы раздела «Характеристики здания» технического плана через запятую указываются кадастровые номера всех таких земельных участков.

Согласно пункту 53 Требований раздел «Схема расположения здания на земельном участке» технического плана (далее - Схема) предназначен для отображения местоположения здания относительно границ земельного участка, а также других объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, его частей.

При этом, учитывая положения пункта 50 Требований, отображение границ земельного участка на Схеме возможно при их наличии в государственном кадастре недвижимости. В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка, на Схеме отображается местоположение здания относительно границ кадастрового деления.

Законом о кадастре не предусмотрены основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости по причинам отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, на котором расположено здание, сведений об описании местоположения границ земельного участка, на котором расположено здание, а также расположения здания в границах нескольких земельных участках.

В данном случае в соответствующей строке технического плана проставляется знак «---» (прочерк). Письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от 14.03.2013 № ОГ-Д23-1240 (ответ на обращение кадастрового инженера).

Если здание расположено на нескольких земельных участках в соответствующей строке графы 3 таблицы раздела «Характеристики здания» технического плана указываются кадастровые номера всех земельных участков, на которых расположено здание, вне зависимости от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении их границ.

 

6. Вправе ли кадастровые инженеры при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, в границах которого расположено здание, в графической части технического плана здания указывать границы соответствующего кадастрового квартала? И будет ли здание на основе такого технического плана поставлено на кадастровый учет? (В переходный период применения 221-ФЗ указанные действия были возможны: письмо Минэкономразвития РФ от 30.12.2011 N 29972-ИМ/Д23).

Ответ в 5 вопросе.

 

7. Вправе ли с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости обращаться лица, которые призваны к наследованию? Пояснение: в настоящее время нотариус для введения в наследство принимает документы только ФГБУ «ФКП Росреестра». Но в ГКН включены сведения о ранее учтенных объектах с датой инвентаризации «прошлых лет». В большинстве случаев в момент введения в наследство объект имеет характеристики, отличные от тех, которые значатся в ГКН или объект вообще снесен. Нотариус отказывается рассматривать документы, подготовленные кадастровым инженером на день открытия наследства (тех паспорт или тех. план).

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (далее - заявители).

Кроме того, с заявлениями о государственном кадастровом учете вправе обратиться представитель заявителя, действующий в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (часть 1 статьи 20 Закона о кадастре).

Согласно пункту 4 статьи 1152, абзаца 1 пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

На основании вышеизложенного и по сложившейся практике с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости в случае смерти собственника могут обратиться наследники, принявшие наследство. Исходя из вышеназванных статей Гражданского кодекса РФ, для подтверждения принятия наследства и подачи заявления об учете изменений объекта недвижимости необходимо предоставление правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на имя наследодателя и документа, подтверждающего подачу наследником заявления нотариусу о принятии наследства или открытии наследственного дела.

 

8. Каков порядок оформления технического плана и порядок кадастрового учета и регистрации права подземного объекта (линейного объекта (газопровода), не имеющего наземных конструктивных элементов, или объекта гражданской обороны - бомбоубежища?

Положения Закона о кадастре применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 7 статьи 1 Закона о кадастре).

Порядок государственного кадастрового учета объектов недвижимости установлен главой 3 Закона о кадастре. При этом Закон о кадастре не устанавливает особенностей осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, занятых подземными сооружениями.

Постановка на государственный кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о государственном кадастровом учете и технического плана (ч. 2 ст. 16, ч. 3 ст. 22 Закона о кадастре).

Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (ч. 5 ст. 41 Закона о кадастре).

Согласно пунктам 26, 27 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 №693 (далее - Требования), в технический план включаются координаты характерных точек контура сооружения, то есть точек изменения описания контура сооружения на земельном участке. В случае, если сооружение является подземным, контур такого сооружения на земельном участке определяется как совокупность контуров конструктивных элементов такого подземного сооружения, расположенных на поверхности земельного участка. Проекция подземных конструктивных элементов сооружения не является контуром сооружения. При этом проекция подземных конструктивных элементов на Чертеже (Схеме) отображается одним из способов, указанных в пункте 26 Требований, специальными условными знаками (приложение к Требованиям).

 

9. Каков порядок оформления технического плана и порядок кадастрового учета сооружения – сложной вещи, в состав которой входят объекты с разными типами основных характеристик (протяженность, объем и т.д.)? Можно ли изготовить на сооружение - сложную вещь один технический план с «главной» характеристикой объекта учета (согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию), но при этом отразить все объекты (контуры) в составе объекта с разными типами основных характеристик (протяженность, объем и т.д.), как в текстовой части техплана, графической его части, так и в заключении кадастрового инженера?

Согласно части 5 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Таким образом, несколько зданий, в соответствии с Законом о кадастре, не могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как один объект – комплекс зданий.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

При этом действующее законодательство не содержит критериев, позволяющих четко определить, какие объекты (в каком составе и т.п.) являются соответствующим сооружением. В связи с этим, в отношении комплекса объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет в качестве сооружения при соблюдении следующих условий:

? наличие документов, подтверждающих создание такого комплекса в качестве единого объекта недвижимости (наличие разрешения на строительство, проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию);

? использование объекта недвижимости (сооружения) по одному назначению;

? однородный правовой режим.

Согласно статье 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется на основании представляемого в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов.

Состав необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов установлен статьей 22 Закона о кадастре.

Требования к подготовке технического плана сооружения утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 №693.

Письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от 10.04.2013 № ОГ-Д23-1982.

 

10. Может ли технический план помещения быть подготовлен на основании технического паспорта на такое помещение, изготовленного после 01.01.2013, принимая во внимание, что данное помещение нежилого фонда находится в составе здания – многоквартирного жилого дома (нежилое помещение, расположенное на цокольном этаже многоквартирного дома – здания – объекта жилищного фонда)? (В настоящее время Кадастровая палата не принимает технические планы помещений, подготовленные на основании технических паспортов нежилых помещений многоквартирных домов, с датой инвентаризации после 01.01.2013, ссылаясь на письмо Минэкономразвития РФ от 23.01.2013 № Д23-197. Ранее в письме Минэкономразвития РФ от 23.01.2013 № Д23-197 данный вопрос не рассматривался).

Согласно части 8 статьи 47 Закона о кадастре впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким образом, с 01.01.2013 г. положения постановлений Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (далее – Постановление №921), от 10.09.2004 №477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 477), приказа Минэкономразвития России от 05.04.2005 №70 «Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее - Приказ) не применяются, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.

Вместе с тем, статьей 19 Жилищного кодекса РФ установлено, что Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 11 формы технического плана помещения, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 29.11.2010 №583, сведения о помещении указываются в техническом плане на основе проектной документации на здание (сооружение) или технического паспорта помещения.

Соответственно, технический паспорт здания не может служить документом, на основании которого готовится технический план помещения.

Письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от 12.02.2013 № Д23и-449.

 

11. Вправе ли организации технической инвентаризации после 01.01.2013 изготавливать технические паспорта на объекты капитального строительства (жилые строения), расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства?

Ответ в 10 вопросе.

 

12. Вправе ли собственник земельного участка, при отсутствии документов на нежилое здание, в целях постановки данного здания на кадастровый учет, заполнить декларацию, на основании которой будет составлен технический план? Каким образом поставить такое здание на кадастровый учет, если отсутствуют проектная документация, разрешение на ввод или технический паспорт здания?

Согласно п. 2 и п. 4 Приложения к Приказу Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости.

Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем (далее - лицо, заполнившее Декларацию) в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости).

При этом в случае отсутствия лица, права которого на объект недвижимости зарегистрированы в ЕГРП, Декларация, исходя из положений статей 25 и 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, может быть заверена лицом, обладающем, в установленном законодательством порядке, земельным участком, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, на праве собственности или ином праве.

Письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от 17.12.2012 № Д23и-3611.

Кроме того, орган кадастрового учета не наделен полномочиями проведения проверки достоверности сведений, указанных в Декларации. Ответственность по формированию объекта учета лежит на кадастровом инженере и собственнике объекта.

 

13. Почему органы юстиции и КУИ не принимают кадастровые паспорта, полученные через веб-сервисы портала Росреестра, подписанные электронноцифровой подписью?

Вопрос о действиях органа, осуществляющего государственную регистрацию права, не относится к компетенции органа кадастрового учета.

 

14. Сроки исполнения заявок на получение кадастровых выписок, заказываемых в электронном виде? Не сразу приходит счёт на оплату и срок исполнения 7-мь рабочих дней. итого реальная задержка до 2-х недель.

По запросу о предоставлении сведений ГКН в электронном виде срок предоставления документов - 5 рабочих дней со дня оплаты. Вопрос о сроках направления счетов на оплату услуги необходимо адресовать в службу технической поддержки сайта Росреестра или в расчетную организацию.

 

15. Кадастровые выписки на единые землепользования (общедолевая собственность) приходят без учёта текущих изменений, т.е. зачастую не отражена ситуация по уже состоявшимся выделам, на которые уже оформлено право собственности или наоборот не учтены участки, на которые после состоявшихся выделов не зарегистрировано право собственности и прошло более двух лет. Соответственно мы идём в кадастровую за разъяснениями, нам обещают это исправить и мы опять платим деньги за выписку.. а зачастую исправляют частями..

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого объекта недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

 

16. При изготовлении проекта межевания и выдела, часто сталкиваемся с проблемой, что ранее участникам долевой собственности при первичном выделе не правильно внесли размер доли (просто оставили старое значение) на лицо разночтения в выписках ЕГРП и площадью если пересчитывать.

Вопрос не содержит достаточной информации для того, чтобы дать на него ответ.

 

17. Какая форма выписки из ПЗЗ должна быть включена в межевой план при проведении работ по формированию и нужна ли она?

Требования к форме выписки из ПЗЗ нормативно не установлены. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ, это может быть копия фрагмента правил землепользования и застройки, содержащая необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения, т.е. предоставленные документы должны давать возможность органу кадастрового учета проверить соблюдение требований градостроительного регламента (выписка должна содержать сведения о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, сведения о видах разрешенного использования и предельных размерах (минимальных, максимальных) земельных участков в этой зоне).

Письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от 20.04.2011 № Д23-1624.

 

18. В КВЗУ разрешённое использование - для размещения многоквартирного дома, а согласно ПЗЗ там зона Ж-1, где нет такого вида разрешённого использования. Что делать? Публичные слушания по поводу внесения изменений в ПЗЗ?

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования ("Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 №136-ФЗ).

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (часть 8 статьи 36 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 №190-ФЗ). Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9 статьи 36 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 №190-ФЗ).