Информация к сведению
Информация к сведению
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) даны определения ошибкам в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН):
- техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН;
- кадастровая ошибка – воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.
Если иное не предусмотрено Законом о кадастре, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документы, содержащие ошибочные сведения, внесенные ранее, были представлены в заявительном порядке), или в порядке информационного взаимодействия (если документы, содержащие ошибочные сведения, поступили в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре).
При этом орган кадастрового учета обязан проверить наличие технической ошибки в ГКН путем проверки соответствия сведений, содержащихся в ГКН, сведениям в документах, на основании которых они внесены.
При отсутствии технической ошибки в ГКН орган кадастрового учета принимает решение о необходимости исправления кадастровой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления такой ошибки.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то для исправления необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости.
При наличии заявления от собственника объекта недвижимости об исправлении кадастровой ошибки и документов, содержащих сведения в объеме необходимом для внесения данных исправлений, орган кадастрового учета принимает решение об устранении такой ошибки.
Итак, исходя из определения кадастровой ошибки, факт наличия кадастровой ошибки в сведениях ГКН может быть подтвержден представлением документа, ранее послужившего основанием внесения ошибочных сведений, содержащего исправленные сведения. Данные исправления должны быть внесены уполномоченным органом и надлежащим образом выполнены.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях. В этом случае орган кадастрового учета инициирует обращение в суд для решения вопроса о внесении данных изменений в сведения ГКН с приложением необходимых для принятия такого решения документов (часть 5 статьи 28 Закона о Кадастре).
Таким образом, для получения возможности инициировать обращение в суд орган кадастрового учета должен располагать документами, содержащими достоверные сведения, отличные от тех, которые ранее были включены в ГКН и явились ошибочными.
Кроме того, по истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя (часть 7 статьи 28 Закона о кадастре). Изменения в ГКН вносятся с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре.
Однако в настоящее время орган кадастрового учета ограничен в возможности проведения учетных действий в указанном выше порядке, так как:
- без участия заявителя орган кадастрового учета не может получить в свое распоряжение документы, указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, а порядок направления запросов в органы, которые также могли бы располагать такими документами, отсутствует; - в ГКН отсутствует картографическая основа, отвечающая установленным требованиям и позволяющая исправить местоположение границ;
- органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений до настоящего времени не установлен порядок, на необходимость которого указано данной нормой Закона о кадастре.
Действительно, наиболее часто встречающимся типом кадастровой ошибки (в кадастровом округе «Ростовский») является недостоверность местоположения границ земельных участков, а теперь уже и местоположение границ объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Учитывая, что исправление таких ошибок осуществляется в порядке, установленном для учета изменений, кадастровый инженер, как минимум, должен руководствоваться всеми требованиями, предъявляемыми к исполняемому им межевому плану.
Такими, в том числе, являются требования к необходимости обоснования такого или иного местоположения границ объекта недвижимости. В отношении земельных участков данные требования изложены в частях 9, 10 статьи 38 Закона о кадастре.
Данными нормами определено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка, являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Также, требованиями к межевому плану установлено, что при отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ГКН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, например:
- описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
- сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Минэкономразвития России от 14.12.2012 № 27701-ПК/Д23и, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
Полагаю необходимым довести до сведения кадастровых инженеров, что на ответственном хранении в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области находятся такие документы государственного фонда данных, как:
- проекты перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий, послужившие основанием для принятия муниципальными районами решений о передаче в общую долевую собственность граждан земель сельскохозяйственного назначения;
- проекты перераспределения по передаче земель в ведение сельских советов;
- материалы графического учета земель сельскохозяйственного предприятия и др.
Прошу принять эту информацию к сведению, при этом обращаю внимание, что держателем и распорядителем государственного фонда данных являются территориальные органы Росреестра, соответственно, запросы о предоставлении в пользование или на ознакомленных данных материалов необходимо направлять в Управление Росреестра по Ростовской области.
Источник: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.to61.rosreestr.ru/kadastr/info_kadastr/inf