ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Типовые ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при оформлении межевых и технических планов

Типовые ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при оформлении межевых и технических планов

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Согласно ст. 37 Закона о кадастре к документам, которые оформляются кадастровыми инженерами в результате выполнения кадастровых работ, в том числе относится межевой план.

 

В соответствии с ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Требования).

 

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области совместно с филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области проведен анализ содержания межевых планов, представленных в орган кадастрового учета в качестве документа для осуществления кадастрового учета, за I квартал 2012 года. В некоторых случаях межевые планы, подготовленные кадастровыми инженерами в результате выполнения кадастровых работ, не соответствуют Требованиям, что является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся следующие:

 

1. При подготовке межевых планов в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, кадастровыми инженерами реквизит «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» заполняется с нарушениями п. 58 Требований, согласно которому вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) о виде разрешенного использования исходного земельного участка.

В случаях, когда вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования такого образуемого земельного участка указывается в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании Градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав приложения к межевому плану).На практике имеют место случаи отсутствия в составе приложения к межевому плану документов, на основании которых в реквизит «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» внесены сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка.

 

2. В соответствии с п. 26 Требований в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в приложение к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков. Однако при подготовке межевых планов не всегда включаются в состав документов приложения, оформленные в письменной форме, выражающие согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.

 

3. В нарушение Требований кадастровыми инженерами полностью либо частично не заполняется реквизит «6» «Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком с кадастровым номером _____», что приводит к несоответствию межевого плана по содержанию на основании п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.

Вместе с тем правила заполнения реквизита «6» «Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком с кадастровым номером _____», установлены п.п. 68 и 69 Требований. В графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» приводятся следующие сведения о правообладателях смежных земельных участков:

- в отношении физического лица - фамилия, имя и отчество (отчество указывается при наличии);

- в отношении российского юридического лица - сокращенное наименование;

- в отношении иностранного юридического лица - сокращенное наименование, страна регистрации (инкорпорации);

- в отношении Российской Федерации - слова «Российская Федерация» и наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации при согласовании местоположения границ земельных участков;

- в отношении субъекта Российской Федерации - полное наименование субъекта Российской Федерации и наименование исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, уполномоченного представлять интересы субъекта Российской Федерации при согласовании местоположения границ земельных участков;

- в отношении муниципального образования - полное наименование муниципального образования (согласно уставу муниципального образования) и наименование органа местного самоуправления, уполномоченного представлять интересы муниципального образования при согласовании местоположения границ земельных участков;

- в отношении иностранного государства - полное наименование иностранного государства и наименование лица, уполномоченного представлять интересы иностранного государства при согласовании местоположения границ земельных участков;

- вид права;

- адрес для связи с правообладателем смежного земельного участка.

При отсутствии в сведениях ГКН, на основе которых подготовлен межевой план, информации о правообладателях смежных земельных участков, указанные в пункте 68 Требований сведения вносятся в межевой план на основании представленных правообладателями смежных земельных участков документов о правах на земельные участки, а также выписок о зарегистрированных правах (ограничениях (обременениях) прав), выданных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» дополнительно приводятся реквизиты таких документов.

 

4. При наличии договора подряда на выполнение кадастровых работ, предусматривающего составление межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, реквизит «4» раздела «Исходные данные» межевого плана независимо от наличия в ГКН сведений о таких объектах недвижимости должен быть заполнен кадастровым инженером в соответствии с п. 41 Требований.

В данном случае в реквизите «4» раздела «Исходные данные» указываются: наименование (вид), расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект, и т.д.).

В нарушение п. 41 Требований кадастровым инженером не указываются сведения об объекте недвижимости с соответствующими идентификационными признаками.

 

5. В соответствии с п.п. 83, 84 Требований, если межевой план оформляется по результатам выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков и уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка.

 

В акте согласования указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, обладающих смежными земельными участками на праве, указанном в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре. При этом копии таких документов в состав приложения не включаются.

 

При участии в согласовании местоположения границы земельного участка представителя заинтересованного лица, в акте согласования после указания его фамилии и инициалов приводятся слова «по доверенности», с указанием реквизита документа, или указывается норма федерального закона - если полномочия представителя основаны на указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

 

В случае, если полномочия юридического лица представлены лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, в акте согласования вместо реквизитов доверенности приводятся реквизиты выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

 

В согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

 

Во всех вышеперечисленных случаях при предоставлении для осуществления кадастрового учета земельного участка заявления и приложенного к нему межевого плана участка с указанными нарушениями, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.

 

На основании изложенного, в целях уменьшения количества принимаемых органом кадастрового учета решений об отказах в осуществлении кадастрового учета земельных участков, обращаем ваше внимание на необходимость проверки межевых планов на соответствие требованиям, установленным к их подготовке.

Источник: http://to61.rosreestr.ru/kadastr/info_kadastr/tipovie_oshibki/