Аннулирование аттестата кадастрового инженера
В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ кадастровую деятельность с 01.01.2011г. имеют право осуществлять только кадастровые инженеры, получившие в установленном порядке квалификационные аттестаты.
Согласно п. 4 части 7 ст. 29 Закона о кадастре квалификационный аттестат кадастрового инженера аннулируется в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).
По мнению Минэкономразвития России, в соответствии с письмом заместителя министра Минэкономразвития России И.Е.Манылова от 27.07.10г. №13293-ИМ/Д23, в качестве грубых нарушений требований Закона о кадастре к выполнению кадастровых работ, допущенных кадастровым инженером, могут рассматриваться нарушения, повлекшие принятие органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, установленным пунктом 3 части 2, пунктами 2, 4, 5, 6 части 3, частью 4, частью 5 статьи 27 Закона о кадастре.
При определении грубых нарушений кадастровым инженером требований Закона о кадастре к оформлению документов, подготавливаемых в результате выполнения кадастровых работ, необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. Такими документами, подготовка которых согласно Закону о кадастре осуществляется кадастровым инженером, являются:
- межевой план;
- технический паспорт;
- акт обследования.
Требования к подготовке указанных документов установлены статьями 38-42 Закона о кадастре. При этом частью 12 статьи 38, частью 10 статьи 41 и частью 3 статьи 42 Закона о кадастре предусмотрено, что форма и требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В частности, форма и требования к подготовке межевого плана установлены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008г. № 412 (далее – Приказ).
Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, при оформлении межевого плана его форма должна соответствовать форме, утвержденной Приказом, а содержание должно отвечать требованиям к подготовке текстовой и графической частей межевого плана, установленным статьями 38 и 40 Закона о кадастре, а также Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом ( далее – Требования).
При этом при осуществлении проверки межевого плана на соответствие требованиям к его подготовке, установленным Законом о кадастре, к грубым нарушениям указанных требований могут быть отнесены, в частности:
- несоответствие разделов или реквизитов какого-либо раздела межевого плана установленной форме (несоответствие требованиям к форме межевого плана);
- отсутствие в межевом плане сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в зависимости от вида выполненных кадастровых работ, либо внесение в межевой план необоснованных сведений об объекте кадастровых работ (несоответствие требованиям к содержанию межевого плана).
Необходимо отметить, что классифицироваться как грубые нарушения требований к оформлению межевого плана могут только нарушения однозначно урегулированных Законом о кадастре или изданными в его развитие нормативными правовыми актами правил. Так, например, до нормативного урегулирования требований к определению средней квадратической погрешности положения характерной точки границы или к определению предельно допустимой погрешности определения площади, указанные сведения в межевом плане не могут быть причиной принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, не могут рассматриваться в качестве причины принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета такие элементы оформления межевого плана, как:
- размер полей;
- вид, размер и цвет шрифта;
- тип и толщина линий;
- размер ячеек таблиц;
- размеры специальных условных знаков (приложение к Требованиям);
- иные формальные недостатки, допущенные при подготовке межевого плана, которые не влияют на достоверность и обоснованность, содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а также на возможность внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости.