ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности

Саморегулируемые организации.

На сегодняшнюю дату (12.03.2012г.) обязательного членства обязательного членства для кадастрового инженера нет.

Статья 34. Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности (ФЗ "о ГКН").

Согласно ст. 2. Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулированием является самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Следовательно, саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Этой же статьей предусмотрено, что указанное право на объединение в саморегулируемую организацию есть и у кадастровых инженеров.

Они вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства.

Эти некоммерческие организации должны быть основаны на членстве кадастровых инженеров. Цель их создания:

- обеспечение условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров;

- установление обязательных для членов таких объединений правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров;

- осуществление контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров.

Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности создаются и действуют на основании закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Гражданского кодекса РФ и Федерального.

К саморегулируемым организациям предъявляются следующие требования (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ):

- объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида;

- наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

- обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 были утверждены Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций.

Настоящим Постановлением установлено, что за внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций взимается плата в размере 1000 руб.

Данные Правила устанавливают порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. В свою очередь реестр является федеральной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций, в соответствующей сфере деятельности (в настоящем случае - в кадастровой деятельности).

Реестровая запись указаны, в частности, следующие сведения:

- номер реестровой записи и дату включения в реестр сведений о саморегулируемой организации;

- полное и сокращенное (если имеется) наименование саморегулируемой организации и ее организационно-правовая форма;

- почтовый адрес (место нахождения) исполнительного органа саморегулируемой организации (почтовый индекс, субъект РФ, район, город (населенный пункт), улица (проспект, переулок и др.) и номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса);

- регистрационный номер записи о внесении сведений о саморегулируемой организации в реестр;

- дату принятия и номер решения уполномоченного органа о внесении (исключении) сведений о саморегулируемой организации в реестр, а также основания исключения сведений о саморегулируемой организации из реестра;

- перечень членов саморегулируемой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности и другие сведения, предусмотренные указанными Правилами и федеральными законами.

Для того, чтобы приобрести статус саморегулируемой организации некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган заявление о включении организации в реестр с приложением следующих документов:

- копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

- копии устава некоммерческой организации;

- копий документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, заверенных некоммерческой организацией;

- копий свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей, заверенных некоммерческой организацией;

- перечня членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;

- документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;

- копий документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, копий положений о таких органах и копий документов о составе участвующих в их работе лиц;

- копий стандартов и правил саморегулируемой организации;

- документа, подтверждающего внесение платы за внесение сведений о некоммерческой организации в реестр;

- иных документов, необходимость представления которых для приобретения статуса саморегулируемой организации предусмотрена федеральными законами.

Выше указанные документы представляются в уполномоченный орган уполномоченным лицом некоммерческой организации непосредственно или могут быть направлены почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Уполномоченный орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, и их соответствия требованиям Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ.

Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней с даты представления указанных документов вносит сведения о некоммерческой организации в реестр либо принимает решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в реестр.

Основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в реестр является представление некоммерческой организацией не всех документов или их несоответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ.

В течение 3 рабочих дней с даты внесения сведений о некоммерческой организации в реестр либо решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в реестр уполномоченный орган направляет такой некоммерческой организации письменное уведомление о внесении в реестр либо мотивированный отказ во внесении в реестр.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ саморегулируемая организация имеет право:

- от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

- участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

- вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

- запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Кроме того, в соответствии с положениями указанной статьи саморегулируемая организация наряду с определенными правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

В данной статье тем самым расширяет круг возможностей саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.

Кроме вышеперечисленных прав данная категория саморегулируемых организаций вправе:

- представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в частности, при рассмотрении спора, связанного с принятием органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, - факт принятия указанного решения органа кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета является очень существенным, так как принятие неоднократно в течение календарного года органом кадастрового учета этого решения по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных данным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, является основанием для аннулирования квалификационного аттестата (п. 7 ст. 29 комментируемого Закона). Саморегулируемая организация в сфере кадастровой деятельности может представлять интересы кадастрового инженера, входящего в состав организации при рассмотрении, в частности, спора по указанному предмету;

- Согласно п. 1 настоящей статьи разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими кадастровой деятельности, правила поведения при осуществлении этой деятельности, правила деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров - данное право прямо предусмотрено при перечислении целей деятельности саморегулируемой организации;

- получать от органа кадастрового учета информацию о результатах деятельности своих членов;

- осуществлять контроль за кадастровой деятельностью своих членов, а именно за соблюдением ими правил осуществления кадастровой деятельности, поведения при осуществлении этой деятельности, деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров;

- рассматривать жалобы на действия своих членов – согласно ст. 10 ФЗ "О саморегулируемых организациях" жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации рассматриваются соответствующим органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия. Процедура их рассмотрения определяется внутренними документами саморегулируемой организации;

- применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными внутренними документами меры ответственности - указанный орган саморегулируемой организации вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:

вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

наложение на члена саморегулируемой организации штрафа;

вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;

иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.

Следовательно, рассмотренные выше права саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности предоставлены им для осуществления ими своей деятельности в целях, указанных вп.1 данной статьи , а именно для обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, установления обязательных для членов таких объединений правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров.

Так же Российским законодательством устанавливается запрет на заключение саморегулируемыми организациями договоров подряда на выполнение кадастровых работ.

Это связанно с:

- саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности являются некоммерческими и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям (ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Цели рассматриваемых саморегулируемых организаций определены в п. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости» и никаким образом не соотносятся с заключением ею договоров подряда;

- в соответствии со ст. 31 комментируемого Закона кадастровый инженер может выбрать одну из двух предложенных Законом форм организации своей кадастровой деятельности:

либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

либо в качестве индивидуального предпринимателя;

 

В первом случае, договор заключается юридическим лицом, но работы выполняются кадастровым инженером, во втором - договоры с заказчиком заключает непосредственно кадастровый инженер, действующий в качестве индивидуального предпринимателя

ПИСЬМО от 30 декабря 2009 г. N Д23-4508 О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ