ООО "Судебно-экспертная служба "ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Ростов-на-Дону

пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А
+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Заключительное положение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило получить ряд выводов методического, теоретического и практического характера:

  1. В Ростовской области на территории земель сельскохозяйственного назначения был создан широкий слой собственников земельных долей, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, владельцев земельных участков, занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством, что привело к формированию сложного производственно-территориального комплекса. Поэтому для осуществления этой работы необходимо создание нормативно-методической базы оформления договорных отношений между пользователями земельных участков и их собственниками.

При этом степень социально-экономического влияния на повышение эффективности сельскохозяйственных земель должна определяться с учетом землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием реформ, консолидацией форм собственности личных подсобных хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв и т.д.

  1. Эколого-экономический анализ земельных ресурсов показал, что в последние годы значительно улучшилось законодательное регулирование земельных отношений, которое строится на принципах соблюдения законных интересов общества, а также отдельных граждан.

Законодательное регулирование состоит из законов и подзаконных актов, содержащих правовые нормы, которые в свою очередь не в полной мере создает правовые условия для единого подхода к эколого-экономической оценке земельных участков. Правовые нормы должны определять права, обязанности и ответственность предприятий, учреждений, организаций и граждан по использованию и охране природы. В этой связи важное практическое значение в охране природной среды должны иметь подзаконные правовые нормы, устанавливаемые постановлениями, приказами, директивами, положениями и инструкциями министерств и ведомств.

  1. Решение экономических проблем должно рассматриваться с учетом экологических факторов. Экономический механизм можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления – это система организационно-экономических мер по поводу использования и охраны земли. Так, планирование использования и охраны земли должно осуществляться посредством организационно-административного метода управления, но в плановых актах содержатся элементы экономического воздействия на землепользователей. Так же необходимо осуществлять непосредственное использование экономических мер. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры.

Практика применения правовых мер показала, что использование только прямых методов воздействия на землепользователей на основе отношений власти и подчинения является недостаточно эффективным, так как не приводит к заметному улучшению состояния земельных и других ресурсов. Следовательно, нужно развивать экономические рычаги, основанные на материальной заинтересованности, на косвенном управлении земли и экономики в целом.

4. Исследование развития земель сельскохозяйственного назначения показало, что собственникам земельных участков, землевладельцам, и арендаторам земельных участков необходимо проводить следующие мероприятия:

Во-первых, по улучшению земель:

  • внесение минеральных удобрений под высеваемые культуры в объеме не менее 30 кг/га в действующем веществе на посевную площадь;
  • внесение различных видов органических удобрений и полную заделку измельченных пожнивных остатков, побочной продукции сельскохозяйственных культур с применением азотных удобрений;
  • использование в структуре посевных площадей одного из следующих компонентов: многолетних трав, зернобобовых культур, занятых и сидеральных паров;
  • выращивание подсолнечника на площади, не превышающей 15 процентов общей площади пашни;
  • размещение зерновых колосовых культур на одном поле не более 3 лет подряд;
  • соблюдение установленных регламентов применения, средств защиты растений, стимуляторов роста и удобрений, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации.

Во-вторых, не допускать существенного снижения плодородия почв сельскохозяйственных земель по следующим показателям:

  • снижение в пахотном горизонте (0 - 20 см) содержания органического вещества на 20 процентов, средневзвешенного содержания подвижного фосфора и обменного калия - на 20 процентов;
  • увеличение площадей земель с очень низкой и низкой обеспеченностью этими элементами на 10 процентов;
  • загрязнение земель сельскохозяйственного назначения пестицидами и агрохимикатами выше предельно допустимых концентраций.

В-третьих, содействовать проведению агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения.

В-четвертых, выполнять обязательные мероприятия по охране почв от эрозии и других деградационных процессов в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства или адаптивно-ландшафтной системой земледелия.

В-пятых, не допускать использование земель сельскохозяйственного назначения, приводящее к зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а равно захламление земель бытовыми и производственными отходами.

В-шестых, не допускать сжигания пожнивных остатков и побочной продукции сельскохозяйственных культур на землях сельскохозяйственного назначения.

В-седьмых, обеспечить проведение мероприятий по семеноводству и выполнение фитосанитарных требований по выращиванию сельскохозяйственных культур:

  • применение высокорепродукционных семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, адаптированных к условиям региона;
  • соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян сельскохозяйственных культур;
  • использование для посева семян зерновых колосовых и зернобобовых культур не ниже третьей репродукции;
  • проведение фитосанитарных мероприятий по обеззараживанию семян, борьбе с сорной и карантинной растительностью, болезнями и вредителями.

В-восьмых, иметь документы, подтверждающие выполнение основных требований к рациональному использованию земель.

В-девятых, нести ответственность за достоверность сведений статистической отчетности, представленных в государственные органы.

  1. Как показали исследования, у нынешних работников нет ни финансовых средств, ни достаточной рабочей силы для расширения объема землепользования. В настоящее время большая масса сельских жителей имеет в наличии только ручные орудия труда (тяпки, вилы, лопаты). Должна быть создана совершенно другая материально техническая база, так как развитие производства продукции личными подсобными хозяйствами зависит от ее уровня. В личных подсобных хозяйствах снижение трудоемкости работ является одной из первоочередных задач. Для обработки приусадебных участков, переработки продукции, наборе технических средств для животноводства личным подсобным хозяйствам нужны: минитехника, сеялки, доильные аппараты.
  2. Как показали наши исследования, личные подсобные хозяйства производят продукцию для собственного потребления. На наш взгляд рассчитывать на то, что личные подсобные хозяйства станут основными производителями продукции для снабжения городского населения еще рано.

В животноводстве для развития личных подсобных хозяйств необходимо обеспечение кормами, проблема сбыта продукции. Также у владельцев личных подсобных хозяйств возникают проблемы с приобретением молодняка. Основной проблемой в развитии является слабая материально-техническая база. Не стимулируется деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований хозяйствующих субъектов по организации закупок у населения.

При комплексном подходе к решению их проблем будет улучшено положение личных подсобных хозяйств. Для этого со стороны государства должна быть оказана поддержка, стимулирующие развитие.

7. Исследование развития личных подсобных хозяйств позволил выявить основные пути развития:

  • создание рыночной инфраструктуры для малых производителей, на которых личные подсобные хозяйства имели бы возможность сбывать все излишки продукции.
  • развитие потребительских кооперативов позволит в сельской местности, наладить производственный сервис, в связи с чем многие работы будут выполняются качественно, без опозданий.
  • решить потребность денежных средств хозяйств населения. Возникает необходимость, создания кредитных кооперативов. Требуется финансовая поддержка со стороны государства.
  • уменьшить отток молодежи из сельской местности, предоставив им жилье, кредиты на сельскохозяйственную технику для уменьшения тяжелого физического труда.

8. При исследовании современной сложившейся эколого-экономической ситуацию в Ростовской области мы пришли к выводу, что в перспективе будут развиваться следующие типы хозяйств:

  • мелкие приусадебные хозяйства – потребительского типа. Которые обеспечивают только членов семьи, необходимыми продуктами питания в нужном количестве. Как показали исследования, владельцы таких хозяйств – пенсионеры, одинокие домохозяйки;
  • средние по размеру личные подсобные хозяйства, потребительского типа, владельцы которого излишки продукции реализуют на рынке заготовительным организациям. Количество членов семьи 2-3 человека;
  • товарные хозяйства. Это крупные личные подсобные хозяйства, владельцы которого свыше 50% произведенной продукции реализуют. Эти хозяйства функционируют на базе интеграционных связей с другими формами хозяйствования. Как правило, в таких хозяйства используется труд их владельцев, а также привлекается не работающие родственники;
  • личные подсобные хозяйства, которые специализируются на производстве конкретной продукции (свиноводство, скотоводство, выращивание цветов и др.);
  • хозяйства, владельцы которых привлекают других граждан (арендный подряд);
  • объединения личных подсобных хозяйств с другими предприятиями по производству, переработке и реализации продукции;
  • фермерский тип личных подсобных хозяйств.

9. Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим личным подсобным хозяйствам повысить свою конкурентоспособность, выжить в условиях рыночной экономики.

Большую роль в этом должен сыграть исследование хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств, основными задачами которого являются:

  • выявление механизмов устойчивого развития землепользования;
  • изучение использования земельных ресурсов с учетом сложившейся экологической ситуации
  • осуществление систематического контроля за выполнением плана снижения себестоимости продукции;
  • изучение влияния факторов на изменение ее уровня;
  • выявление резервов снижения себестоимости продукции;
  • выявление возможностей снижения себестоимости продукции и разработка мероприятий, направленных на освоение выявленных резервов.

10. При исследовании развития личных подсобных хозяйств было выявлено, что на себестоимость производимой продукции влияют экологические факторы. В диссертации определена себестоимость производимой продукции с учетом экологических факторов. Так же определены факторы влияющие на получение прибыли с учетом экологии.

11. Исследование развития личных подсобных хозяйств, показало, что основной удельный вес в себестоимости зерна занимают затраты на удобрение полей, нефтепродукты, амортизация основных средств, накладные расходы. Зарплата производственных рабочих составляет небольшую долю в составе затрат, так как все процессы на производстве зерновых культур в основном механизированы. Основной рост затрат происходит по таким статьям, как оплата труда, удобрения, нефтепродукты, услуги автотранспорта. Основная экономия получена за счет сокращения расходов на ремонт основных средств и защиту растений от вредителей и болезней, что нельзя оценить положительно. Сокращение затрат на ремонт основных средств приводит к повышению степени их изношенности, а на защиту растений — к снижению урожайности культур, что в свою очередь вызывает рост постоянных затрат на единицу произведенной продукции.