ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


1.3. Эколого-экономические аспекты рационального землепользования аграрного промышленного комплекса

1.3. Эколого-экономические аспекты рационального землепользования аграрного промышленного комплекса

Земля как один из основных элементов биосферы и части окружающей среды имеет многоплановое значение. Это пространственный базис социально-экономической деятельности человека, размещения производительных сил и расселения людей, источник минеральных ресурсов, основное средство сельскохозяйственного производства. Исторически земля всегда была важнейшим первичным фактором производства сельскохозяйственной продукции и материальной основой жизни. Несмотря на грандиозные успехи научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, достижения биологии, химии, генной инженерии, земельные ресурсы остаются фундаментом человеческой цивилизации, национальным богатством и главным средством сельскохозяйственного производства.

Земля в сельскохозяйственном производстве используется как предмет труда. Человек воздействует на ее верхний почвенный слой и создает необходимые агротехнические условия для роста и развития сельскохозяйственных культур.

Земля также является средством труда, когда при возделывании сельскохозяйственных культур используются механическая структура почвы, ее физические и биологические свойства для получения сельскохозяйственной продукции. Земля — главное средство производства в сельском хозяйстве [83, с 476].

Природные ресурсы в совокупности с социальной и производственной сферой составляют окружающую среду. Под термином окружающая среда понимают природную среду, окружающую человека, включая созданные им жилые строения, промышленные предприятия, объекты водоснабжения. Ок­ружающая среда выполняет такие важные функции, как экономическую, био­логическую и социальную. Экономическая функция способствует обеспечению сельскохозяйственного производства необходимыми ресурсами, биологическая направлена на поддержание здоровья человека, а социальная содействует созданию возможностей для духовного развития общества.

В общественном производстве природные факторы подразделяются на природные ресурсы и природные условия. Природные ресурсы общество ис­пользует для удовлетворения своих потребностей и включает их непосредст­венно в сферу материальной деятельности. Природные условия в свою очередь представляют собой силы природы, необходимые для деятельности человека, но не участвующие непосредственно в его производственной и не производственной деятельности. Природные ресурсы и природные условия в совокупности составляют природные факторы существования общества.

Основными элементами в системе природопользования агропромыш­ленного комплекса являются земельные, водные, лесные ресурсы, а также минеральное сырье для выработки материальных ресурсов. В органическом единстве с живыми организмами (растениями, животными, микроорганизма­ми), климатом, рельефом, воздухом они образуют эколого-экономическую систему. В ней формируются необходимые условия для производства про­дукции, призванной удовлетворять потребности общества [64, с 258 - 259].

Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение в экономике сельского хозяйства и страны в целом. В сферах производственной деятельности человека роль земли неодинакова. В промышленности она функционирует как фундамент или пространственный операционный базис для размещения производства. Особое значение приобретает земля в добывающих отраслях промышленности. Здесь процесс производства и получения продукции не зависит от качества почвы, рельефа и многих других свойств, присущих земле. В сельском хозяйстве получение продукции связано именно с качественным состоянием земли, с характером и условиями ее использования. Она является важной производительной силой, без которой немыслим процесс сельскохозяйственного производства [64, с 99].

Важным как с научной, так и с народнохозяйственной точки зрения является понимание рационального использования и охраны земли. При этом земля должна использоваться с максимальным учетом ее естественных свойств и вновь созданного качественного состояния. Говоря об использовании земли, имеется в виду ее функционирование в сфере общественного производства [132, с 22].

В наших исследованиях мы используем следующие основные понятия:

  • плодородие земель сельскохозяйственного назначения – способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;
  • государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения – установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения – сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий;
  • деградация земель сельскохозяйственного назначения – ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;
  • загрязнение почв – содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения;
  • агротехнические мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • агрохимические мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей природной среды;
  • мелиоративные мероприятия – проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;
  • фитосанитарные мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений;
  • противоэрозионные мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии;
  • агрохимическое обслуживание – деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения [113, с 15].

Основные направления рационального использования земельных ресурсов и их охраны определяются следующими долгосрочными целями:

  • стабилизация природной среды путем создания системы средостабилизирующих и особо охраняемых территорий, способных поддерживать экологический баланс;
  • вовлечение в сельскохозяйственное производство выбывших из сельскохозяйственного использования земель, предотвращение деградации земель;
  • восстановление утраченных вследствие нерациональной хозяй­ственной деятельности и деградации первоначальных свойств и качеств земельных угодий, соответствующих окружающим природным условиям;
  • переход на ресурсосберегающие технологии и системы хозяйственного использования земель.

В решении этих проблем большая роль принадлежит федеральным целевым программам, как важнейшему средству реализации политики государства, активного воздействия на экономические и экологические процессы.

Рациональное использование земельных ресурсов предполагает ведение их мониторинга, который представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда и предназначен для своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, ее целевого назначения и характера использования [15, с 136 – 137].

Природа и ее ресурсы являются средой, объектом, результатом жизни и хозяйственной деятельности людей, которые приводят как к положительным, так и отрицательным последствиям. Это требует рациональной организации природопользования.

Рациональное природопользование – это сознательное регулирование природохозяйственных связей на экономической основе. Оно базируется на всестороннемучете и оценке природных ресурсов, их регулировании и использовании в хозяйственном механизме. Рациональное землепользование представляет собой всестороннюю деятельность, посредством которой организуется использование земельных ресурсов, приносящее в итоге наибольшую пользу и экономическую выгоду.

Рациональное природопользование состоит из экономической эффективности использования и воспроизводства земельных ресурсов. На рисунке 2 показана их взаимосвязь [132, с 23].

 

Рис. 2. Структура рационального землепользования ЛПХ

Земельные отношения как специфическая сфера производственных отношений общества, возникающих между людьми в области владения и пользования землей, являются всеобщим условием труда и средством производства и приобретают в условиях развития рыночной экономики исключительное значение. Это связано с быстрым ростом числа собственников, увеличением количества участников земельных отношений, расширением круга правовых действий, совершаемых с земельными участками. Поэтому центральное звено радикального реформирования агарного сектора российской экономики представляет земельная реформа. Ее осуществление сопровождалось рядом земельных преобразований и в первую очередь в сельской местности. Их целью было создание механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель. Основные направления этих изменений сформулированы в федеральной президентской программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1998-2001 годы».

Осуществление этой программы проводилось поэтапно.

На первом этапе, исходя из того, что земля в условиях рыночной экономики является в сельской местности не только средством производства, но она все больше вовлекается в оборот, необходимо было провести реорганизацию сельскохозяйственных предприятий и приватизацию ими земель. К 1998 г. был создан широкий слой собственников земельных долей, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения, владельцев земельных участков, занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством. Для осуществления этой работы потребовалось создание нормативно-методической базы оформления договорных отношений между пользователями земельных участков и их собственниками.

В ходе земельных преобразований в сельской местности проводились землеустроительные работы, связанные с правовым, экономическим и экологическим обоснованием реформ, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв и т.д.

Для успешного проведения этого этапа потребовалось создать основы землеустройства в условиях перехода к рыночной экономике [124, с 35].

Пренебрегать законами экологии опасно, ибо заговорили об экологическом кризисе, вырождении человечества и угрозе его скоротечной гибели. Пренебрежение законами экономики зачастую ведет к низкому жизненному уровню населения, нищете, экономическому краху. Экономика и экология, их диалектичность проявляются через инженерную экологию и санитарную охрану окружающей среды.

В настоящее время многие ученые считают, что собственно экологических проблем не существует, а существуют эколого-экономические проблемы.

Только совершенствование экономических отношений, которое может привести к совершенствованию технологий, позволит в будущем вкладывать достаточные средства в охрану окружающей среды (ресурсосбережение, угроза загрязнений и последствия, отходы производств) [92, с 252 – 253].

Устойчивость в широком смысле рассматривается как способность системы стремиться из различных исходных состояний к некоторому равновесию. Поэтому под экологически устойчивым развитием сельского хозяйства следует понимать такое развитие при котором достижение экономических результатов осуществляется без ущерба для природы и человека в настоящем и будущем. Следует рассматривать в диалектическом единстве экономику и экологию сельского хозяйства, чтобы высокие темпы экономического роста производства продукции способствовали решению экологических и социальных проблем на селе. При этом важны не только учет экологического фактора, но и понимание того, что необходимо произвести такое количество сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах, которое оптимально обеспечивало бы население экологически чистыми продуктами питания, а промышленность – сырьем.

Основой экологически устойчивого развития сельского хозяйства является, прежде всего, повышение эффективности земледелия, рациональное использование земельных ресурсов.

Агроэкологическое состояние земель сельскохозяйственного назначения постепенно ухудшается. Все более ощутимо проявляется негативное влияние как естественных, так и антропогенных факторов на процессы деградации земель. Это климатические и гидрологические факторы; нерациональное ведение богарного и орошаемого земледелия; интенсивный выпас скота; промышленное и сельскохозяйственное загрязнение; бесхозяйственность, чрезмерная интенсификация землепользования и т.д.

Эколого-экономический анализ земельных ресурсов Российской Федерации подтверждает, что их агроэкологическое состояние кризисное. Продолжается интенсивное сокращение сельскохозяйственных угодий.

По данным Государственных (национальных) докладов о состоянии и использовании земель Российской Федерации, значительно расширились площади земель, подвергнутых водной и ветровой эрозии, загрязнению промышленными выбросами и отходами агропромышленного производства, подвергшихся антропогенным воздействиям. Значительные площади земель имеют повышенную кислотность и 42,7 млн. га (32,9 %) нуждаются в известковании. Площадь пашни с низким содержанием фосфора составляет 42,5 млн. га, или 32,6 %. На площади 36 млн. га почвы насоленные и солонцеватые. Усилились процессы заболачивания, зарастания угодий кустарником и мелколесьем, опустынивания.

В конце 90-х годов и начале XXI в. агроэкологическое состояние земель ухудшилось. Более половины (57 %) сельскохозяйственных угодий являются эрозионно опасными и эродированными, в том числе 65 % пашни. В составе сельскохозяйственных угодий каждый третий гектар кормовых угодий эрозионно опасен, подвержены эрозии и пастбища [15, с 115 – 116].

Природоохранное законодательство регулирует общественные отношения, действия должностных лиц и отдельных граждан, направляя эти действия в интересах государства и общества.

Оно состоит из законов и подзаконных актов, содержащих правовые нормы. Правовые нормы определяют права, обязанности и ответственность предприятий, учреждений, организаций и граждан по использованию и охране природы. Важное практическое значение в охране природной среды имеют подзаконные правовые нормы, устанавливаемые постановлениями, приказами, директивами, положениями и инструкциями министерств и ведомств. Юридическая сила и сфера действий подзаконных правовых норм определяются рангом и компетенцией министерств или ведомств, принявших их. К правовым нормам относятся стандарты и различные нормы и правила проектирования, строительства, эксплуатации и т. д., утверждаемые министерствами и ведомствами. Эти нормы имеют правовое значение, так как несоблюдение их сопряжено с ответственностью нарушающих их организаций и лиц.

Высшей юридической силой обладает Конституция России, в которой изложены и обоснованы положения по охране окружающей среды. В настоящее время действует ряд законов, определяющих содержание, порядок использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, атмосферного воздуха, животного мира, земли, вод, лесов, недр [92, с 299].

Эколого-экономическая эффективность характеризует результативность процесса производства сельскохозяйственной продукции с учетом его экологического влияния на окружающую природную среду. Другими словами, это эффективность использования наряду с материальными и трудовыми затратами, связанными с ликвидацией или предупреждением загрязнений и разрушений природной среды, и с учетом потерь сельскохозяйственной продукции вследствие ухудшения экологической обстановки. Все расчеты такого рода базируются на показателях эколого-экономического воздействия (ущерба или эффекта), а также эколого-экономической эффективности текущих затрат и капитальных вложений [84, с 111].

Существующие механизмы распоряжения землей забюрократизированы, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять пе­реход земли к эффективно работающим собственникам. Отсутствует система реальных гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению их инвестиционной привлекательности. Размеры и структура земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, имеют место деградация и уничтожение плодородия почв, хотя истины ради надо отметить, что процесс этот начался еще в последнее десятилетие советской власти. Финансирование мероприятий в сфере землепользования мизерно и осуществляется по остаточному принципу. Земельные отношения крайне политизированы. На сегодняшний день фактически все земельные ресурсы страны, включая и федеральные земли, находятся в распоряжении органов местного самоуправления, которые на практике осуществляют отвод земель и их перераспределение. В эти годы государство выпустило из своих рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. Это обернулось ростом темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия почв и обустройству территорий, крайнему ослаблению материальной базы АПК, отсталостью его инфраструктуры, неэффективностью городского землепользования.

Сложившееся сегодня положение с регулированием земельных отношений в России является результатом того, что в стране политические интересы и ведомственные амбиции превалируют над общими экономическими соображениями и целями. Реализация земельной политики не является всесторонней и последовательной, неэффективен контроль над земельной политикой и ее реализацией, имеет место дублирование обязанностей по осуществлению земельной политики восемью федеральными ведомствами, недостаточна институциональная готовность к реализации механизмов передачи государственных земель другим землепользователям, отсутствуют финансовые механизмы, основанные на залоге земли, нарушен баланс между хозяйственным освоением земель и защитой их от деградации.

Практическая реализация новых земельных отношений, основанных на рыночных механизмах, вызывает необходимость решения большой группы проблем комплексного развития национальной и региональных экономик. Речь идет об эффективном землепользовании, основанном на территориальном разделении труда, экономном использовании земельно-ресурсной базы, оптимальном пространственном развитии структуры поселений [77, с 5].

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных интересов. Экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупность. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм,направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли. Различные уровни управления экономикой, т. е. уровень Российской Федерации в целом, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления и землепользователей образуют систему экономического механизма.

Экономический механизм можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления – это система организационно-экономических мер по поводу использования и охраны земли. Так, планирование использования и охраны земли осуществляется посредством организационно-административного метода управления, но в плановых актах содержатся элементы экономического воздействия на землепользователей. Планируется и непосредственное использование экономических мер. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры.

Элементы экономического механизма управления землями начали активно развиваться в СССР с 60-х гг. ХХ в. До этого времени проблемы использования и охраны земли решались в основном на базе административно-правовых методов – путем запретов, ограничений, мер административного и уголовного воздействия. Практика применения правовых мер показала, что использование только прямых методов воздействия на землепользователей на основе отношений власти и подчинения является недостаточно эффективным, так как не приводит к заметному улучшению состояния земельных и других ресурсов. Поэтому был сделан вывод о необходимости развития экономических рычагов, основан­ных на материальной заинтересованности, на косвенном управлении землями и экономикой в целом.

В условиях становления рыночной экономики изменяется роль экономических мер воздействия на субъектов права на землю, соотношение экономического и административно-организационного механизмов использования и охраны земли.

Практика выработала такие исходные начала, принципы экономического управления землями, как платность землепользования, научная обоснованность, ответственность [21, с 98].