ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


3.1. Механизмы устойчивого развития землепользования личных подсобных хозяйств

3.1. Механизмы устойчивого развития землепользования личных подсобных хозяйств

Деятельность граждан по ведению личных подсобных хозяйств должна подтверждаться учетом, проведение которого на сегодняшний день сталкивается с рядом трудностей. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственных книгах содержатся основные сведения о личном подсобном хозяйстве для учета их деятельности.

Как показывают наши исследования, личные подсобные хозяйства являются главными производителями картофеля и овощей – в 2008 году производство картофеля и овощей в общей массе составило 66 % и 52% соответственно.

Так, хозяйствами населения в 2008 году было накопано 250,4 тыс. тонн картофеля и собрано 287,1 тыс. тонн овощей.

В индивидуальном секторе сельского хозяйства по итогам 2008 года:

  • произведено (реализовано на убой в живом весе) 212,5 тыс. тонн скота и птицы, прирост объемов составил 5,5 % по сравнению с 2007 годом;
  • молока надоено 791,4 тыс. тонн (на 5,2% больше уровня аналогичного периода прошлого года);
  • получено яиц 423,5 млн. штук.

По состоянию на 1 марта 2009 года хозяйствами населения произведено 39,7 тыс. тонн мяса, что составляет 101,6 % к показателю 2008 года на эту же дату, 61,4 тыс. тонн молока, что на уровне 2008 года на эту же дату.

Наши исследования развития показывают, что хозяйства населения продолжают наращивать поголовье крупного рогатого скота: на 1 января 2009 г. численность КРС составила 398,5 тысяч голов, что на 1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Увеличена численность овец на 4,3% и составляет 499,5 тыс. голов. При этом наблюдается снижение поголовья свиней на 12% и составляет 516,7 тыс. голов. Следовательно, для устойчивого развития личных подсобных хозяйств необходимо оказывать различные меры поддержки со стороны государства, с учетом экономических, экологических и социальных аспектов.

Под экономически устойчивым землепользованием личных подсобных хозяйств нами понимается способность под воздействием различных факторов продолжать функционировать с достаточной эффективностью в сложившейся экологической ситуации. В противном случае личные подсобные хозяйства граждан оказываются не способными к развитию.

В настоящее время существует множество определений устойчивого развития, и их количество продолжает расти. Это отражает как сложность самого понятия, включающего социальные, экономические, экологические аспекты развития человечества, так и несовпадение взглядов представителей разных научных направлений.

Устойчивое развитие личных подсобных хозяйств

 

Экологический

механизм

 

Экономический механизм

 

 

Социальный

механизм

 

Рис. 7. Механизмы устойчивого развития личных подсобных хозяйств

Устойчивое развитие как экономическая категория довольно масштабное понятие поэтому, мы согласны с авторами, которые определяют его как сбалансированное функционирование трех составляющих: природы, общества и экономики. Устойчивое развитие личных подсобных хозяйств будет зависеть экологического, экономического и социального механизмов (рис 7).

Экологический подход предполагает направить усилияобщества на хранение природных ресурсов, вводя ограничения на различные виды деятельности с точки зрения отдаленных результатов воздействия на окружающую среду. Социальный подход ориентирован на борьбу с неравенством возможностей. Экономический подход определяет устойчивое развитие как соблюдение баланса между хозяйственной деятельностью человека и окружающей природной средой. Поэтому современные ученые-экономисты различают понятия устойчивого развития в соответствии с объектом рассмотрения, т.е. развитие биосферы, государства, региона, города, отрасли, личного подсобного хозяйства и т.д. Такое разграничение понятий позволяет решать проблемы в соответствии с определенным экономическим и территориальным уровнями, что в свою очередь не вызывает путаницы.

Как показывают наши исследования, для устойчивого развития личных подсобных хозяйств необходимо сохранения внутренней стабильности и сохранения (повышения) эффективности функционирования при воздействии различных факторов (внутренних и внешних). Для устойчивого развития необходимо сохранение состояния личных подсобных хозяйств, сохранять изменения его важных параметров в заданных пределах, эффективно функционировать в результате воздействия внешних и внутренних факторов, такими параметрами рассматриваются: платежеспособность, наличие собственных оборотных средств, квалифицированного рабочего персонала [96, с 78].

При этом устойчивое развитие личных подсобных хозяйств будет зависеть от целенаправленного использования имеющихся земельных ресурсов.

Необходимо отметить, что чем эффективнее и качественнее система управления ресурсов и механизмов, тем легче личным подсобным хозяйствам противостоять негативным процессам среды окружения и тем выше его устойчивость.

Поиск новых путей выхода из сложившегося природохозяйственного кризиса, успешное решение эколого-экономических проблем невозможно без научного исследования земельных отношений, основ процесса природопользования, решение не благоприятных тенденций. Поэтому необходимо изучение эколого-экономической альтернативы традиционной деятельности человека, анализ несостоятельности современных концептуальных методологических принципов приоритетов присущих как административно-командной, так и рыночной систем хозяйствования и выступающих объективными предпосылками замены их качественно новым прогрессивным мировоззрением, которому адекватны идейно-теоретические постулаты стратегии эколого-экономического развития.

Исследуя современную сложившуюся эколого-экономическую ситуацию в Ростовской области, мы пришли к выводу, что в перспективе будут развиваться следующие типы хозяйств:

  • мелкие приусадебные хозяйства – потребительского типа, обеспечивающие только членов семьи, необходимыми продуктами питания в нужном количестве. Как показали исследования, владельцы таких хозяйств – пенсионеры, одинокие домохозяйки;
  • средние по размеру личные подсобные хозяйства, потребительского типа, владельцы которого излишки продукции реализуют на рынке заготовительным организациям. Количество членов семьи 2-3 человека;
  • товарные хозяйства. Это крупные личные подсобные хозяйства, владельцы которого свыше 50% произведенной продукции реализуют. Эти хозяйства функционируют на базе интеграционных связей с другими формами хозяйствования. Как правило в таких хозяйства используется труд их владельцев, а также привлекается не работающие родственники;
  • личные подсобные хозяйства, которые специализируются на производстве конкретной продукции (свиноводство, скотоводство, выращивание цветов и др.);
  • хозяйства, владельцы которых привлекают других граждан (арендный подряд);
  • объединения личных подсобных хозяйств с другими предприятиями, по производству, переработке и реализации продукции;
  • фермерский тип личных подсобных хозяйств [58 с. 89].

С целью выявления проблем развития личных подсобных хозяйств нами были произведен опрос граждан ведущих личные подсобные хозяйства. Нами опрошено 148 граждан ведущих личные подсобные хозяйства нескольких районов Ростовской области. Исследования проводились с целью перспективного развития в условиях рыночной экономики.

Результаты исследования были следующие: 32,2% граждан ведущих личные подсобные хозяйства ответили, что полученную продукцию потребляет только семья, 28,7% - продукцию потребляет семья ведущая личное подсобное хозяйство и родственники, 26,6% - часть полученной продукции реализуют, 12,5% - узкоспециализированные личные подсобные хозяйства, направленные на продажу продукции.

Нами было выявлено, что граждане ведущие личные подсобные хозяйства испытывают трудности при реализации произведенной продукции.

Как показывают наши исследования, причиной сдерживающую реализацию продукцию являются низкие цены.

Изучение развития личных подсобных хозяйств показывает, что объем реализованной продукции граждан не большой, но суммарный объем реализованной продукции значителен.

Так же 44,5 % граждан ответили, что им для развития личных подсобных хозяйств необходимо расширение земельной площади, 24,2% – обеспечение животных кормами, 19,2% – привлечение дополнительной рабочей силы, 12,1% – другие факторы.

Отсутствует организация сбыта продукции, что для развития личных подсобных хозяйств играет главную роль, возникает необходимость создания потребительских кооперативов.

Кооперативы позволяют гражданам ведущим личные подсобные хозяйства коллективно осуществлять то, что они не в состоянии делать самостоятельно из-за малых размеров. Интеграция закупок и сбыта продукции многочисленных личных подсобных хозяйств в кооперативах позволяет гражданам ведущих личные подсобные хозяйства действовать как единой и крупной фирме при сохранении индивидуальности и самостоятельности. Так же граждане ведущие личные подсобные хозяйства получают право формировать и поддерживать кооперативы для выполнения маркетинговых функций, чтобы избежать хозяйственных отношений с крупным бизнесом и соответственно и соответственно улучшать условия сделок с ним.

Кооперативы способствуют гражданам ведущих личные подсобные хозяйства получение прибыли от реализованной продукции в решении следующих задач:

  • увеличение прибыли за счет повышения эффективности производства продукции, усиление позиций в торговых переговорах и сделках;
  • предоставляют услуги и товары, которые граждане ведущие личные подсобные хозяйства не могли бы получить;
  • снижают издержки при закупке материально-технических ресурсов и маркетинге продуктов;
  • повышение качества товаров и услуг;
  • стабилизации и расширения рынков сбыта своей продукции.

Личным подсобным хозяйствам не хватает техники, 1,9% опрошенных граждан имеют трактор, 7,8% – мотоблок.

Следовательно, основная масса граждан обрабатывает свои участки вручную. Отсутствие техники делает труд малопроизводительным увеличивает продолжительность рабочего дня, физически тяжелым. Тяжелые условия труда не благоприятно складываются на условия здоровья людей.

Для развития личных подсобных хозяйств необходимо наладить производство минитехники, средства для обработки продукции и других средств механизации. Из-за кризиса в сельском хозяйстве происходит истощение земли.

Как показывают наши исследования граждане забрасывают личные подсобные хозяйства, земельные участки зарастают кустарником, заболачиваются. Внесение удобрений, в связи с его дороговизной уменьшается. В Ростовской области, происходит истощение почв, снижения в ней гумуса.

Так же необходимо отметить, что безработица в Ростовской области очень велика. Кризис в сельском хозяйстве привел к росту пьянства, падению нравственности, старения деревни.

Наши исследования показывают, что личные подсобные хозяйства – это важный фактор трудового воспитания. С раннего возраста дети вовлекаются к труду на земле, в первую очередь происходит становление личности, упорство, любовь к земле, природе.

Землепользование преследует преимущественно экономические цели, не разделимые с экологическими. Право землепользования – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию и охране земли как многофункциональному (особого) природного компонента биосферы планеты.

Землепользование – приоритетный вид землепользования в целях охраны жизни и здоровья человека; рационального использования других компонентов биосферы. Следует различать землепользование как различные фактические способы извлечения полезных свойств (качеств) основного компонента биосферы и право землепользования как установленный государством юридический порядок извлечения этих свойств (качеств) для определенных законодательством участников земельных отношений. Правильное землепользование не ухудшает землепользование, а улучшает. Поэтому основными целями охраны окружающей среды личными подсобными хозяйствами должны являться: предотвращение деградации и улучшение и восстановление земель (рис. 8) [80, c107-115].

Цели охраны земель

 

Предотвращение деградации и нарушения плодородия земель, либо других антропогенных последствий хозяйственной и иной деятельности человека

 

Улучшение и восстановление земель, земель подвергшихся деградации, или другим неблагоприятным воздействиям

Так же необходимо отметить, что нужно не только расширять пахотные земли, но и сохранять те земли, которые уже используются личными подсобными хозяйствами, выполнять мероприятия по охране земель (рис 9).

Рис.8. Цели охраны земель в личных подсобных хозяйствах

 

6. Рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременному вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот

 

7. Сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением целостности почвенного покрова

 

2. Защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, засорения производственными и бытовыми отходами, биогенного загрязнения и других процессов, ведущих к деградации земель

 

3. Защите от заражения сельскохозяйственных угодий (других земель) бактериально – паразитическими и карантинными вредителями, болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель

 

4. Ликвидация последствий биогенного загрязнения и засорения земель

 

5. Сохранению достигнутого уровня мелиорации

 

Содержание и охрана земель включает в себя мероприятия по:

 

  1. Сохранению объема почв и их плодородию 


Рис. 9. Мероприятия по содержанию и охране земель в личных подсобных хозяйствах.

Механизмы воздействия вреда окружающей природной среды включаются: оценка вреда, основания для возмещения вреда и порядок возмещения вреда (рис 10).

 

Бесспорный порядок внесения обязательных платежей в фонд охраны окружающей среды

 

Исковой порядок взыскания вреда разрешения спора в арбитражном или суде

 

Факт выбросов (сбросов)

 

Факт нарушения

 

3. Порядок возмещения вреда

 

2. Основания для возмещения вреда

 

Правомерный

 

Неправомерный

 

По объему и составу выбросов (сбросов)

 

По стоимости потерь в природной среде и хозяйства

 

Б) Правовая оценка вреда

 

В) Экономическая оценка вреда

 

А) Социальная оценка вреда

 

Экономический вред

 

Экологически ущерб

 

В механизм воздействия вреда окружающей природной среды включаются:

 

1 Оценка вреда

 

Рис. 10 Механизм воздействия на окружающую среду личными подсобными хозяйствами

Экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды заключается в заинтересованности природопользователей.

Для развития личных подсобных хозяйств необходимо вести учет природных ресурсов, планирование их использования, меры стимулирования и ответственности, экономическое регулирование. Эффективность использования природных ресурсов и их контроль будет зависеть от информационной базы. В кадастре происходит система сбора, группировки хранения и обновления сведений. В первую очередь кадастр очередь кадастр необходим для планирования использования ресурсов, определение ущерба наносимого окружающей среде и расчета налоговых платежей. В экономической литературе под планированием понимают разработку мероприятий по природопользованию и окружающей среде с распределением их объема в территориальном и временном разрезе.

В Ростовской области планирование и финансирование природохозяйственных мероприятий осуществляют в рамках федеральных и региональных целевых программ; на уровне отдельных предприятий планируют мероприятия по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Экономическое регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для граждан ведущих личные подсобные хозяйства соответствующих нормативов, например: налоговые ставки процент за кредит, льготное финансирование, контроль над ценами, платежи за пользование природными ресурсами, и загрязнения окружающей среды.

На наш взгляд личные подсобные хозяйства необходимо рассматривать как основную структуру, относительно самостоятельных структур многоукладной агроэкономики в сравнении с другими укладами и структурами (ООО, КФХ). Для развития личных подсобных хозяйств необходимо повысить занятость населения на основе предпринимательства.

Решающим фактором в развитии личных подсобных хозяйств является поддержка их со стороны государства. В первую очередь нужно решить проблемы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и материально-техническую ресурсы (удобрения, горючесмазочные материалы, сельскохозяйственную технику. Для повышения эффективного производства в личных подсобных хозяйствах со стороны государства нужно создать уровень материально-технических ресурсов, который бы обеспечивал бы их успешное развитие. Решить эту проблему можно дотациями со стороны государства за реализованную продукцию; снизить трудоемкость работ в личных подсобных хозяйствах. Эффективное развитие продукции в личных подсобных хозяйствах зависит от уровня материально-технической базы, договорных отношений. Развитие личных подсобных хозяйств должно происходить с учетом спроса на произведенную продукцию. Необходимо отметить система договоров с личными подсобными хозяйствами существовала и раньше. В условиях перехода на рыночные отношения нужны другие подходы в договорных отношениях. На наш взгляд развитие личных подсобных хозяйств зависит от развития кооперационных связей как между личными подсобными хозяйствами, так и с другими формами сельскохозяйственных предприятий. Например при кооперации личного подсобного хозяйства в рамках одного предприятия (акционерного общества и др.). происходит слияние в единый процесс, результатом является получение наибольшего количества сельскохозяйственной продукции, соответственно высокого качества и наименьшими затратами. Для успешного развития личных подсобных хозяйств необходимо создавать на селе жилищно-коммунальные условия. Жителем сельских поселений необходимо создать такие условия, чтобы они перестали думать о переезде в город, для обеспечения своего благополучия. По нашему мнению развитие личных подсобных хозяйств возможно при условии решения на селе социальной проблемы.

Следовательно для развития производства в личных подсобных хозяйствах необходимо предусмотреть комплексное решение организационных, экономических, экологических и социальных условий при поддержке со стороны государства.

По нашему мнению важным направлением аграрной политики в Ростовской области для развития личных подсобных хозяйств является:

  • регулирование сбыта продукции;
  • стимулирование поставок сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд, при этом необходимо обеспечить социальными гарантиями лиц, занятых в хозяйствах.

Мы считаем личные подсобные хозяйства могут претендовать на поддержку со стороны государства потому, что:

  • личные подсобные хозяйства – одна из категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей (аграрный протекционизм);
  • личные подсобные хозяйства – широко распространенная форма ведения хозяйства граждан (стимулирование занятости);
  • воздействие властей на социальную структуру и отношений собственности на селе.

В Ростовской области необходимо стимулировать и развивать села:

  • низкие процентные ставки по жилищным займам и дифференцированное регулирование ставки и сроков кредитования;
  • возврат жилищных займов сельскохозяйственной продукцией.
  • кредитование сельскохозяйственных предприятий продолжающим строительство жилья для своих работников:

а)прямыми финансовыми субсидиями

б) частично освободить их от обязательств по формированию регионального продовольственного фонда [148].

Если владельцы личных подсобных хозяйств будут иметь государственную поддержку не только в организационном, но и в социально-правом плане, тогда хозяйства населения могут стать одним из направления сельскохозяйственного производства и снижения социальной напряженности на селе например: снижения уровня безработицы.