ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


2.3. Эколого-экономическое состояние личных подсобных хозяйств в современных условиях

2.3. Эколого-экономическое состояние личных подсобных хозяйств в современных условиях

Как показывают наши исследования экология и экономика тесно взаимосвязаны друг с другом. При развитии личных подсобных хозяйств решались пути наиболее эффективного (полезные результаты с наименьшими затратами) ведения хозяйства. При этом с экономической точки зрения не были усчитаны затраты ущерба, наносимого природе. Природу безжалостно использовали как резервуар для отходов. Нет материальной заинтересованности граждан, ведущих личные подсобные хозяйства в бережном обращении к природе. Главная причина доведения экологии до кризисного состояния - недостаток денежных средств, для защиты окружающей среды. В личных подсобных хозяйствах стали понимать только после того когда это состояние стало оказывать отрицательное влияние на условия производства продукции и соответственно на получение прибыли, в поле зрения экономики стали входить экологические проблемы.

Вопреки намерениям реформаторов ведущими секторами сельскохозяйственного производства стали не фермерские хозяйства и не акционированные коллективные хозяйства, а личные подсобные хозяйства сельских жителей. Не имея никаких средств механизации (отчасти в силу неразвитости рынка малогабаритной техники, приспособленной для использования в приусадебных хозяйствах, но в большей степени из-за отсутствия средств у сельского населения для их приобретения), владельцы ЛПХ смогли удвоить объемы производства и товарности этой категории хозяйств исключительно за счет увеличения затрат собственного труда. Однако экспансия мелкотоварного производства имеет и много минусов - происходит натурализация хозяйства, возврат к натуральным (бартерным) формам обмена, к архаичным способам производства, несоблюдение требований агротехники, обострение экологических и социальных проблем [58, с 78 – 80].

Обвал аграрного производства из-за резкого ограничения ресурсов усугубил экологические проблемы вопреки мнению о том, что сокращение применения минеральных удобрений и пестицидов повысит экологическую безопасность сельского хозяйства.

Дело в том, что без удобрений и гербицидов невозможно осуществлять почвозащитные системы земледелия. Без применения агрохимических средств чаще всего нереально получить продукцию высокого качества. Без них немыслима интенсификация использования лучших земель, которая позволила бы вывести из активного оборота деградирующие земли. Суще­ствует определенный для разных ландшафтов минимальный уровень при­менения агрохимических ресурсов, позволяющий освоить экологически сбалансированные системы земледелия.

Сокращение производства противоэрозионной техники поставило под угрозу существование противоэрозионных систем обработки почвы. Разрушение почвозащитных и мелиоративных систем земледелия, противоэрозионной организации территории, примитивизация агротехники, кустарщина, низкий уровень производственной культуры крестьянина, не приобщенного к современным технологическим средствам, и, стало быть, примитивное производство продукции низкого качества, развитие деградации земель — вот чего можно ожидать от хозяйствования, брошенного в стихию дикого рынка. Это уже происходит. Подавляющее большинство товаропроизводителей теряют квалификацию, которая и раньше не отличалась высоким уровнем. В этих условиях крайне необходимо сформировать стратегию и тактику научно-технологического и материально-технического обеспечения АПК на всех уровнях.

К сожалению, сельскохозяйственная наука в России не была ориентирована на достижение строгих количественных и качественных параметров конечной продукции и соответственно на создание точных технологий, что явилось одной из причин традиционной технологической отсталости сельского хозяйства [100, с 122].

К сожалению не все граждане использующие личные подсобные хозяйства могут позволить приобрести различные виды удобрений в силу их дороговизны.

Агрохимическое обследование – это мониторинговое мероприятие, оно дает возможность оценить уровень плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и выработать грамотную стратегию их использования. Проводится с 1964 года и должно иметь сплошной характер, т.к. при увеличении числа необследованных полей понижается достоверность обобщения результатов по районам и по области.

Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение общей экологической обстановки. В настоящее время назрела необходимость проведения комплекса агрохимических мероприятий, организациии мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирования информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения.

Лимит областных средств на возмещение части стоимости агрохимического обследования пашни на 2009 год – 10 млн. рублей. Потребность была заявлена 9-тью районами области. Это Багаевский, Белокалитвенский, Волгодонской, Зерноградский, Морозовский, Ремонтненский, Семикаракорский, Советский и Тацинский районы. В настоящее время обследование выполнено на площади 595 тыс. га, что составляет 83% от планируемого объема работ. По районам этот процент колеблется от 48% в Советском районе до 100% в Семикаракорском.

На сегодняшний день по данному направлению складывается экономия в размере 3,2 млн. рублей. Причина нехватки средств - вполне объяснима. Вместе с тем,  после получения компенсации по минеральным удобрениям у сельхозтовапроизводителей есть реальная возможность провести указанные работы. В связи с этим, необходимо проведение разъяснительной работы с сельхозтоваропроизводителями о необходимости проведения агрохимобследования.

Согласно Постановлениям Правительства РФ от 31.01.09 № 80 «Об утверждении правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку отдельных подотраслей растениводства» и от 20.02.06 № 99 О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" одно из требований получения федеральной поддержки в области растениеводства – проведение агрохимического обследования полей. Целью  данных мер является сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Таблица 30

Классификация деградационных процессов

на землях сельскохозяйственного назначения

Эколого-экономические показатели

Содержательная сущность и специфика проявления деградационных процессов в сферах сельскохозяйственного производства

1

2

Дегумификация почвенного слоя

Процессами деградации почвенного покрова и регресса естественно-природной концентрации гумуса охвачено свыше 7,4 млн. га аграрных угодий Ростовской области. Основными причинами дегумификации выступают эрозионные процессы и минерализация земель в полевых и овощных севооборотах. На территории отдельных районов (Дубовского, Орловского, Зимовниковского и др.) потери гумусного слоя достигают 1,5 %. Средневзвешенное содержание гумуса в пахотном слое донских черноземов сократилось с 4,0 до 3,2 %, а в каштановых почвах – с 2,8 до 2,0 %. В Ростовской области практически отсутствуют сельскохозяйственные территории с бездефицитным балансом гумусосодержащих образований. Чрезвычайно сильны тенденции дегумификации на орошаемых почвах и почвах, подвершенных активной водной эрозии (Волгодонской, Семикаракорский, Веселовский, Пролетарский и Багаевский районы Ростовской области).

Увеличение щелочности и карбонатности земель

Тенденции техногенного усиления щелочности и карбонатности сельскохозяйственных угодий доминируют практически на всей территории Ростовской области и многократно усугубляются процессами дефляции почв, водной и ветровой эрозии.

Вторичное засоление и осолонцевание пахотного горизонта

Наиболее активны процессы вторичного засоления и осолонцевания земель на территории Орловского, Ремонтненского, Дубовского и Заветинского районов Ростовской области, охватывая, в общей сложности 2,5-3,0 млн. га и стремительно прогрессируя в связи с расширением заболоченных площадей и ухудшением состояния оросительных систем. В течение последнего десятилетия величина подвергшихся засолению сельхозугодий возросла на 82,4 тыс. га (в том числе пахотного горизонта – 44,1 тыс. га).

 

 

Продолжение табл. 30

1

2

Деградация растительности и опустынивание

Деградационные тенденции, связанные с опустыниванием аграрных угодий, доминируют на сельскохозяйственных территориях Верхнедонского, Шолоховского, Миллеровского и Кашарского районов Ростовской области, достигая 1,3-1,5 млн. га. Продуктивность пастбищ регрессировала с 6,4 до 5,1 ц/га, а сенокосов – с 22,8 до 16,8 ц/га сена, препятствуя эффективному развитию донских животноводческих отраслей.

Переуплотнение пахотного слоя

Процесс деформации земельного горизонта сельскохозяйственной техникой получил наибольшее распространение на орошаемых площадях Мартыновского, Волгодонского и Цимлянского районов ростовской области, превышая, в общей сложности, 0,5-0,7 млн. га.

 

Улучшение и эффективное использование земель и их охрана являются важнейшими проблемами современности. Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве в процессе производства подвергается антропогенным изменениям, вызывающим эрозионные процессы, переувлажнение, засоление и загрязнение земель отходами производства (табл. 30).

Рациональное использование земельных ресурсов обеспечивается путем усиления работы по сохранению сельскохозяйственных угодий, повышения эффективности использования земель, активизации работ по созданию и развитию систем земельного кадастра, совершенствования государственного управления и усиления контроля в области землепользования.

Охрана земель должна включать в себя систему правовых, экономических, экологических и организационных мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышения плодородия почв. Важным условием в этом является определение экологического состояния сельскохозяйственных земель, которое можно определить по предельному коэффициенту [91, с 89 – 90].

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 16.04.2009 № 182 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области» главам муниципальных образований области рекомендовано возложить обязанности по контролю за исполнением правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области на должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.

Правила устанавливают обязательные требования к собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, регламентируют деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, направленную на сохранение и восстановление плодородия почв, получение определенного уровня урожайности сельскохозяйственных культур, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и развитие животноводства [93].

Собственники земельных участков землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков обязаны:

1. Проводить обязательные мероприятия по улучшению земель:

  • внесение минеральных удобрений под высеваемые культуры в объеме не менее 30 кг/га в действующем веществе на посевную площадь;
  • внесение различных видов органических удобрений и полную заделку измельченных пожнивных остатков, побочной продукции сельскохозяйственных культур с применением азотных удобрений;
  • использование в структуре посевных площадей одного из следующих компонентов: многолетних трав, зернобобовых культур, занятых и сидеральных паров;
  • выращивание подсолнечника на площади, не превышающей 15 процентов общей площади пашни;
  • размещение зерновых колосовых культур на одном поле не более 3 лет подряд;
  • соблюдение установленных регламентов применения, средств защиты растений, стимуляторов роста и удобрений, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации.

2. Не допускать существенного снижения плодородия почв сельскохозяйственных земель по следующим показателям:

  • снижение в пахотном горизонте (0 - 20 см) содержания органического вещества на 20 процентов, средневзвешенного содержания подвижного фосфора и обменного калия - на 20 процентов;
  • увеличение площадей земель с очень низкой и низкой обеспеченностью этими элементами на 10 процентов;
  • загрязнение земель сельскохозяйственного назначения пестицидами и агрохимикатами выше предельно допустимых концентраций.

3. Содействовать проведению агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения.

4. Выполнять обязательные мероприятия по охране почв от эрозии и других деградационных процессов в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства или адаптивно-ландшафтной системой земледелия.

5. Не допускать использование земель сельскохозяйственного назначения, приводящее к зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а равно захламление земель бытовыми и производственными отходами.

6. Не допускать сжигания пожнивных остатков и побочной продукции сельскохозяйственных культур на землях сельскохозяйственного назначения.

7. Обеспечить проведение мероприятий по семеноводству и выполнение фитосанитарных требований по выращиванию сельскохозяйственных культур:

  • применение высокорепродукционных семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, адаптированных к условиям региона;
  • соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян сельскохозяйственных культур;
  • использование для посева семян зерновых колосовых и зернобобовых культур не ниже третьей репродукции;
  • проведение фитосанитарных мероприятий по обеззараживанию семян, борьбе с сорной и карантинной растительностью, болезнями и вредителями.

8. Иметь документы, подтверждающие выполнение основных требований к рациональному использованию земель.

9. Нести ответственность за достоверность сведений статистической отчетности, представленных в государственные органы.

Критерием рационального использования земель сельскохозяйственного назначения является определенный уровень урожайности основных сельскохозяйственных культур (озимая пшеница, яровой ячмень, подсолнечник, кукуруза на зерно, горох).

Снижение уровня урожайности этих культур на 15 процентов в сравнении со среднерайонными показателями является основным показателем нерационального использования земель.

Среднерайонный уровень урожайности основных сельскохозяйственных культур рассчитывается с учетом плодородия почв и наличия территорий с орошением.

Основанием для проведения инспекционных проверок является снижение уровня урожайности, вышеперечисленных культур.

Контроль за соблюдением правил осуществляется:

должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль;

сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках производственного контроля.

При проведении инспекционных проверок учитываются данные следующих документов:

  • годового отчета о финансово-производственной деятельности;
  • технологических карт возделывания сельскохозяйственных культур;
  • книг истории полей;
  • документов, удостоверяющих сортовые, посевные и фитосанитарные качества семян;
  • актов о применении пестицидов и агрохимикатов;
  • результатов обследований уровня плодородия почв;
  • проектов внутрихозяйственного землеустройства или адаптивно-ландшафтной системы земледелия;
  • паспортов почв.

Лица, виновные в нарушении рационального использования земель сельскохозяйственного назначения несут административную ответственность, предусмотренную Областным законом от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

В соответствии с главой 6 Закона неисполнение собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначении – влечет наложение административного штрафа [95].