ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


1.1. Развитие личных подсобных хозяйств населения в России

1.1.     Развитие личных подсобных хозяйств населения в России

Изучение литературных источников показало что, проблемы развития личных подсобных хозяйств имеют глубокие исторические корни. Первым серьезным намерением разрешения аграрного вопроса была реформа 1861 г., отменившая крепостное право. Крестьянство было освобождено от господства помещиков, но самодержавие сделало все, чтобы сохранить интересы и привилегии поместного дворянства. После реформы помещики не только сохранили свои земли, но и захватили от 20 до 40% лучших земель крестьян. У помещиков оказалось около 80% всех частновладельческих земель. Полученную по реформе землю крестьяне обязаны были выкупать [44, с 77].

На наш взгляд предпосылками появления личных подсобных хозяйств связано с отменой крепостного права, так как в ходе подготовки к реформе были высказаны предложения о предоставлении приусадебных участков крестьянам.

Следующим этапом аграрной реформы в России была реформа П.А. Столыпина (1907 г.). Широко распространенным было мнение о том, что Столыпин был сторонником насильственного разрушения общинного хозяйства. В действительности он поддерживал различные формы землепользования и землевладения. Выступая в Думе 10 мая 1907 года, он заявил: «Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная» [102, с 121].

Следует отметить, что эту реформу Столыпину удалось осуществить только частично. Прежде всего, не везде крестьяне добровольно выходили из общины, кое-где допускались принудительные выделы земли.

Таким образом, крестьяне не имели ни права частной, ни личной собственности на землю.

Октябрьская революция открыла новую эру в развитии земельных отношений. Принятый 8 ноября 1917 года Декрет о земле положил начало преобразованиям всего земельного строя России. Основополагающим принципом Декрета о земле стал принцип национализации земли, ее недр, лесов и вод, как важнейших природных богатств. Декретом о земле отменялась полностью частная собственность на землю, предусматривалось и обращение ее во всенародное достояние, а также учреждалась исключительная собственность на землю государства, создавался единый земельный фонд страны и устанавливалось государственное управление им. В этом документе отмечалось, что формы пользования землей должны быть свободны: хуторская общинная, артельная в зависимости от того, как этот вопрос будет решен в том или ином селении.

Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную и единоличную. Отсюда вытекает следующий принцип декрета – принцип свободы выбора землепользования [134, с 129].

Чтобы смягчить социально-политическую обстановку в деревне рабочим совхозов и колхозов разрешалось иметь приусадебный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

По мнению З.И. Калугиной «ЛПХ как специфическая форма производства при социализме зародилась в конце 1920-х годов в процессе коллективизации индивидуальных хозяйств и было основано на государственной форме собственности на основе средства производства, включая землю, и личном труде владельцев ЛПХ и членов их семей» [58, с 55].

Хотя в экономической литературе отмечены другие годы появления ЛПХ, так например, В.А. Белянов считает «первым периодом 1930-1950 гг., когда личное подсобное хозяйство понималось, в основном, как рудимент от хозяйств крестьян – единоличников, не создаваемый коренными отношениями социализма» [15, с 17].

Примерный Устав сельскохозяйственной артели 17 февраля 1935 г., установил, что в личное пользование каждого колхозного двора выделяется по небольшому участку в виде приусадебной земли (огород, сад) из общественных земельных угодий. В личном пользовании колхозного двора остаются: жилые постройки, его личный скот и птица, хозяйственные постройки, необходимые для содержания скота, находящегося в личном пользовании колхозного двора. Так же Примерный Устав определил размеры приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, которые могут колебаться от 1/4 до 1/2 га (в некоторых регионах до гектара).

Каждый колхозный двор в земледельческих районах с развитым животноводством может иметь в личном пользовании 2-3 коровы и кроме того молодняк, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев.

Каждый колхозный двор в районах кочевого животноводства, где земледелие не имеет почти никакого значения, а животноводство является всеобъемлющей формой хозяйства, может иметь в личном пользовании от 8 до 10 коров и кроме того молодняк, 100-150 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы, до 10 лошадей, от 5 до 8 верблюдов [94].

Итак, согласно Устава земля закреплялась за артелью в бессрочное и бесплатное пользование, а члены колхозов имели право на приусадебные участки и личное подсобное хозяйство.

Примерный Устав отразил большие социально-экономические преобразования в советской деревне, существенные изменения в правовом положении колхозов, развитии их земельных, имущественных, трудовых и управленческих отношений, происшедшие со времени принятия Примерного Устава сельскохозяйственной артели 1935 г. В нем сформулированы основные направления дальнейшего развития колхозного строя в СССР: укрепление и развитие колхозной собственности и на ее основе хозяйственной самостоятельности колхозов, расширение социальных прав и обязанностей членов колхоза и закрепление материальных и юридических гарантий их осуществления, развитие колхозной демократии, привлечение широких масс колхозников к управлению колхозным производством.

С принятием Примерного Устава колхоза 1969 г. начался новый этап в систематизации и кодификации колхозного законодательства. Примерным Уставом и уставами отдельных колхозов регулируются главным образом внутриколхозные (и некоторые внешнеколхозные) отношения, причем не во всем их объеме, а лишь в основном, главном, принципиальном. Детально же многие стороны внутриколхозной жизни с учетом конкретных условий и особенностей каждого колхоза регулируются правилами внутреннего распорядка, положениями об оплате труда и внутрихозяйственном расчете и др [63, с 58].

Так в примерном уставе колхоза от 28 ноября 1969 г. отмечалось, что семья колхозника (колхозный двор) может иметь в собственности жилой дом, хозяйственные постройки, продуктивный скот, птицу, пчел и мелкий сельскохозяйственный инвентарь для работ на приусадебном участке.

Устанавливались размеры приусадебного участка земли под огород, сад и другие нужды, который предоставляется в пользование семье колхозника (колхозному двору). Их размеры составляли до 0,50 гектара, включая землю, занятую постройками, а на поливных землях до 0,20 гектара.

Размеры предоставляемых участков устанавливаются с учетом количества членов семьи колхозника (колхозного двора) и их трудового участия в общественном хозяйстве колхоза. Необходимо отметить, что размеры имеющихся приусадебных участков, установленные в соответствии с ранее действовавшим Уставом сельскохозяйственной артели, могут сохраняться.

Приусадебные участки выделялись колхозникам около их жилых домов (квартир) в меньшем размере, предоставляя им остальную часть земельного участка за пределами жилой зоны населенного пункта. При условии, что общая земельная площадь, выделенная в пользование семье колхозника (колхозному двору), не должна превышать размера приусадебного участка, предусмотренного Уставом колхоза.

Семья колхозника (колхозный двор) может иметь одну корову с приплодом до одного года и одну голову молодняка крупного рогатого скота до 2-летнего возраста, одну свиноматку с приплодом до 3-месячного возраста или двух свиней на откорме, до 10 овец и коз вместе, пчелосемьи, птицу и кроликов.

Увеличение норм содержания скота в личной собственности семьи колхозника (колхозного двора), замена одних видов скота другими в отдельных районах с учетом национальных особенностей и местных условий допускаются по решению Совета Министров союзной республики.

Количество и виды скота, которые может иметь семья колхозника (колхозный двор), в пределах установленных норм определяются Уставом колхоза.

Правление колхоза оказывает колхозникам помощь в обзаведении скотом, зооветеринарном обслуживании, а также в обеспечении скота кормами и пастбищами. Содержание скота сверх установленных Уставом норм запрещается [90].

Также по решению общего собрания колхозников колхоз предоставлял приусадебные земельные участки врачам, учителям и другим специалистам, проживающим на территории колхоза и работающим в сельской местности.

При наличии свободных приусадебных земель приусадебные участки предоставлялись по решению общего собрания колхозников служащим, рабочим, инвалидам и пенсионерам, проживающим на территории колхоза.

Как отмечалось в литературных источниках, производство в общественном хозяйстве колхозов и совхозов не удовлетворяло потребности народа в продуктах сельского хозяйства. Личные подсобные хозяйства были дополнительным источником сельхозпродукции. Также личные подсобные хозяйства повышают доходы колхозников, служащих и рабочих совхозов.

В то же время личное подсобное хозяйство важно не только для тружеников села, но и для городского населения. В 1969 г. удельный вес личного подсобного хозяйства во всей товарной продукции сельского хозяйства составил 12 %. Это на 4 % меньше, чем в 1958 г. В товарной продукции земледелия удельный вес личного подсобного хозяйства в том же году был равен 8 %, в товарной продукции животноводства – 14 %. По отдельным видам продуктов удельный вес товарной продукции личного подсобного хозяйства составлял: по картофелю – 43 %, овощам – 12, мясу – 15, яйцам – 20, молоку – 4, шерсти – 15 %. Фактически удельный вес подсобных хозяйств в товарной продукции несколько выше, так как в товарную продукцию личных хозяйств не включена продажа продукции на внутридеревенском рынке.

Часть товарной продукции хозяйств колхозников, рабочих и служащих реализуется государству. В 1969 г. 21 % картофеля, 5 % овощей, 8 % скота и птицы, 3 % молока, 12 % яиц и 14 % шерсти, заготовленных государством, было закуплено у населения. Другая часть товарной продукции подсобных хозяйств реализуется на колхозных рынках.

В 1969 г. по сопоставимому кругу продовольственных товаров доля колхозного рынка во всей торговле в стране составила 5,8 %.

Значит, личное подсобное хозяйство играет важную роль в обеспечении продуктами питания городского населения. Поэтому необоснованное сокращение личного хозяйства, имевшее место в прошлом, отрицательно сказывалось не только на благосостоянии крестьянства, но и городского населения: сокращался подвоз продукции на рынки, росли цены на колхозном рынке [139, с 98-99].

Необходимо отметить, что личные подсобные хозяйства не могли нормально функционировать без помощи общественного хозяйства. Так как общественное хозяйство помогает в обработке участка, производит значительную часть кормов для индивидуального скота.

Г.И Шмелев считает, что «развитие личных подсобных хозяйств обычно проходит два этапа. Первый этап – когда они выполняют вспомогательную роль в обеспечении всего населения продуктами сельского хозяйства, и основную – в доходах сельского населения (на этом этапе личные подсобные хозяйства играют главную роль в воспроизводстве рабочей силы в деревне). Второй этап соответствует более высокой ступени развития общественных форм ведения сельского хозяйства и относительно высокому уровню производительных сил в нем, когда личные подсобные хозяйства играют вспомогательную роль как в обеспечении населения страны продуктами сельского хозяйства, так и в доходах сельского населения» [139, с 103].

Баев Н.Ф., Чернов С.В. считают, что «объективно предполагает развитие личных подсобных хозяйств и специализация колхозов и совхозов на производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Влияние этого фактора на объем и структуру производства продукции в личных подсобных хозяйствах наиболее наглядно проявляется в том, что в личном секторе, как правило, производится в значительно больших объемах продукции, которая не выращивается в специализированных колхозах и совхозах» [12, с 84].

Обычно экономическую сущность личного подсобного хозяйства в литературе рассматривают под углом зрения изменения таких показателей, как доля доходов из этого источника в совокупных доходах семьи и уровень нетоварного потребления важнейших продуктов питания. Действительно, эти показатели в определенной мере отражают роль ЛПХ в экономике страны, но не являются достаточным основанием судить о трансформации сущности и характера взаимодействия крестьянского подворья с общественным производством, с рынком товаров народного потребления [12, с 87].

В литературных источниках отмечалось, что большое значение для развития личных подсобных хозяйств играло принятое постановление от 19 сентября 1987 г. № 1079 ЦК КПСС Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества», которое было направлено на стимулирование производства молока, мяса, овощей, картофеля.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что наряду с некоторыми положительными результатами возможности личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества в увеличении производства сельскохозяйственной продукции используются далеко не полностью. В ряде регионов страны местные партийные, советские и хозяйственные органы недооценивают эти важные источники пополнения продовольственных ресурсов. Излишняя регламентация, невнимание к нуждам граждан приводят к сокращению поголовья скота, уменьшению производства молока, мяса, овощей, картофеля и другой продукции. Часть выделяемых для продажи населению концентратов, строительных и других материалов используется не по назначению. Практически не улучшаются организация закупок излишков сельскохозяйственной продукции и оказание услуг [89, с 57].

С этой целью предусмотрено:

  • дальнейшее развитие кооперации двух секторов сельскохозяйственного производства на договорных условиях и принципах коллективного, семейного и арендного подряда;
  • значительное расширение продажи населению молодняка, скота и птицы, а также лошадей и другого рабочего скота с правом их содержания и использования на работах в приусадебных участках и для выполнения работ по договорам с общественными хозяйствами;
  • предоставление кредитов на строительство индивидуальных жилых домов (в размере до 20 тыс. руб. с погашением в течение 50 лет), надворных построек (до 4 тыс. руб. с погашением в течение 10 лет), на приобретение средств малой механизации (до 1 тыс. руб. с погашением в течение 3 лет);
  • включение в общий трудовой стаж женщинам, имеющим малолетних детей и в связи с этим не занятым в общественном производстве, времени, затрачиваемого ими на выращивание скота и птицы, картофеля, овощей, зеленых и других культур в личных подсобных хозяйствах, по договорам с сельскохозяйственными предприятиями и организациями потребительской кооперации;
  • расширение объемов и видов платных услуг владельцам личных подсобных хозяйств на началах кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности, что предусмотрено закономоб индивидуально-трудовой деятельности. Особое внимание обращается на оказание таких видов услуг, как обработка земельных участков, продажа и внесение удобрений, применение средств защиты растений, строительство и ремонт жилых домов и хозяйственных построек, прокат средств малой механизации и садово-огородного инвентаря, переработка продукции на давальческих началах, зооветеринарное и агрономическое обслуживание [57, с 37-39].

Условия и порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства определены Земельным кодексом 1991 года, Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садо­водства и индивидуального жилищного строительства».

Право частной собственности на землю возникает на основании решения главы сельской, поселковой, городской администрации о предоставлении гражданину участка в частную собственность или в аренду. Однако решение главы администрации не создает прав и обязанностей гражданина, которому предоставлен в собственность такой участок. Наличие этого решения — обязательное, но недостаточное условие для возникновения земельных правоотношений. Необходимы еще отвод земельного участка в натуре и выдача документов, удостоверяющих право частной собственности на земельный участок или передачу его в аренду.

Такой порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность либо в аренду обеспечивает реализацию местными исполнительными органами предоставленных им правомочий по распоряжению землей, юридически гарантирует права граждан на свободу экономической деятельности.

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства – один из институтов аграрного права, подвергшихся наибольшим изменениям в результате последней кодификации земельного законодательства. До 1990 года в нормативных актах о землепользовании рабочих и служащих совхозов, колхозников предусматривалось, что предоставление земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства производится по решению общего собрания колхоза, дирекции совхоза. Причем законодательство особо подчеркивало, что наделение участками граждан производится из приусадебного земельного фонда колхоза, совхоза, за счет которого предоставлялись приусадебные участки не только колхозникам, рабочим и служащим совхозов, но и другим гражданам, проживающим на территории колхоза, совхоза [4, с 198-200].

Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» предусматривалось увеличение предельных ограничений земельной собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, за счет земельной доли.

В федеральном законе Российской Федерации от 08.04.1998 г. «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйствам дана следующая характеристика: личное подсобное хозяйство – это хозяйство, ведение которого осуществляется личным трудом гражданина или членов его семьи в целях производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворении своих потребностей в продовольствии и иных нуждах.

Так Калинин Н.И. в постатейном комментарии отражает: принятие федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» подтверждается двумя причинами.

Во-первых, садоводы, огородники и дачники имеют свой закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», владельцы жилья в многоквартирных домах также имеют свой закон «О товариществах собственников жилья» (кондоминиумах)», для фермеров принят уже второй закон (новая редакция предыдущего) и только владельцы личных подсобных хозяйств до сих пор были «вне закона».

Во-вторых, личным подсобным хозяйством занимается 15,5 млн. семей, которым предоставлено 6,5 млн. га земель (в среднем по 0,42 га на семью) или 3,3 % сельскохозяйственных угодий от их наличия в стране. На этой площади владельцы личных подсобных хозяйств производят 92 % картофеля, 77 % овощей, 59 % мяса, 49 % молока, 42 % яиц от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в России. Личные подсобные хозяйства отстают от фермеров и сельскохозяйственных предприятий только по показателям производства зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, льноволокна, шерсти и некоторых других сельскохозяйственных культур.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» был разработан и принят еще в 1999 году. Однако Президент Российской Федерации письмом от 06.01.1999 г. № Пр-16 отклонил его и вернул в Государственную Думу. Потребовалось целых четыре года работы четырехсторонней согласительной комиссии (представители Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации) [115, с 15-16].

Согласно федеральному закону личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции – от крестьянского (фермерского) хозяйства. Личные подсобные хозяйства относятся к хозяйствам потребительского типа, а крестьянские (фермерские) являются субъектами предпринимательской деятельности. Также личное подсобное хозяйство отличается от фермерского тем, что ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный же характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

В период аграрных преобразований в структуре многоукладной рыночной экономики появились качественно новые ЛПХ по сравнению с дореформенным периодом 1990 г. (табл. 1).

Личное подсобное хозяйство граждан отличается от индивидуальной производственной и предпринимательской сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой, например, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Основной доход владельцы ЛПХ получают от работы в общественном секторе   (не   только   в   сельскохозяйственных,   но   и  в  других   отраслях   и

Таблица 1

Отличительные особенности ЛПХ в 1990-х и 2000-х г.г.

1990 г. Начало аграрной реформы

2004 г. Аграрная реформа

Законодательно определена организационно-правовая форма – подсобное, потребительское хозяйство

Законодательно определено: ЛПХ –форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции

Хозяйственно-трудовую деятельность ведут члены семьи

Хозяйственно-трудовую деятельность осуществляют члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство

Функционируют в сельской и городской местности

Земельный приусадебный участок на праве владения и пользования

Земельный участок на праве частной собственности, владения, пользования и распоряжения

Площадь приусадебного участка установлена нормативно-правовыми документами

Предоставлено право на расширение земельного участка (в том числе куплю-продажу) и выделение полевого надела в соответствии с законодательством

В частной собственности жилой дом, средства производства, продуктивный скот и птица, многолетние насаждения, произведенная продукция

В частной собственности жилой дом, средства производства, продуктивный скот, многолетние насаждения, произведенная и переработанная продукция

Реализация произведенной и переработанной в ЛПХ продукции не является предпринимательской деятельностью

Натуральное, полунатуральное, потребительское хозяйство

Основной доход  – общественное производство

Уплачивается земельный налог

 –

Возможна трансформация в крестьянское (фермерское) хозяйство

 

учреждениях). Деятельность, связанная с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, осуществляется личным трудом семьи. В целом она (деятельность) является дополнительной для трудоспособных граждан по отношению к основной работе и ведется в порядке вторичной занятости. Словом, по своей сущности, несмотря на частную собственность на земельный участок, ЛПХ остается натуральным подсобным хозяйством, обеспечивающим потребности семьи в необходимых продуктах питания и дающим доход после реализации излишков продукции.

Процессы развития подсобных хозяйств населения в различные исторические периоды имели свою специфику, определяемую природными, экономическими, общественно-политическими и социальными факторами. Неизменным и общим для всех периодов функционирования подсобных хозяйств оставались жизнеобеспечение семьи, использование территориального приусадебного земельного участка для производства продуктов питания и получения дохода за счет реализации излишков произведенной продукции. Вместе с тем в некоторые исторические периоды в значительной мере возрастала их роль в увеличении валового производства сельскохозяйственной продукции, обеспечении продовольствием населения страны. Однако возрастание экономической роли ЛПХ не меняло их природной сущности подсобного хозяйства и социальной значимости [31, с 295].