ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ОТЧЕТЫ ПО ЭКОЛОГИИ ЗА 2018 ГОД

 
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 2
 
ОТЧЕТЫ ПО ЭКОЛОГИИ ЗА 2018 ГОД
 
Организация сдает в аренду помещения, отходов не образует. Должна ли она была составить и сдать пустые отчеты по экологии: отчет по форме 2-ТП (отходы), отчетность об отходах субъектов малого и среднего предпринимательства, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год?
 
Про форму 2-ТП (отходы)
 
Согласно п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны:
- вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены Росстатом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Это годовая форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденная Приказом Росстата от 10.08.2017 N 529.
 
Обращение с отходами Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
 
Таким образом, у организации-арендодателя обязанность по представлению отчетности в области обращения с отходами (по форме 2-ТП (отходы)) возникает в том случае, если она ведет деятельность в этой области. Данный отчет подается в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля после отчетного периода.
Если арендодатель не имеет никакого отношения к отходам, образующимся в результате деятельности арендатора в арендованных помещениях, можно считать, что у арендодателя не возникает обязанность по представлению формы 2-ТП (отходы). Речь идет о ситуации, когда образовавшиеся отходы являются собственностью арендатора, арендатор не складирует отходы в контейнеры арендодателя (а если складирует, то мусор переходит в собственность арендодателя (см. ст. 226 ГК РФ)), вывоз мусора арендатор организует самостоятельно (заключает договор на вывоз отходов), что предусмотрено договором аренды. Если же хотя бы одно из условий не соблюдается, обязанность по представлению отчета 2-ТП (отходы) у арендодателя возникает, причем отчетность не может быть пустой. В указаниях по заполнению формы зафиксировано, что учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента (юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по обращению с отходами производства и потребления), кроме радиоактивных.
Обратите внимание: непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ст. 13.19 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 руб., юридические лица - от 20 000 до 70 000 руб.
В Письме Росприроднадзора от 16.11.2017 N АС-10-02-36/25360 "Об отчетности по форме 2-ТП (отходы)" подчеркнуто: субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены, то руководитель юридического лица. Последнее связано с тем, что обязанность по назначению должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица, лежит на его руководителе (п. 5 Положения <1>, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620).
--------------------------------
<1> Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
 
Про отчетность об отходах
субъектов малого и среднего предпринимательства
 
Как указано в Письме Минприроды РФ от 15.01.2019 N 12-50/00178-ОГ, субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) должны были завершить отчетный период - 2018 год - в части сдачи отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в соответствии с п. 7, 8 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2019.
Это означает: если у арендодателя по вышеуказанным причинам возникает обязанность по сдаче формы 2-ТП (отходы), значит, если он является субъектом малого и среднего бизнеса, ему также нужно было сдать в уведомительном порядке отчетность об отходах за 2018 год, подготовленную в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Эта отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и ИП, полученных от других юридических лиц и ИП или физических лиц, а также размещенных отходов. Она представляется в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Непредставление СМСП указанной отчетности в установленный срок либо представление отчетности со сведениями, не подтвержденными соответствующими документами, расценивается в качестве административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ (см. Письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 N ВС-02-01-36/11991).
 
К сведению. Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ не предусмотрено деление предприятий на малый, средний и крупный бизнес, с 01.01.2019 предприятия делятся на четыре категории опасности. При этом обязанность по представлению в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов закреплена за юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
 
Про декларацию о плате
за негативное воздействие на окружающую среду
 
Представление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, является обязанностью лица, которое должно вносить плату за НВОС (п. 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Если быть точнее, плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 1 ст. 16.1 указанного Закона плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, кроме юридических лиц и ИП, ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории.
(Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.)
Здесь же уточнено: плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов признаются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К таким отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, если арендодатель не занимается размещением отходов либо отходы, образовавшиеся в арендованных помещениях, относятся к ТКО (например, если помещения арендованы под офис), у него не возникают обязанности вносить плату за НВОС, а следовательно, и представлять соответствующую декларацию.
 
Я.Г. Дубова
Эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
07.02.2019