ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Ростов-на-Дону

пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А
+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739



ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИИ

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИИ
 
В деятельности многих промышленных предприятий отходы производства - неотъемлемая составляющая. Практика показывает, что не все хозяйствующие субъекты уделяют этому должное внимание, что подтверждают разъяснения контролирующих и уполномоченных в данной сфере государственных органов. Предлагаем вспомнить нормы законодательства и ознакомиться с мнением чиновников.
 
Обезвреживание и утилизация: в чем разница?
 
Отходы производства представляют собой некондиционное сырье и материалы, которые не могут быть использованы по назначению, и продукцию (товары), в силу тех или иных причин утратившую утилизационные свойства. Порядок их обращения регулируется Законом N 89-ФЗ <1>. Им предусматриваются такие варианты самостоятельного обезвреживания отходов:
- организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров;
- заключение договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);
- создание ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
 
Утилизация отходов - это их использование для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Обезвреживание отходов от использования товаров, то есть уменьшение их массы, изменение состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия данных отходов на здоровье человека и окружающую среду, не обеспечивает выполнение целей и нормативов утилизации. Из обозначенных определений становится понятно, что обезвреживание отходов в отличие от утилизации не преследует цели их повторного применения. Поэтому для производителей выгоднее утилизация отходов.
 
На заметку. Перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.
 
Если производители товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, предусмотрено взимание экологического сбора. Данный способ образует экономический механизм ответственности за неисполнение производителем обязанности по утилизации установленного количества отходов от использования товаров. Обязанность производителя товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора.
 
Что нужно знать о нормативах утилизации?
 
Это установленное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории РФ (ст. 1 Закона N 89-ФЗ). В Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-10-02-36/5284 рекомендуется использовать определение товаров, данное в Налоговом кодексе (ст. 38). С учетом этого норматив утилизации устанавливается для каждой группы товаров в процентах от общего количества:
- для производителей товаров, осуществляющих деятельность на территории РФ, - от произведенных товаров;
- для импортеров - от товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории РФ;
- за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.
 
К сведению. Нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, технологической возможности их утилизации и подлежат пересмотру раз в три года.
 
Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р. По мнению Росприроднадзора, выполнение Нормативов утилизации отходов от использования товаров подтверждается актами утилизации таких отходов и иными документами, свидетельствующими об осуществлении утилизации отходов, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующего законодательства (Письмо от 30.12.2016 N АА-10-02-31/26672).
Производители товаров обязаны ежегодно (до 1 апреля) представлять в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Есть специальные Правила представления в Росприродопользования такой отчетности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342). Причем отчетность по выполнению нормативов утилизации представляется в отношении не только продукции производителя, но и упаковки данной продукции (Письмо Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380).
При производстве товара под заказ для других торговых марок ответственность за обеспечение утилизации этих товаров может лежать как на их фактическом производителе, так и на заказчике. Если производство осуществляется по схеме толлинга, то есть под заказ третьего лица и из сырья третьего лица, где право собственности на произведенную продукцию принадлежит третьему лицу - заказчику (торговой марке), который в дальнейшем реализует эту продукцию, обязанность обеспечивать утилизацию данной продукции после ее использования возлагается на заказчика (торговую марку), реализующего продукцию. Если производитель товаров реализует произведенные товары владельцу торговой марки (если производство товаров осуществляется по схеме off-take, когда сырье производителю не предоставляется), именно он несет ответственность за утилизацию отходов от использования товаров.
 
Что нужно знать об упаковке продукции?
 
Оказывается, в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей товаров в этой упаковке (ч. 10 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ). Причем за упаковку товаров производители и импортеры несут ответственность вне зависимости от наличия/отсутствия видов товаров.
На организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, включенных в Перечень товаров и упаковки, нуждающихся в утилизации, и не являющиеся производителями (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг), обязанность по выполнению Нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется. Данную упаковку должны утилизировать производители продукции, которая находится в этой упаковке. Обязанности по ее утилизации не могут быть возложены на покупателя товаров в указанной упаковке, на что обращено внимание в Письме Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380.
 
К сведению. В отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (палеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее количества и при необходимости по уплате экологического сбора возлагается на производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром.
 
Нужно учитывать исключение, когда упаковка реализуется (продается как готовый товар) другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной продукции. В таком случае обязанность по выполнению нормативов утилизации лежит на производителе, использующем упаковку для производства собственных товаров.
Если готовые товары, упаковка импортируются не в целях реализации потребителям, а для собственных нужд, то в отношении таких готовых товаров, упаковки импортеры ответственности в части уплаты экологического сбора и представления надлежащих форм отчетности не несут. Указанная ответственность распространяется на готовые товары, упаковку, произведенные или импортированные в целях их реализации конечным потребителям товаров.
 
Что нужно помнить об экологическом сборе?
 
Он уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в случае недостижения нормативов утилизации в отношении тех товаров (упаковки), которые должны быть утилизированы. В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность уплаты экологического сбора возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (п. 7, 10, 12 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении упаковки (п. 3 ст. 24.5).
Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой из 36 групп товаров, подлежащих утилизации.
Ставки экологического сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284. Экологический сбор (ЭС) рассчитывается следующим образом:
 
ЭС = С x М x Н / 1 000,
 
где С - ставка экологического сбора, руб/т;
М - масса готового товара либо масса упаковки, использованной для производства такого товара, кг (с точностью до килограмма);
Н - норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
 
Пример 1. Предприятие выпускает машины и оборудование общего назначения, в отношении которых ставка экологического сбора составляет 3 037 руб/т. За отчетный период масса выпущенной продукции - 100 000 кг. Норматив утилизации - 5%.
Исходя из указанных данных сумма экологического сбора составит 15 185 руб. ((3 037 руб/т x 100 000 кг x 5%) / 1 000).
 
В случае невыполнения производителем, импортером товаров нормативов утилизации экологический сбор рассчитывается следующим образом:
 
ЭС = С x (Ку - Кд) / 1 000,
 
где С - ставка экологического сбора, руб/т;
Ку - установленное значение количества утилизированных отходов от использования товаров (упаковки), кг (с точностью до килограмма);
Кд - фактически достигнутое значение количества утилизированных отходов от использования товаров (упаковки), кг (с точностью до килограмма).
 
Пример 2. Установленное значение количества утилизированных отходов составляет 5 000 кг, в то время как по факту было утилизировано 3 000 кг. Ставка экологического сбора в отношении продукции предприятия равна 3 037 руб/т.
Исходя из указанных данных сумма экологического сбора составит 6 074 руб. (3 037 руб/т x (5 000 - 3 000) кг / 1 000).
 
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488. Представление расчета и уплата экологического сбора осуществляются ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Плательщик может зачесть сумму излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.
 
Льготы при использовании вторичного сырья
 
Если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (п. 14 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).
Понижающий коэффициент применяется в случае самостоятельной утилизации отходов от использования товаров. В силу норм п. 15 ст. 24.2 положения о применении понижающего коэффициента не распространяются на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора.
В качестве подтверждения процентного содержания вторичных материалов в упаковке производитель, импортер может использовать письма от производителя упаковки с указанием массовой доли вторичного сырья и (или) выписки из технологической (производственной) документации производителя упаковки. Причем ответственность за предоставление недостоверной информации лежит на производителе, импортере товаров в этой упаковке.
 
Об администрировании утилизации отходов производства
 
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) является тем контролирующим органом, который при проверке отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов вправе запросить у производителя или импортера товаров копии договоров с контрагентами, занимающимися утилизацией, копии акта (актов) утилизации отходов производства и иные документы, предусмотренные гражданским законодательством (Письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-10-02-36/5284).
Также при осуществлении территориальными органами Росприроднадзора надзорных мероприятий в рамках экологического надзора помимо предоставленной информации ревизоры руководствуются сведениями, находящимися в их распоряжении (проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты об обращении с отходами, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, информация, отраженная в материалах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов и т.д.).
При выявлении нарушений требований природоохранного законодательства в части исполнения норматива утилизации отходов от использования товаров после утраты ими потребительских свойств, а также уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора нарушители (юридические лица и индивидуальные предприниматели) привлекаются к различным видам ответственности.
Так, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет для предпринимателей административный штраф - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц - штраф от 100 000 до 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).
Кроме того, могут быть рассмотрены судом исковые требования надзорного органа о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области обращения с отходами (ст. 29 Закона N 89-ФЗ). Сами работники, по вине которых было допущено нарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нормы ст. 192 ТК РФ позволяют работодателю сделать замечание, вынести выговор или же при серьезности проступка с работником может быть расторгнут трудовой договор. Последнее является достаточно суровым наказанием, и, прежде чем его применить, напоминаем, работодатель должен соблюсти порядок наложения дисциплинарных взысканий (ст. 193 ТК РФ).
 
* * *
 
В завершение отметим, что обязанность производителя продукции по ее утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации или со дня уплаты экологического сбора. При этом нужно помнить, что производители товаров также должны представить декларацию о количестве товаров, подлежащих утилизации, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417. Если товар реализуется не для целей его потребления, а поставляется в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, то он не включается производителем в декларируемый объем товаров, выпущенных в обращение за год. При составлении декларации не учитывается упаковка как готовый товар, поставляемая для упаковывания иных товаров в процессе их производства.
 
Л.Г. Лукинова
Эксперт журнала
"Промышленность: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
28.07.2017