ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


МУСОРНАЯ РЕФОРМА. КАК РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ

"Финансовая газета", 2019, N 13
 
МУСОРНАЯ РЕФОРМА. КАК РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
 
В связи с ухудшением экологической ситуации, проблемами свалок и отсутствием переработки вторичного сырья в России высший законодательный орган издал Закон о внесении поправок в действующий на протяжении 20 лет Федеральный закон о производственных и потребительских отходах, изменения были подтверждены подписью Президента. 2018 год был подготовительным. Муниципалитеты должны были определиться с региональными операторами и сформировать тарифы на вывоз мусора. Но несмотря на то, что "мусорное" законодательство действует многие годы, в некоторых регионах, например на Сахалине, отсутствовали лицензированные операторы, где-то при наличии лицензированных операторов существовали проблемы стихийных свалок. Поэтому реформа должна ликвидировать проблемы, которые возникают с утилизацией отходов.
 
Суть реформы
 
"Мусорная" реформа, согласно Закону, стартовала с 1 января 2019 года. Суть "мусорной" реформы заключается:
- в сборе и утилизации отходов специализированными операторами, имеющими лицензию;
- в усилении контроля за сдачей отходов компаниями и даже офисами;
- в раздельном сборе отработанного сырья.
Теперь обязанность по сбору и утилизации мусора государство переложило с муниципальных служб на специальные компании - операторы регионального назначения.
Кто будет платить за проведение реформы?
Реформа проводится не за счет уже собранных налогов, а за счет граждан и юридических лиц, для которых ее проведение будет связано с увеличением стоимости утилизации отходов, а также увеличением штрафных санкций.
Куда будут потрачены дополнительные средства?
Полученные от увеличения тарифов деньги будут направлены на строительство утилизационных заводов и закрытие старых свалок. Изменится сам принцип утилизации мусора. Вводится полный контроль за движением отходов - от контейнера до полигона. Стратегическая задача состоит в том, чтобы максимально сократить объемы мусорных захоронений и очистить страну от нелегальных свалок.
Реформирование "мусорной отрасли" предполагает:
- установление контейнеров для раздельного сбора мусора;
- строительство мусоросортировочных станций и заводов по утилизации мусора;
- закрытие старых свалок и их постепенная ликвидация.
Законодательство также предполагает:
- борьбу с несанкционированным выбросом мусора;
- установлением единых требований к оплате.
Но реализация Закона столкнулась с рядом проблем, среди которых:
- затягивание сроков реализации Закона. Так, Закон о внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" Президент РФ подписал еще в декабре 2015 года, и предполагалось, что с января 2017 года Россия перейдет на новую систему обращения с коммунальными отходами, но этого не произошло;
- отсутствие культуры разделения отходов из стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов самими гражданами;
- отсутствие назначенных региональных операторов;
- проблемы строительства мусороперерабатывающих заводов.
В итоге реформе определили "дедлайн" - 1 января 2019 года, при этом были повышены тарифы на утилизацию мусора, а отчетность стала более сложной.
 
Новый налог на утилизацию мусора
 
Фактически для граждан плата за утилизацию стала дополнительным налогом, как и за капитальный ремонт. Плата взимается в соответствии с нормативом накопления мусора для каждого россиянина. А вот юридические лица должны рассчитывать плату самостоятельно и подавать отчетность. Дополнительными расходами для юрлиц также будут контейнеры, которые должна установить компания. Плата будет индексироваться.
Для граждан плата будет установлена в платежках за коммунальные услуги, а юрлица будут вносить плату на основании договоров с операторами. В 2019 году индексация может быть произведена дважды: в январе и в июле. При этом расчет платы может осуществляться или за квадратные метры, или по числу человек, прописанных в квартире.
Как было и как станет?
Перевозчик забирал содержимое контейнеров и отвозил на полигон. Это в лучшем случае. В худшем - сваливал в ближайшем лесу или овраге, чтобы не платить хозяевам свалок. Проконтролировать его работу было практически невозможно.
Теперь ответственность за обращение с отходами ляжет на региональных операторов. Выглядит это так: мусоровоз забирает отходы из бака и везет на мусоросортировочный завод. Там из общего потока отбираются полезные фракции и отправляются на переработку. Оставшиеся "хвосты" прессуют и отвозят либо на мусоросжигательный завод, либо на полигон для захоронения.
Московская область, к примеру, разделена на семь кластеров. В каждом будет свой региональный оператор.
Какие существуют особенности новшества по вывозу мусора?
1. Ответственность за формирование свалок, разработку схем вывоза отходов и выбор компании-оператора находится в руках местных органов власти.
2. Расчет платы за транспортировку мусора зависит от нормативов накопления твердых и крупногабаритных отходов в расчете на 1 человека, а не на кв. метры.
3. Установка тарифов за вывоз мусора проводится государственным комитетом, а нормативов - местными властями.
4. Участие в программах распределения отходов на "мокрые" и "сухие" предполагает льготы в оплате.
5. Ранее плата за вывоз мусора в платежных документах россиян входила в строчку "Техобслуживание", сегодня же она будет прописана отдельно.
Как изменятся тарифы?
За каждого прописанного жителя начисляется 90 - 130 руб. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим:
- Нижегородская область - почти в 17 раз;
- Ингушетия - в 18 раз;
- Астраханская область - в 10 раз;
- Воронежский регион - в 5 раз;
- Пермский край - в 7 раз.
Прогнозируемый темп прироста платежей на услугу по вывозу отходов составит 12%. В среднем тарифы по стране с учетом "мусорной" реформы будут ежемесячно прибавлять по 30 руб. Каждый месяц планируется проводить индексацию - сначала на 1,7%, а с середины 2019 года на 2,4%.
Новый тариф включает: расходы на транспортировку; затраты, связанные с получением банковской гарантии; расходы на обработку, обезвреживание и захоронение отходов; расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО (твердых коммунальных отходов) и операторами.
В каждом регионе тарифы утверждают местные власти. В ряде регионов тариф считается по сложной формуле. Формула расчета общего тарифа выглядит следующим образом:
 
Тоб = Тпр x N / 12,
 
где Тоб - общий тариф, Тпр - предельный тариф за 1 куб. м мусора, N - норматив за вывоз твердых и крупногабаритных отходов на 1 человека.
Норматив определяется суммированием годовых норм производства мусора на одного человека и делением на норматив площади на одного человека. К примеру, в год человек создает 1,56 куб. м и 0,49 куб. м отходов разного типа. Показатели суммируются и делятся на норму квадратных метров на 1 жильца - 18 кв. м. В итоге годовой норматив составит: (1,56 + 0,49) / 18.
Существует возможность минимизировать плату в случае доказательства того, что в квартире или доме проживает меньше человек, чем прописано (к примеру, человек подписал контракт на военную службу, выехал за границу или получил длительную командировку, обучается в другом регионе и т.д.).
В отличие от физических лиц, юридическим лицам увеличили не только тарифы за вывоз мусора, но и расчетную базу. Если раньше стоимость услуги определяли исходя из площади торгового зала, то теперь учитывают всю площадь объекта, включая служебные и вспомогательные помещения.
Юрлиц и ИП обязали заключить договоры с мусорщиками. В правилах обращения с ТКО предлагается два способа заключения договоров: самим направить заявку либо получить встречное предложение от оператора. Предприятиям-уклонистам грозит штраф в 250 тыс. руб.
В Министерстве энергетики и ЖКХ пояснили, что юрлица не могут напрямую заключать договоры с компаниями по перевозке мусора и полигонами. Договоры в обход оператора - незаконны. Отказаться от заключения договора с региональным оператором юрлицо вправе, только если оно владеет земельным участком, где расположено производство, или участком рядом, где можно было бы размещать отходы.
Если магазин или, например, аптека пользуется контейнерными площадками во дворе жилого дома, не всегда понятно, сколько мусора выбросили жильцы, а сколько - юрлицо. В конечном итоге за этот мусор заплатят физические лица - по 148,6 руб. за человека, а юридическое - по нормативам накопления ТКО.
 
Какие проблемы вызывает реформа?
 
К сожалению, проведение реформы не исключает коррупционную составляющую в выборе специализированных операторов, также возможен передел рынка, но при этом гарантировать ситуацию с утилизацией отходов никто не может.
Больше всех от мусорной реформы пострадают владельцы офисов, банки, отделения связи и НИИ. Плата за вывоз мусора может вырасти в 2,5 раза. Для арендаторов площадей сумма измениться не должна.
Новые нормативы и тарифы в первую очередь ударят по тем предприятиям, которые раньше платили за фактически вывезенные объемы, а теперь должны будут платить за всех, кто официально числится в штате. Причем неважно, присутствовал человек на работе или нет. За каждого сотрудника теперь должны платить:
- банки и финансовые учреждения - 76 руб. в месяц;
- отделения связи - 100,48 руб.;
- административные учреждения и офисы - 85,13 руб.;
- НИИ - 84,43 руб.
Владельцы крупной офисной недвижимости подсчитали, что плата за вывоз мусора может увеличится в два-три раза. Однако конкретные цифры пока не готовы называть.
Для арендаторов стоимость коммунальных услуг из-за новых тарифов не изменится, а для арендодателей вырастет. В невыгодное положение попадают кафе и рестораны, гостиницы, салоны красоты и спортивные арены. Такие предприятия обязаны платить за вывоз мусора с одного места, а не за фактических клиентов.
За каждое место должны платить:
- кинотеатры и клубы - 18,84 руб. в месяц;
- спортивные арены и стадионы - 48,14 руб.;
- кафе и рестораны - 66,29 руб.;
- парикмахерские и салоны красоты - 106,76 руб.;
- гостиницы - 67,68 руб.
Кроме того, возникает резонный вопрос: почему тариф изменится сразу, если предприятия по мусоропереработке начнут работать только через несколько лет?
Тариф меняется, как только в дело вступает региональный оператор. Дело в том, что тариф включает только расходы на оказание услуги. В нем нет инвестиционной составляющей регионального оператора. Соответственно, бизнес, который поверил в реформу и предстоящие перемены, вкладывает собственные средства в развитие всей инфраструктуры - на свой страх и риск.
Кроме того, на реализацию реформы пойдут и бюджетные деньги в рамках национального проекта "Экология". Этот проект предполагает строительство по всей стране 131 мусороперерабатывающего предприятия.
Зачем нужны заводы?
Есть отходы, непригодные для вторичного использования. Они требуют утилизации. Сейчас этот мусор свозят на полигоны, большинство из которых исчерпали свой ресурс. Появилось множество нелегальных свалок. Единственный выход - термическая переработка отходов. К этой технологии уже давно пришли в странах, где действуют жесткие экологические требования. Например, в Японии, Германии, Швейцарии. Там такие заводы даже не называют мусоросжигательными. Скорее это электростанции, которые работают на отходах.
Что будет с нынешними мусорными полигонами?
Современные требования к полигонам очень высокие. Сегодня это многоуровневое инженерное сооружение, абсолютно безопасное для окружающей среды. Каждый слой отходов утрамбовывается, перекладывается специальными материалами, чтобы исключить взаимодействие с почвой и грунтовыми водами. Устанавливаются специальные газоотводные трубки, которые предназначены для сбора свалочного газа. Свалки, не соответствующие этому стандарту, будут закрываться или модернизироваться, а полигоны, исчерпавшие свой ресурс, рекультивируют. На их месте через несколько лет появятся парки или другие общественные пространства.
Например, на крыше мусоросжигательного завода в Копенгагене находится горнолыжная трасса, парк с деревьями, стена для скалолазания и просто пешеходные дорожки и обзорная площадка. А энергии, которая выделяется при сжигании мусора, обеспечивает электричеством и теплом жилые дома.
 
Протесты против мусорной реформы
 
Прибыль от очередной правительственной кампании будет распределяться между региональным оператором, управляющими компаниями, ТСЖ и субподрядчиками, занимающимися непосредственной транспортировкой мусора. Вывоз отходов совершается только на полигоны с государственной регистрацией. В связи с этим субподрядчики во многих населенных пунктах будут преодолевать длительные дистанции. С учетом удорожания бензина и увеличения расходов на оплату труда перевозчиков расценки на услугу будут действительно заоблачными. Правительство на 4 года разрешило использовать старые полигоны, не имеющие регистрации в Госреестре. По сути все ТКО, как и прежде, будут размещаться на переполненных свалках. При этом очевидно, что многие выступают против повышения платы, которая разрешает использовать старые полигоны. То есть фактически услуги останутся на прошлом уровне, а их стоимость увеличится.
Скептики считают, что мусороперерабатывающие заводы несостоятельны как бизнес. У любого предприятия должна быть производственная окупаемость. Вложенные в производство инвестиции, как правило, становятся рентабельны, то есть начинают давать какую-то прибыль, через 3 - 5 лет. На этот период им либо необходимо устанавливать нулевую ставку за пользование финансами, либо давать существенные преференции по налогообложению всех уровней, потому что это социальный бизнес. Ввиду субъективных экономических и инвестиционных причин в ближайшее время цивилизованное развитие и управление ТКО невозможны. Поэтому инвестором должно выступать государство или государственные структуры.
При этом не определены все виды и классы опасности отходов, для их определения опять же заплатить придется бизнесу.
Как увеличатся штрафы?
Действующие штрафы за незаконные навалы мусора сейчас имеют мизерные ставки, поэтому Министерства природных ресурсов и экологии РФ внесли на рассмотрение в Госдуму проект поправок в КоАП РФ об установлении штрафов за незаконный навал мусора.
 
Для кого Штрафные санкции
Действующие Проектные
Для граждан 1 - 2 тыс. руб. до 8 тыс. руб.
Для должностных лиц 10 - 20 тыс. руб. до 70 тыс. руб.
Для индивидуальных предпринимателей 30 - 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. (как альтернатива - приостановка деятельности на срок до 90 дней)
Для юридических лиц 100 - 250 тыс. руб. до 800 тыс. руб.
 
С одной стороны, "мусорная" реформа давно назрела, поскольку уже давно недовольство от произвольных свалок, выброса вредных веществ растет, а с другой стороны, такая реформа ляжет на плечи бизнеса и физических лиц и при этом обогатит специальных операторов.
 
Е. Шестакова
Генеральный директор
ООО "Актуальный менеджмент"
Подписано в печать
08.04.2019