ООО "Судебно-экспертная служба "ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Ростов-на-Дону

пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А
+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Экологический надзор

Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. В статье рассмотрим, какие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору. Какие органы проводят такой надзор? Какими правами наделены проверяющие? Как оформляются результаты проверок?

Объекты государственного экологического надзора

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при ведении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903. Данным Постановлением утверждены Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Ниже отобразим Критерии, определяющие объект федерального государственного экологического надзора, названные в поименованном Постановлении.


Принимая во внимание особенности деятельности государственных (муниципальных) учреждений и руководствуясь нормами Постановления Правительства РФ N 903, подробнее рассмотрим объекты, в отношении которых проводится экологический надзор. Это объекты, размещаемые:
- в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
- в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;
- в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения.
Объекты, используемые в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства:
- объекты федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
- объекты земельных отношений, в отношении которых осуществляется государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора;
- порт, расположенный на внутренних водных путях РФ, допускающий проход судов водоизмещением 1350 т и более;
- морской порт.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, выделяются согласно критериям, установленным в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Достаточно небольшое количество государственных (муниципальных) учреждений имеет в своем оперативном управлении объекты, относящиеся к объектам экологического надзора. Поэтому перечень лиц, для которых обозначенная тема будет интересна и актуальна, ограничен. Однако, поскольку тематика нашего журнала - ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений, а среди наших подписчиков есть те, которые в своем оперативном управлении имеют объекты, подлежащие экологическому надзору, и те, кто этот контроль проводит, мы решили осветить данную тему.

Орган, осуществляющий экологический надзор

Порядок осуществления федерального государственного экологического надзора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 (далее - Порядок N 426). Из п. 3 названного Порядка следует, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором в пределах его компетенции и включает в себя:
- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- государственный земельный надзор;
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
- федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
- федеральный государственный охотничий надзор;
- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Перечень должностных лиц Росприроднадзора, уполномоченных на осуществление федерального государственного экологического надзора, дан в п. 6 Порядка N 426.

Права должностных лиц органов Росприроднадзора

Права должностных лиц органов Росприроднадзора перечислены в ст. 66 Закона об охране окружающей среды. Положениями данной статьи установлено, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы материалы, сопряженные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

Проверки, проводимые работниками Росприроднадзора

Работники Росприроднадзора осуществляют возложенные на них функции по проведению федерального государственного экологического надзора в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (далее - Административный регламент).
Плановой является проверка, включенная в план основных организационных мероприятий, формируемый на соответствующий календарный период и утвержденный приказом Росприроднадзора (п. 81 Административного регламента). Период проверки установлен как один календарный год. Органами Росприроднадзора ежегодно составляются и утверждаются планы проведения плановых проверок (п. п. 22 - 24 Административного регламента). Ежегодные планы проведения плановых проверок территориальных органов Росприроднадзора формируются в каждом территориальном органе Росприроднадзора и утверждаются приказами этих территориальных органов. Ответственным за разработку ежегодного плана проведения плановых проверок территориального органа Росприроднадзора является руководитель территориального органа.
Основанием для включения юридического лица в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня (п. 29 Административного регламента):
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения (п. 32 Административного регламента):
- наименования юридических лиц, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
- цель и основание проведения каждой плановой проверки;
- дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
- предмет и задачи проверок;
- наименование структурного подразделения Росприроднадзора (территориального органа).
Проверка, не включенная в план, является внеплановой (п. 82 Административного регламента). Внеплановая проверка назначается при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение законодательства РФ территориальным органом Росприроднадзора. Решение о проведении внеплановой проверки принимает руководитель Росприроднадзора.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (п. 47 Административного регламента):
1) истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Росприроднадзор или в территориальный орган Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Плановые проверки проводятся в документарной или выездной форме (п. 37 Административного регламента). О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется работниками Росприроднадзора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Приказ вручается под подпись должностными лицами Росприроднадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Предметом проведения документарной проверки являются (п. 40 Административного регламента):
- сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
- документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Росприроднадзора или его территориального органа;
- учредительные и регистрационные документы юридического лица;
- документы, подтверждающие полномочия лица, представляющего интересы юридического лица;
- акты предыдущих проверок;
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росприроднадзора (его территориального органа) документах, информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росприроднадзор (его территориальный орган) установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Росприроднадзора (территориального органа) вправе провести выездную проверку.
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности (п. 41 Административного регламента). Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росприроднадзора (его территориального органа), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя с приказом (распоряжением) Росприроднадзора о назначении выездной проверки.
При проведении плановой проверки должностное лицо Росприроднадзора или его территориального органа не вправе (п. 42 Административного регламента):
- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Росприроднадзора или его территориального органа;
- осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, за исключением случая проведения этой проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы данных документов;
- отбирать образцы пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
В случае выявления в результате планового мероприятия по надзору нарушений обязательных требований должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа) реализуют следующие полномочия, направленные на соблюдение законодательства РФ в сфере компетенции Росприроднадзора (п. 45 Административного регламента):
- фиксируют факты выявленных нарушений в акте проверки;
- выдают предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, возбуждают дела об административных правонарушениях и обеспечивают их рассмотрение в установленном порядке, за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами устанавливают и применяют административное наказание.
Если в ходе планового мероприятия по надзору стало известно, что хозяйственная или иная деятельность, являющаяся объектом проведения внепланового мероприятия по надзору, связана с нарушениями требований законодательства РФ, вопросы выявления, предотвращения и пресечения нарушений, которые не относятся к компетенции Росприроднадзора, должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа) обязаны направить в соответствующие уполномоченные органы государственной власти РФ информацию (сведения) о таких нарушениях.

Оформление результатов проверки

Согласно нормам п. 58 Административного регламента результатами административного действия являются:
- акт проверки;
- предписание об устранении нарушений законодательства РФ, оформляемое в порядке, установленном п. 70 Административного регламента;
- протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.
Акт оформляется по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах (п. 62 Административного регламента). Один экземпляр акта вместе с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, в отношении которого велась проверка, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росприроднадзора (его территориального органа). Второй экземпляр акта остается в органе Роспотребнадзора, проводящем проверку.

* * *

В завершение статьи заметим, что в случае выявления при проверке нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица Росприроднадзора обязаны (п. 68 Административного регламента):
- выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Предписание выдается отдельно на каждое нарушение;
- принять меры по надзору за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
- при выявлении признаков административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, возбуждать дела об административных правонарушениях и обеспечивать их рассмотрение в установленном порядке;
- если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или если такой вред причинен, - незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения в порядке, установленном КоАП РФ;
- в случае выявления нарушений, расследование и принятие решений по которым не входит в компетенцию Росприроднадзора, указывающие на наличие нарушения материалы направлять по подведомственности в соответствующие органы исполнительной власти для принятия решения;
- в случае выявления признаков преступления материалы, свидетельствующие о его наличии, передавать в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Юридическое лицо, в отношении которого была проведена проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Росприроднадзор (его территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (п. 67 Административного регламента).