ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Организация на праве собственности владеет производственным водопроводом, пульпопроводом.

Вопрос: Организация на праве собственности владеет производственным водопроводом, пульпопроводом. Организация обратилась в управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - управление) с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположены указанные объекты. Управление отказало организации, указав, что имеется ограничение в обороте: на указанном участке расположены пульпопровод и водопровод. Организация считает такой отказ неправомерным, нарушающим ее права и законные интересы. Правомерен ли в представленном случае отказ управления?

 

Ответ: Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом неправомерно отказало в предоставлении организации в собственность за плату земельного участка, на котором расположены производственный водопровод и пульпопровод, принадлежащие ей на праве собственности, поскольку промышленный водопровод и пульпопровод не являются гидротехническими сооружениями.

 

Обоснование: Пункт 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с пп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.

В представленном случае управление считает, что нахождение на спорном земельном участке промышленного водопровода и пульпопровода относит указанный участок к землям, ограниченным в обороте.

Абзацы 1, 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ гласят, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно п. п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В представленной ситуации организация считает отказ управления неправомерным, нарушающим права и законные интересы организации.

Пункт 4 ст. 28 ЗК РФ гласит, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Учитывая изложенное, считаем, что в представленном случае является неправомерным отказ управления от предоставления организации за плату в собственность спорного земельного участка по указанному основанию. Промышленный водопровод и пульпопровод не являются гидротехническими сооружениями.

Указанная позиция отражена в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2013 N А43-10949/2012, где суд указал, что находящиеся на спорном земельном участке пульпопровод и производственный водопровод не могут быть гидротехническими сооружениями.

 

А.А.Болдырь

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

23.05.2014