ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Может ли отсутствие технической возможности обеспечения испрашиваемого участка техническими условиям

Вопрос: Может ли отсутствие технической возможности обеспечения испрашиваемого участка техническими условиями подключения к инженерно-техническим сетям являться основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта?

 

Ответ: Отсутствие технической возможности обеспечения испрашиваемого участка техническими условиями подключения к инженерно-техническим сетям не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, что подтверждается сложившейся судебной практикой.

 

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В ст. 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

На основании п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

В п. 2 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

На основании п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, ЗК РФ не содержит положения, позволяющего отказать в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием технической возможности на обеспечение испрашиваемого участка техническими условиями подключения к инженерно-техническим сетям.

В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.

Так, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 N А10-3442/2013 (далее - Постановление N А10-3442/2013) разъясняется: содержание положений ст. 31 ЗК РФ не дает оснований полагать, что в случае отсутствия возможности на обеспечение испрашиваемого земельного участка техническими условиями подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления вправе отказать заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Названная норма обязывает орган местного самоуправления информировать заявителя о возможностях обеспечения испрашиваемого земельного участка техническими условиями подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Постановление N А10-3442/2013 оставлено без изменения Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2014 N А10-3442/2013. ФАС также указал, что законодательство не предусматривает такого основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, как отсутствие технической возможности на обеспечение испрашиваемого земельного участка техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить развитие инженерной инфраструктуры, стимулируя тем самым экономическое развитие местности.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и позиции судов следует, что отсутствие технической возможности на обеспечение испрашиваемого участка техническими условиями подключения к инженерно-техническим сетям не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.

 

Е.В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

25.10.2014