ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 19 мая 2005 г. N 03-06-02-02/33

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2005 г. N 03-06-02-02/33

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.

В связи с тем что в представленном обращении отсутствуют правоустанавливающие документы на многоквартирный дом, договоры аренды и безвозмездного пользования, дать обоснованный ответ по поставленным в нем вопросам не представляется возможным.

В то же время считаем необходимым отметить, что в соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Таким образом, муниципальное образование, являясь собственником части многоквартирного здания, находящегося в общей долевой собственности, должно являться и собственником части земельного участка, на котором расположено данное здание.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон), утрачивающего силу с 1 января 2006 г., собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

При этом налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся правообладателями земельных участков. Понятия "организация" и "физические лица" определяются п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Поскольку муниципальное образование не может рассматриваться в качестве организации или физического лица, определенных п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, полагаем, что в отношении части земельного участка, являющейся собственностью муниципального образования, отсутствует налогоплательщик.

В отношении взимания земельного налога при передаче в аренду нежилых помещений отмечаем, что поскольку договор аренды нежилого помещения в здании заключается арендатором в целях пользования этим помещением, он в силу договора аренды приобретает право пользования земельным участком, на котором расположено здание, в той мере, в которой это необходимо ему для реализации своих прав по договору аренды.

Таким образом, при предоставлении в аренду организациям или физическим лицам нежилых помещений, составляющих муниципальную казну, в здании, находящемся в общей долевой собственности, плательщиком земельного налога должен признаваться арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды помещения.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

19.05.2005