ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 12 января 2006 г. N 03-06-01-02/01

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 января 2006 г. N 03-06-01-02/01

 

Минфин России рассмотрел письмо о правомерности предоставления льгот по налогу на имущество организаций аптечным учреждениям в отношении имущества, используемого ими для торговли и изготовления лекарственных средств, и организациям в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими в том числе для нужд здравоохранения.

Как следует из данной нормы Кодекса, организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от своей формы собственности и ведомственной принадлежности.

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Учитывая, что гл. 30 Кодекса не определено, какое имущество в целях применения данной льготы относится к используемому для нужд здравоохранения, в отношении имущества аптечных учреждений с учетом ст. 11 Кодекса следует руководствоваться нормами Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы), а также положениями иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст. 3 Основ законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Основ они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Статьями 12, 13 и 14 Основ определено, что аптечные учреждения, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, относятся соответственно к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения.

При этом аптечные учреждения, входящие в государственную и муниципальную систему здравоохранения, по существу несут возложенную на органы государственной власти и органы местного самоуправления ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, отнесенную ст. 2 Основ к основным принципам охраны здоровья граждан.

Кроме того, в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти, установленных п. 14 ст. 5 Основ и предусматривающих определение номенклатуры организаций в здравоохранении, Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627 (зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2005 N 7070) утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно п. 4 данной номенклатуры к учреждениям здравоохранения отнесены следующие аптечные учреждения: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.

Следует также принимать во внимание на то, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрирован в Минюсте России 17.03.2003 N 4272) "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" в число функций, которые могут осуществлять аптечные организации, входит и оказание первой медицинской помощи, а также оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

Учитывая изложенное, считаем, что аптечные учреждения вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 7 ст. 381 Кодекса.

В соответствии с п. 6 ст. 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

При рассмотрении вопроса о возможности применения данной льготы необходимо учитывать нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 154 которого определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включающая в себя такие понятия, как:

плата за пользование жилым помещением (плата за наем);

плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

плата за коммунальные услуги.

Таким образом, понятия "плата за пользование жилым помещением" и "плата за содержание и ремонт жилого помещения" отделены от понятия "плата за коммунальные услуги".

К расходам по содержанию и ремонту указанных объектов, по нашему мнению, относятся расходы, связанные непосредственно с определенными жилищным законодательством обязанностями по обеспечению сохранности жилищного фонда и поддержанию его в эксплуатационном состоянии.

В частности, к целевому финансированию для определения права на указанную налоговую льготу может быть отнесено выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на капитальный ремонт объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, на техническое обслуживание, содержание указанных объектов, покрытие убытков от их содержания.

Кроме того, к целевому финансированию на содержание объектов может быть отнесено также возмещение выпадающих расходов, образовавшихся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья, при условии поступления средств на счета организаций непосредственно из указанных бюджетов.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

12.01.2006