Обязательность проведения землеустройства
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, т.е. отношения, связанные с охраной и использованием земель, в том числе при их приватизации, а землеустройство является главным инструментом регламентирования земельных отношений, учитывающим значение земли как основы жизни и деятельности человека, исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве.
Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Землеустройством обеспечивается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве, дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
П. 2 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, к числу которых относится Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве). В ст. 3 Закона о землеустройстве содержится перечень случаев, когда проведение землеустройства является обязательным:
1. При изменении границ объектов землеустройства, т.е. при изменении:
– границ территории субъектов Российской Федерации;
– границ территории муниципальных образований;
– границ территории населенных пунктов;
– границ территориальных зон;
– границ зон с особыми условиями использования территорий.
2. В случаях, связанных с его природоохранной функцией, когда землеустройство выступает важной организационно-технической гарантией охраны земель – мероприятий, направленных на рациональное использование земельного фонда, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель предполагает предотвращение, выявление и устранение деградации земель, т.е. процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
В соответствии со ст. 3 Закона о землеустройстве производство землеустройства является обязательным в случаях, когда выявляются:
а) нарушенные земли, т.е. участки земли, на которых в результате хозяйственной деятельности человека уничтожена растительность, разрушен почвенный покров, изменены гидрологический режим и рельеф местности. Нарушения земель – разновидность технологической (эксплуатационной) деградации, под которой понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель. Нарушение земель определяется как механическое разрушение почвенного покрова, обусловленное открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность;
б) земли, подверженные водной и ветровой эрозии. Эрозия один из наиболее существенных типов деградации земель, заключающийся в разрушении почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала. Эрозия почвы ведет к истощению пашни, загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на больших территориях. Различают водную эрозию, т.е. процесс разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы талыми или дождевыми водами, и ветровую эрозию (дефляцию, выдувание), т.е. процесс разрушения верхних наиболее плодородных горизонтов почвы ветром;
в) земли, подверженные селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению;
г) земли, подверженные загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
3. Обязательный характер землеустройства предусматривается и в случае проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Обязанность проводить мероприятия по охране земель закреплена Земельным кодексом РФ, ст. 13 которого установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
• сохранению почв и их плодородия;
• защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
• защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов;
• ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель;
• сохранению достигнутого уровня мелиорации;
• рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
• сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Если учесть повсеместность проявления указанных негативных процессов, охват ими практически всей территории Российской Федерации, землеустройство должно проводиться в обязательном порядке на всей территории России.
Законодательство в сфере землеустройства обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления изучать состояние земель в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии, а собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев – проводить землеустройство.