ПИСЬМО от 30 марта 2010 г. N 03-05-05-02/19
Вопрос: Относится ли земельный участок организации ветеринарной службы - станции по борьбе с болезнями животных к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, которые не признаются объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ?
Земельный участок находится в муниципальной собственности и передан учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Государственное учреждение Владимирской области входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации согласно п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" как подведомственное учреждение Департамента ветеринарии Администрации Владимирской области и осуществляет государственный ветеринарный надзор на закрепленной территории. Задачами учреждения являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; надзор за производством и применением биологических, химических и других лекарственных средств для животных; осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф.
Согласно Приложению к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, в перечень создаваемых Минсельхозом России функциональных подсистем Единой системы ПЛЧС входят функциональные подсистемы защиты сельскохозяйственных животных, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, находящихся в ведении Минсельхоза России. Органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в сельском хозяйстве, органы охраны здоровья населения составляют силы обеспечения безопасности согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2010 г. N 03-05-05-02/19
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о непризнании объектом налогообложения земельным налогом в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельного участка, принадлежащего ГУ ВО, и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 Кодекса земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом налогообложения земельным налогом.
На основании пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Согласно разъяснениям Департамента недвижимости Минэкономразвития России, изложенным в Письме от 16.03.2010 N Д23-877, исключение земельных участков, ограниченных в обороте, из объектов налогообложения по земельному налогу связано с категорией земель, целевым назначением, а также имеющимися на них объектами.
Для отнесения земельных участков к ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В связи с тем что деятельность в области безопасности может осуществляться только строго определенным указанными законами кругом лиц, важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Отнесение земельного участка к ограниченным или изъятым из оборота может быть осуществлено при условии представления документов, подтверждающих как юридическое, так и фактическое его использование для вышеуказанных целей.
Отсутствие документов, подтверждающих отнесение налогоплательщика к предприятиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не позволяет признать земельный участок исключенным или ограниченным в обороте.
Также считаем целесообразным отметить, что фактическое использование объектов недвижимости для иных целей, не связанных с целями, позволяющими признать земельный участок исключенным или ограниченным в обороте, является основанием для признания земельного участка объектом налогообложения.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, является Минэкономразвития России.
Таким образом, по вопросам, связанным с отнесением земельных участков к ограниченным в обороте, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.03.2010