ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 28 мая 2008 г. N 03-05-05-02/39

 

Вопрос: Организация владеет земельным участком на праве собственности с 2004 г. с видом разрешенного использования "для жилищного строительства". Должна ли она в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ при исчислении земельного налога применять повышающий коэффициент 2, установленный п. 15 ст. 396 НК РФ? Правомерно ли использование налоговой ставки, указанной в п. 2 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 мая 2008 г. N 03-05-05-02/39

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке исчисления земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При этом права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 15 ст. 396 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.) в отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производилось с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производилось с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действие п. 15 ст. 396 Кодекса распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства после вступления в силу Федерального закона N 141-ФЗ, т.е. после 1 января 2005 г.

Таким образом, если право собственности на земельный участок, приобретенный для жилищного строительства, зарегистрировано до 1 января 2005 г., то положения п. 15 ст. 396 Кодекса на указанный земельный участок не распространяются.

По вопросу о применении налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, следует отметить следующее.

В соответствии со ст. 394 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.) налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, не могла превышать 0,3 процента.

На основании положений Земельного кодекса Российской Федерации (в частности, ст. ст. 15 и 28) вышеуказанные положения ст. 394 Кодекса применялись не только в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, но и в отношении земельных участков, приобретенных налогоплательщиками для этих же целей.

На территории г. Санкт-Петербурга земельный налог установлен Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". Пунктом 2 ст. 2 указанного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г., предусматривалось применение налоговой ставки 0,042 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства.

Поскольку положения нормы Закона N 611-86 в части применения ставки земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, аналогичны положениям ст. 394 Кодекса, полагаем, что в этом случае ставка земельного налога 0,042 процента должна также применяться и в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства.

Вместе с тем отмечаем, что на основании п. 2 ст. 34.2 Кодекса письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.05.2008