ПИСЬМО от 27 октября 2009 г. N 03-05-05-02/67
Вопрос: Об уплате земельного налога в отношении земельных участков, входящих в состав закрытого паевого инвестиционного фонда.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2009 г. N 03-05-05-02/67
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога в отношении земельных участков, входящих в состав закрытого паевого инвестиционного фонда, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса). При этом в силу ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
В связи с этим основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок, т.е. свидетельства о государственной регистрации права собственности.
В соответствии со ст. 1014 Гражданского кодекса и ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон N 156-ФЗ) по общему правилу учредителем доверительного управления является собственник имущества, который передает это имущество управляющей компании для включения его в состав паевого инвестиционного фонда с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления.
При передаче недвижимого имущества в состав паевого инвестиционного фонда право собственности учредителя доверительного управления на передаваемое имущество прекращается и возникает право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев, которое подлежит государственной регистрации в ЕГРП (п. 2 ст. 11 Федерального закона N 156-ФЗ).
Между тем согласно п. 30 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним (Приказ Росрегистрации от 25.07.2007 N 157) при государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, в ЕГРП указывается, что собственниками такого имущества являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда, без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности.
Кроме того, следует отметить, что доля в праве собственности на имущество (в том числе на земельный участок), переданное в доверительное управление управляющей компании, удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой этой управляющей компанией (инвестиционный пай), которая не является правоустанавливающим документом на это имущество (в том числе на земельный участок).
Указанные обстоятельства не позволяют определить владельцев инвестиционных паев в качестве налогоплательщиков земельного налога в отношении земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд.
Управляющая компания также не может быть признана плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд, поскольку осуществляет лишь доверительное управление этим фондом, не обладая правомочиями собственника на эти земельные участки.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 156-ФЗ паевой инвестиционный фонд, представляя собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление, и имущества, полученного в процессе такого управления, не является юридическим лицом.
Учитывая, что для целей Налогового кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иностранные юридические лица, а также принимая во внимание положения ст. 388 Налогового кодекса, паевой инвестиционный фонд не может быть признан плательщиком земельного налога в отношении имущества, составляющего этот фонд.
Одновременно сообщаем, что предоставляемые в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.10.2009