ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 21 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/241

 

Вопрос: О предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ в отношении сумм, израсходованных налогоплательщиком на расширение жилого дома в случае реконструкции (дополнительной пристройки); о совершенствовании законодательства в части предоставления льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций для общественных организаций инвалидов.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/241

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в соответствии с письмом рассмотрел Перечень вопросов и предложений, по которым наиболее часто обращаются граждане в части внесения изменений в положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.

Пунктом 1 Перечня вопросов и предложений предлагается распространить имущественный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, на суммы, израсходованные налогоплательщиком на расширение жилого дома в случае его реконструкции (дополнительной пристройки).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

При этом максимальный размер имущественного налогового вычета начиная с 2008 г. увеличен с 1 000 000 руб. до 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, которые учитываются в сумме имущественного налогового вычета без ограничений.

В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться: расходы на разработку проектно-сметной документации; расходы на приобретение строительных и отделочных материалов; расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством; расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке; расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

При этом принятие к вычету расходов на достройку приобретенного дома возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение не завершенного строительством жилого дома.

Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса в части распространения имущественного налогового вычета до 2 000 000 руб. на новое строительство либо приобретение жилья также на земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Данная норма вступит в силу с 1 января 2010 г.

Учитывая изложенное, вносить дополнительные предложения в части налогового стимулирования граждан при пристройке помещений к существующему жилью считаем нецелесообразным.

Пунктом 2 Перечня вопросов и предложений предлагается внести изменения в п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса, распространив льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу на все общественные организации инвалидов, а не только на общероссийские.

Согласно ст. ст. 14 и 15 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам.

В соответствии с гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

В настоящее время в силу п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для осуществления их уставной деятельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 372 и п. 2 ст. 387 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на имущество организаций и земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне Кодексом предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу лишь в отношении общероссийских общественных организаций инвалидов.

В связи с этим отмечаем, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.12.1999 N 18-П, все общественные организации инвалидов вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные) имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.

С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу, предусмотренных п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса (в частности, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).

В целом соглашаясь с позицией судебных органов, считаем, что рассматриваемый вопрос требует законодательного урегулирования путем внесения изменений в ст. ст. 381 и 395 Кодекса.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

21.09.2009