ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Вопрос: Налоговый орган доначислил суммы земельного налога на земельный участок, принадлежащий орг

 

Вопрос: Налоговый орган доначислил суммы земельного налога на земельный участок, принадлежащий организации на праве бессрочного пользования. Основанием для доначисления суммы налога явился тот факт, что организация изменила категорию разрешенного использования земель данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель промышленности. Данное изменение отражено в Едином государственном кадастре недвижимости и было произведено в текущем налоговом периоде (до 1 марта). Правомерно ли доначисление суммы земельного налога?

 

Ответ: Учитывая позицию Минфина России, доначисление суммы земельного налога является неправомерным, если организация изменила категорию разрешенного использования земель в отношении принадлежащего ей земельного участка (при этом данное изменение отражено в Едином государственном кадастре недвижимости и было произведено в текущем налоговом периоде - до 1 марта), поскольку сумма налога должна исчисляться исходя из его кадастровой стоимости на 1 января текущего налогового периода.

 

Обоснование: Принимая во внимание нормы п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Нормами абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Абзацем 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

В силу норм пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Из норм п. 1 ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Минфин России придерживается позиции, из которой следует, что если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40 (направлено Письмом ФНС России от 28.07.2008 N ШТ-6-3/531@). Данная позиция представлена также в Письме Минэкономразвития России от 23.03.2011 N Д06-1682.

Принимая во внимание позицию Минфина России, можно сделать вывод, что доначисление суммы налога не является правомерным, так как в данном случае сумма налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода, то есть на 1 января, факт изменения категории разрешенного использования не имеет в данном случае фактического значения.

 

А.Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

10.11.2011