ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Вопрос: Вправе ли Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ пользоваться льготой по

 

Вопрос: Вправе ли Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ пользоваться льготой по земельному налогу, установленной пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в отношении земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование для размещения административного здания, занимаемого им для осуществления своей деятельности?

 

Ответ: В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ).

В пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон N 2446-1) основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В силу ст. 8 Закона N 2446-1 систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Как предусмотрено ст. 10 Закона N 2446-1, в системе безопасности осуществляется разграничение полномочий органов власти. При этом судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя РФ, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, если их права в связи с деятельностью по обеспечению безопасности были нарушены.

Силы обеспечения безопасности включают в себя, в частности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц (ст. 12 Закона N 2446-1).

Согласно ст. ст. 30, 31 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Судебным департаментом при Верховном Суде РФ осуществляется организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, за исключением Верховного Суда РФ. Пунктом 5 ст. 31 Закона N 1-ФКЗ установлено, что структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФЗ) Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов.

Статья 2 Закона N 7-ФЗ устанавливает систему Судебного департамента: Судебный департамент, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации - управления (отделы).

На основании пп. 17 п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ Судебный департамент во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей и членов их семей.

На основании п. 9 ст. 14 Закона N 7-ФЗ управление (отдел) Судебного департамента в пределах своей компетенции принимает во взаимосвязи с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.

Статьей 12 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" определено, что органами обеспечения безопасности в отношении судей, арбитражных и присяжных заседателей являются органы внутренних дел.

Таким образом, деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ связана с обеспечением безопасности судебной власти, что позволяет отнести его к органам обеспечения безопасности.

С учетом изложенного приходим к выводу, что земельный участок, предоставленный Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в постоянное (бессрочное) пользование для размещения административного здания, занимаемого им для осуществления своей деятельности, является ограниченным в обороте и не является объектом налогообложения по земельному налогу.

Данные выводы также подтверждаются официальной позицией Минфина России. Так, финансовый орган в Письме от 11.08.2008 N 03-05-04-02/43 отмечает, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ являются государственными органами, принимающими в соответствии с законом участие в обеспечении безопасности органов судебной власти. Земельные участки, предоставленные для размещения Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, признаются предоставленными для обеспечения безопасности и, следовательно, являются ограниченными в обороте. Данные земельные участки не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.

Такую же позицию занимают и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 N А79-10094/2007, ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 N А42-2584/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2008 N Ф08-6438/2008, от 28.10.2008 N Ф08-6431/2008, от 08.10.2007 N Ф08-5513/2007-2083А, от 05.08.2008 N Ф08-4464/2008).

Таким образом, приходим к выводу, что Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ вправе пользоваться льготой по земельному налогу, установленной пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в отношении земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование для размещения административного здания, занимаемого им для осуществления своей деятельности.

 

Л.Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

09.02.2009