ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Вопрос: Налогоплательщик (государственное образовательное учреждение высшего профессионального обр

 

Вопрос: Налогоплательщик (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования) представил в налоговый орган расчет авансовых платежей по земельному налогу за I квартал календарного года. Проверив данный расчет, налоговый орган установил, что земельный налог налогоплательщик в бюджет не уплатил, в связи с чем начислил ему пени. Налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате соответствующих сумм налога и пеней в установленный срок. Налогоплательщик не выполнил требование налогового органа в части уплаты земельного налога и пеней в добровольном порядке, ссылаясь на отсутствие в спорном периоде финансирования из федерального бюджета. Правомерны ли действия налогоплательщика?

 

Ответ: Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

В силу п. п. 2, 6 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст. 64 НК РФ, если у бюджетного учреждения нет средств для уплаты авансовых платежей, то в этом случае необходимо самостоятельно обратиться в территориальные органы ФНС России с заявлением об отсрочке уплаты авансовых платежей.

Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов утвержден Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.

Минфин России Письмом от 26.07.2006 N 02-03-09/2026 рекомендовал ФНС России в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Доводы налогоплательщика об отсутствии в спорном периоде финансирования налогоплательщика из федерального бюджета арбитражными судами во внимание не принимаются, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2008 N А11-334/2007-К2-20/51 и от 18.12.2007 N А11-332/2007-К2-23/76).

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13.02.2008 N Ф04-842/2008(398-А70-15) рассматривал дело государственного образовательного учреждения. Налогоплательщик указывал, что у него отсутствовала возможность своевременной уплаты налога в связи с недофинансированием из бюджета денежных средств, поэтому он обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога, подтвердив факт несвоевременного финансирования письмами главного распорядителя средств федерального бюджета. Однако, по мнению налогоплательщика, налоговый орган необоснованно не предоставил образовательному учреждению отсрочку уплаты налога. Отклоняя данный довод налогоплательщика, суд указал, что он не воспользовался своим правом на обжалование неправомерного отказа в предоставлении отсрочки. Поэтому применительно к рассмотрению предмета спора ссылка налогоплательщика на необоснованный отказ в предоставлении отсрочки уплаты налога правомерно не принята судом во внимание.

Таким образом, при отсутствии необходимого финансирования налогоплательщик должен обращаться в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки, в случае необоснованного отказа обжаловать данное решение налогового органа.

НК РФ определяет рамки поведения налогоплательщика в случае отсутствия финансирования из федерального бюджета. В то же время данный факт в НК РФ не определяется как основание для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.

Таким образом, сложившаяся судебная практика не признает за налогоплательщиком такого основания для освобождения от уплаты земельного налога, как отсутствие в спорном периоде финансирования из федерального бюджета. Поэтому действия налогоплательщика в данном случае следует признать неправомерными.

 

Л.Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.01.2009