ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Вопрос: Администрация муниципального образования в лице комитета по управлению имуществом муниципа

 

Вопрос: Администрация муниципального образования в лице комитета по управлению имуществом муниципального образования приобрела земельные участки, оформив их в муниципальную собственность. Налоговая инспекция выставила в адрес комитета требования об уплате земельного налога и пени. Платежными поручениями комитет уплатил налог и пени. Считая указанные суммы налога и пени ошибочно уплаченными, комитет впоследствии обратился в налоговый орган с заявлением об их возврате. Решением налогового органа отказано в возврате. Правомерен ли в данном случае отказ налогового органа?

 

Ответ: В силу п. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Пунктом 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В п. 1 ст. 20 ЗК РФ установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Понятия "организации" и "физические лица" для целей актов законодательства о налогах и сборах определены п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ.

Так, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ, а физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Пункт 1 ст. 388 НК РФ признает налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании ч. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

В силу ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно официальной позиции Минфина России, выраженной в Письме от 28.04.2008 N 03-05-06-02/30, РФ, субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанные публично-правовые образования не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.

Таким образом, финансовый орган приходит к выводу, что если земельные участки находятся в собственности РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.

Также в Письме от 12.03.2008 N 03-05-04-02/16 Минфин России отмечает, что не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица публично-правовые образования, а значит, не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога. Таким образом, если земельные участки находятся в собственности области, то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.

Как указывают арбитражные суды, гражданское законодательство не относит РФ, субъекты РФ и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию НК РФ. Следовательно, основания для признания муниципального учреждения налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2008 N Ф08-2714/2008).

Учитывая то, что в силу положений ст. ст. 78, 79 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику, отказ налогового органа в возврате ошибочно уплаченного земельного налога следует признать неправомерным.

 

Л.Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.01.2009