Вопрос: Является ли объектом налогообложения по земельному налогу земельный участок, в установленн
Вопрос: Является ли объектом налогообложения по земельному налогу земельный участок, в установленном порядке предоставленный федеральному суду общей юрисдикции?
Ответ: Налогоплательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В ст. 8 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон N 2446-1) указано, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Как предусмотрено ст. 10 Закона N 2446-1, в системе безопасности осуществляется разграничение полномочий органов власти. При этом судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, если их права в связи с деятельностью по обеспечению безопасности были нарушены.
На основании ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Кроме того, ст. 4 Закона N 1-ФКЗ гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, и содержит полный перечень судов Российской Федерации. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Таким образом, земельные участки, предоставленные органам судебной власти, осуществляющим свою деятельность на основании Закона N 2446-1, признаются ограниченными в обороте и освобожденными от уплаты земельного налога.
Минфин России в Письме от 25.10.2007 N 03-05-05-02/61 на основании пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 8 и 10 Закона N 2446-1, п. 1 ст. 1 и ст. 4 Закона N 1-ФКЗ пришел к выводу, что земельные участки, занимаемые арбитражными судами, должны признаваться ограниченными в обороте как предоставленные для обеспечения безопасности и, следовательно, не должны подлежать налогообложению земельным налогом.
Очевидно, что данные выводы могут быть распространены на земельные участки, предоставленные всем органам судебной власти в РФ.
Правомерность данных выводов подтверждается и Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 08.10.2007 N Ф08-5513/2007-2083А.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России по данному вопросу, а также судебную практику, земельный участок, в установленном порядке предоставленный федеральному суду общей юрисдикции, объектом налогообложения по земельному налогу не является.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
02.12.2008