ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Вопрос: Решением законодательного органа муниципального образования на территории данного образова

 

Вопрос: Решением законодательного органа муниципального образования на территории данного образования установлен и введен земельный налог в соответствии с гл. 31 НК РФ. Согласно положениям данного закона установлена дифференцированная ставка земельного налога в размере 1,4% в отношении земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования, а также игорного бизнеса, и дифференцированная ставка земельного налога в размере 1,2% в отношении прочих земельных участков (в том числе земельных участков под производственными объектами). По результатам проведенной налоговым органом проверки принято решение, в соответствии с которым осуществляющему деятельность на территории данного муниципального образования налогоплательщику (главному управлению Центрального банка по субъекту РФ) предложено уплатить земельный налог в отношении принадлежащего налогоплательщику земельного участка, а также пени за его несвоевременную уплату. Налогоплательщик также привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием для принятия такого решения послужили выводы налогового органа о неправильном исчислении налогоплательщиком земельного налога. По мнению налогового органа, при исчислении налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, занятых его зданиями, подлежала применению дифференцированная налоговая ставка в размере 1,4%, в то время как налогоплательщиком была применена ставка в размере 1,2%. Правомерно ли такое решение налогового органа?

 

Ответ: Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).

В соответствии со ст. ст. 4, 35 - 37, 40 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) банк является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются банком. При этом рефинансирование кредитных организаций является одним из инструментов и методов денежно-кредитной политики банка. Осуществляя рефинансирование кредитных организаций, банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

В соответствии со ст. 83 Закона N 86-ФЗ Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Согласно Положению о территориальных учреждениях Банка России, утвержденному Советом директоров Банка России 29.07.1998 N 46-П, Главное управление Центрального банка Российской Федерации является обособленным подразделением Центрального банка Российской Федерации, осуществляющим на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящим в единую централизованную систему Центрального банка Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с уплатой земельного налога, одобренном Президиумом ФАС Уральского округа 19.10.2007, указано, что, поскольку Центральный банк РФ выполняет функции органа государственной власти, начисление ему земельного налога по установленной на соответствующей территории ставке земельного налога для земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования, является неправомерным.

Следовательно, начисление Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления по субъекту РФ земельного налога по ставке, установленной в отношении земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования, неправомерно.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.10.2007 N Ф09-7315/07-С3 разъяснил, что полномочия Банка России, установленные Конституцией Российской Федерации в ст. 75, а равно и иные касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Суд пришел к выводу, что деятельность банка по кредитованию (рефинансированию кредитных организаций) направлена на обеспечение проведения соответствующей государственной денежно-кредитной политики, то есть публичных интересов, и вытекает из его властно-распорядительных полномочий как органа государственной власти и управления.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.10.2007 N Ф09-8213/07-С3, а также Определениях ВАС РФ от 28.01.2008 N 365/08 и от 15.02.2008 N 2079/08, а также от 31.01.2008 N 1101/08, которыми подтверждена указанная позиция.

Таким образом, указанное решение налогового органа неправомерно.

 

Ю.М.Лермонтов

Минфин России

29.08.2008