ПИСЬМО от 17 октября 2012 г. N 03-05-06-02/79
Вопрос: Гаражный кооператив организован в 1980 г. как общественная организация при Всесоюзном добровольном обществе автомобилистов без права заниматься коммерческой деятельностью. Для строительства индивидуальных гаражей был выделен участок лесхоза области на праве постоянного бессрочного пользования.
В 1996 г. при территориальном делении границ муниципального образования участок гаражного кооператива стал частью территории муниципального образования, категория земель - земли городских поселений. Гаражный кооператив встал на учет в налоговом органе в качестве юридического лица, существующего за счет членских взносов, без права заниматься коммерческой деятельностью.
До вступления в силу Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ члены гаражного кооператива льготных категорий (ветераны труда, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий) были освобождены от уплаты земельного налога, и налоговые органы исключали из общей суммы земельного налога суммы, приходящиеся на данную категорию лиц.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.
Налогоплательщиком является юридическое лицо, а члены гаражного кооператива несут субсидиарную ответственность за уплату земельного налога.
Освобождаются ли в указанной ситуации от уплаты земельного налога ветераны труда, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, являющиеся членами гаражного кооператива?
Возможно ли внести изменения в НК РФ, предусматривающие применение ставки земельного налога, установленной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, в отношении земель гаражных потребительских кооперативов и общественных автостоянок?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 2012 г. N 03-05-06-02/79
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога членами гаражного кооператива и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 Налогового кодекса.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В этой связи основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок.
На основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Таким образом, уплата земельного налога производится налогоплательщиком в отношении конкретного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Поэтому если правообладателем земельного участка является организация (гаражный кооператив), то налогоплательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ей земельного участка признается организация (гаражный кооператив), а не члены гаражного кооператива.
При этом обращаем внимание, что вопросы, связанные с возмещением членами гаражного кооператива сумм земельного налога, уплаченного гаражным кооперативом, не регулируются законодательством о налогах и сборах.
Одновременно отмечаем, что согласно ст. 15 Налогового кодекса земельный налог относится к местным налогам.
На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей Налогового кодекса.
При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Также следует иметь в виду, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, решение вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, а также предоставлением налоговых льгот по уплате земельного налога для гаражных кооперативов, относится к компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых располагаются гаражные кооперативы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.10.2012