ПИСЬМО от 17 июня 2011 г. N ОГ-Д05-93
Вопрос: О переходных положениях компенсирующего характера, предусмотренных нормами Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для плательщиков страховых взносов; о льготах, предусмотренных НК РФ, для индивидуальных предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения, имеющих инвалидность; о порядке налогообложения финансовых средств в виде грантов (субсидий), предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета субъекта РФ в рамках оказания государственной поддержки, до и после 1 января 2011 г.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2011 г. N ОГ-Д05-93
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды связаны с переходом от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также сообщаем, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации разрабатываются предложения по механизму снижения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 1 января 2012 г. до уровня, близкого к уровню, установленному до 1 января 2011 г.
Для получения более подробной информации целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов (127994, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3).
Одновременно отмечаем, что в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрен ряд льгот для индивидуальных предпринимателей, имеющих инвалидность, в зависимости от группы инвалидности.
Если индивидуальный предприниматель находится на общем режиме налогообложения, то налогоплательщик-инвалид может применять следующие льготы.
По налогу на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (ст. 145 НК РФ). Данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Подпункт 2 п. 1 ст. 218 НК РФ устанавливает налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода, который распространяется на налогоплательщиков - инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп.
Кроме того, инвалиды I, II и III групп могут при определенных условиях получить иные стандартные налоговые вычеты в соответствии с п. 1 ст. 218 НК РФ, но необходимо отметить, что в соответствии с нормами НК РФ если налогоплательщик имеет право больше чем на один налоговый вычет, то предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.
Также налогоплательщик - индивидуальный предприниматель, являющийся инвалидом, имеет право на получение:
- социальных налоговых вычетов (например, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению и другие в соответствии со ст. 219 НК РФ);
- имущественных налоговых вычетов (в соответствии со ст. 220 НК РФ).
Следует отметить, что социальные и имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Льготы, предусмотренные в отношении уплаты государственной пошлины, применяются в случаях рассмотрения дел в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, истцами в которых являются инвалиды I и II групп (в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).
Также инвалиды I и II групп освобождаются на 50 процентов от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий по всем видам нотариальных действий.
Кроме того, распространяется действие льгот при уплате государственной пошлины общего порядка.
Льготы в отношении уплаты транспортного налога индивидуальными предпринимателями, имеющими инвалидность, устанавливаются региональными властями. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Налоговая база по земельному налогу, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ, уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г., без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.
Дополнительно сообщаем, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включающей финансовую, имущественную, консультационную поддержку и другие виды поддержки.
Получить информацию о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России, можно на Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по адресу http://smb.gov.ru.
В соответствии с Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" средства финансовой поддержки (субсидии), предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника. Данный порядок может применяться в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения средств. В случае приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества. Порядок признания доходов осуществляется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
Необходимо отметить, что действие новых положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. В случае если финансовые средства в виде грантов (субсидий) были предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета субъекта Российской Федерации в рамках оказания государственной поддержки до 1 января 2011 г., указанные средства финансовой поддержки относятся к внереализационным доходам и подлежат налогообложению.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
В.Ю.МЕЛЬНИКОВ
17.06.2011