ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПИСЬМО от 17 ноября 2008 г. N 03-05-04-02/70

 

Вопрос: Об отсутствии обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, которые находятся в собственности РФ, субъектов РФ либо муниципальных образований, до их приобретения в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 ноября 2008 г. N 03-05-04-02/70

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.

На основании ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Кроме того, данной статьей Земельного кодекса определены понятия собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Так, к собственникам земельных участков относятся лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

При этом в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 Налогового кодекса). Понятия "организации" и "физические лица" для целей актов законодательства о налогах и сборах определены п. 2 ст. 11 Налогового кодекса.

Так, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, а физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

С учетом положений земельного, гражданского законодательства и вышеуказанных положений Налогового кодекса в гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса определены налогоплательщики земельного налога.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом отмечаем, что в силу положений п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанные публично-правовые образования не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.

Таким образом, если земельные участки находятся в собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации либо собственности муниципальных образований (составляют соответственно казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации и муниципальную казну), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.

Учитывая изложенное, считаем, что положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не вступают в противоречие с земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.11.2008