ПИСЬМО от 16 декабря 2008 г. N 03-05-04-02/74
Вопрос: ФГУП при Спецстрое России выполняет строительные работы на территории города. Признаются ли объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, предоставленные ФГУП?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2008 г. N 03-05-04-02/74
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога воинскими формированиями при Спецстрое России и сообщает следующее.
В связи с тем что в рассматриваемом обращении отсутствует информация о том, кому и на каких условиях принадлежит земельный участок, на котором ведутся строительные работы, а также отсутствуют копии правоустанавливающих документов на земельный участок, дать обоснованный ответ на поставленный в обращении вопрос не представляется возможным.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При этом п. 2 ст. 389 Налогового кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом.
Так, согласно пп. 1 и 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения земельным налогом соответственно земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, приведен соответственно в п. п. 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В частности, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
К ограниченным в обороте отнесены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота.
В этой связи отмечаем, что согласно ст. 93 Земельного кодекса в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов), создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Кроме того, обращаем внимание, что в силу ст. 7 Земельного кодекса в состав земель в Российской Федерации входят в том числе земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса). Согласно ст. 85 Земельного кодекса в состав таких земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне военных объектов.
Таким образом, земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и безопасности" и должны использоваться в соответствии с этим видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" (далее - Указ N 1084) определено, что инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования входят в состав Спецстроя России.
Согласно Положению о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденному Указом N 1084, к основным задачам Спецстроя России относится строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указом N 1084 утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства.
В данном Положении установлены органы и организации, относящиеся к инженерно-техническим воинским формированиям и дорожно-строительным воинским формированиям.
При этом определено, что данные воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Учитывая изложенное, считаем, что в случае если земельный участок, предоставленный воинскому формированию при Спецстрое России, являющемуся по своей организационно-правовой форме федеральным государственным унитарным предприятием, отвечает требованиям пп. 1 и 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса, то данный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения земельным налогом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.12.2008