Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2017 год
и координации социально-экономического развития регионов
125993, ГСП-3, Москва, А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 1, 3,
mineconom@economy.gov.ru
ОТЧЕТ
о результатах функционирования свободной экономической
зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя
за 2017 год
Москва
2018 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2
1.1. Основание и цели подготовки отчета
2
1.2. Источники исходной информации
3
2. Абсолютные количественные показатели функционирования свободной
экономической зоны
4
3. Абсолютные
показатели
деятельности
участников
свободной
экономической зоны в рамках заключенных договоров о деятельности
6
4. Показатели, отражающие социально-экономическое развитие Республики
Крым и г. Севастополя
7
5. Оценка эффективности функционирования свободной экономической зоны
8
5.1. Относительные количественные показатели, отражающие эффективность
деятельности участников свободной экономической зоны
8
5.2. Относительные
количественные
показатели,
отражающие
влияние
функционирования
свободной
экономической
зоны
на социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя
9
5.3. Оценка эффективности функционирования свободной экономической зоны
по группе показателей
10
6. Заключительные положения
11
2
1.
Общие положения
1.1. Основание и цели подготовки отчета
В целях развития Республики Крым и города федерального значения
Севастополя в сфере привлечения и осуществления инвестиций, создания
и функционирования свободных портов и свободной экономической зоны
на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя,
применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, привлечения
к трудовой деятельности иностранных граждан и установления особого правового
режима на указанных территориях принят Федеральный закон от 29 ноября 2014 г.
№ 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения
Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым
и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон).
В соответствии с Федеральным законом в 2015 – 2016 годах Правительством
Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством Российской Федерации для осуществления
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сферах функционирования особого правового режима
и
функционирования
свободной
экономической
зоны
на
территориях
Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее
соответственно – уполномоченный орган, свободная экономическая зона), изданы
соответствующие правовые акты.
С
целью
осуществления
ежегодного
контроля
эффективности
функционирования свободной экономической зоны постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1368 утверждены Правила
ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической
зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя и подготовки
отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны
(далее соответственно – постановление Правительства Российской Федерации
от 12 декабря 2015 г. № 1368, Правила).
Согласно Правилам уполномоченный орган осуществляет подготовку
ежегодного отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны
(далее – ежегодный отчет) на основании ежегодных отчетов, представляемых
высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым
3
и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального
значения Севастополя.
За отчетный период представленного ежегодного отчета принимается
календарный год с 1 января по 31 декабря 2017 года.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил ежегодный отчет содержит оценку
эффективности функционирования свободной экономической зоны за отчетный
период с учетом динамики показателей за предшествующий 2-летний период.
1.2. Источники исходной информации
При подготовке ежегодного отчета за 2017 год использованы:
a) нормативные правовые акты:
-
Федеральный закон;
-
постановление
Правительства
Российской
Федерации
от 12 декабря 2015 г. № 1368;
-
приказ Минэкономразвития России от 15 июня 2016 г. № 374
«Об утверждении формы отчета о результатах функционирования свободной
экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя,
представляемого высшим исполнительным органом государственной власти
Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти
г. Севастополя»;
б) ежегодный отчет высшего исполнительного органа государственной
власти Республики Крым (письма Министерства экономического развития
Республики Крым от 15 мая 2018 г. № 15.1/734, от 9 июня 2018 г. № 15.1/877,
от 29 июня 2018 г. № 15.1/966);
в) ежегодный отчет высшего исполнительного органа государственной
власти города федерального значения Севастополя (письма Департамента
экономического развития города Севастополя от 15 мая 2018 г. № 1357/21-02/18,
Правительства Севастополя от 10 июля 2018 г. № 5197/17/2-18);
г) сведения, представленные ФТС России, ФНС России, Пенсионным
фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования,
Фондом
социального
страхования
Российской
Федерации,
Федеральным казначейством и Росстатом.
4
2.
Абсолютные количественные показатели функционирования
свободной экономической зоны
В отчетном периоде высшим исполнительным органом государственной
власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной
власти города федерального значения Севастополя было заключено 729 договоров
об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее – договоры
о деятельности, в том числе 185 – в г. Севастополе и 544 – в Республике Крым),
что на 20 % превышает количество заключенных договоров о деятельности
в 2016 году.
За три года высшим исполнительным органом государственной власти
Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти
города федерального значения Севастополя с участниками свободной
экономической зоны заключено 1 737 договоров о деятельности, в том числе
427 – в г. Севастополе и 1 310 – в Республике Крым. При этом за указанный период
в г. Севастополе расторгнуто 15 договоров, в Республике Крым – 22. Таким образом,
по состоянию на 31 декабря 2017 г. в свободной экономической зоне действуют
1 700 договоров о деятельности и реализуется соответствующее количество
инвестиционных проектов.
В качестве участника свободной экономической зоны на 31 декабря 2017 г.
зарегистрировано 1 655 хозяйствующих субъектов, в том числе 7231 в отчетном
периоде (в г. Севастополе – 181 и в Республике Крым – 542). По итогам 2017 года
количество участников свободной экономической зоны на 73 % превысило
аналогичный показатель относительно 31 декабря 2016 года.
При этом 1 554 участника свободной экономической зоны, реализующих
инвестиционные проекты на территориях Республики Крым и г. Севастополя,
являются субъектами малого и среднего предпринимательства, что составляет
93,9 % от их общего числа.
Участники свободной экономической зоны реализуют на территориях
Республики Крым и г. Севастополя 1 700 инвестиционных проектов
(в г. Севастополе – 412 и в Республике Крым – 1 288) в различных отраслях
и секторах экономики (диаграмма 1).
1 В 2017 году из Единого реестра участников свободной экономической зоны исключены 23 участника свободной
экономической зоны.
5
0
50
100
150
200
250
300
61
Строительство
272
106
Промышленность
202
107
Услуги
177
51
Торговля
198
28
Сельское хозяйство
165
15
Курорты и туризм
121
22
Транспорт
56
13
Социальная сфера
55
9
ТЭК
15
Другие
27
Севастополь
Республика Крым
Диаграмма 1. Распределение инвестиционных проектов по отраслям экономики
Совокупный объем налогов, уплаченных в отчетном периоде участниками
свободной экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации в рамках заключенных договоров о деятельности,
составил 15 647,5 млн. руб. (в г. Севастополе – 3 072,8 млн. руб. и в Республике
Крым – 12 574,7 млн. руб.), что на 40 % превышает аналогичный показатель
за 2016 год.
Общий объем страховых взносов, уплаченных в отчетном периоде
участниками свободной экономической зоны в государственные внебюджетные
фонды, составил 4 545,4 млн. рублей.
Объем таможенных платежей, уплаченных в отчетном периоде участниками
свободной экономической зоны, осуществлявшими внешнеэкономическую
деятельность, составил 38,6 млн. рублей. Снижение относительно аналогичного
показателя за 2016 год на 39 % обусловлено увеличением в 2017 году объемов
внешнеэкономической деятельности, осуществляемой участниками свободной
экономической зоны в г. Севастополе, с активным применением ими льгот
по уплате таможенных пошлин и налогов при помещении товаров под таможенную
процедуру свободной таможенной зоны2.
2 За 2017 год объем таможенных льгот, предоставленных участникам свободной экономической зоны
в г. Севастополе, увеличился на 93 процента.
6
Таким образом, консолидированный объем поступлений в отчетном периоде
от участников свободной экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации, а также общий объем уплаченных страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды составил 20 231,5 млн. рублей.
Объем льгот по уплате таможенных пошлин и налогов при помещении
товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предоставленных
в отчетом периоде участникам свободной экономической зоны, составил
298,5 млн. рублей.
При этом консолидированный объем налоговых и неналоговых льгот,
используемых участниками свободной экономической зоны, а также выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением
пониженных тарифов страховых взносов составили 10 018,0 млн. рублей.
3.
Абсолютные показатели деятельности участников свободной
экономической зоны в рамках заключенных договоров о деятельности3
Консолидированный объем выручки участников свободной экономической
зоны от продажи товаров, работ и услуг за отчетный период4 составил
243 885,3 млн. руб. (в г. Севастополе – 32 227,9 млн. руб. и в Республике
Крым – 211 657,4 млн. руб.), что на 67 % превышает аналогичный показатель
за 2016 год.
При этом доля выручки, полученной индивидуальными предпринимателями,
микропредприятиями и малыми предприятиями (МСП), в указанном объеме
снизилась относительно 2016 года на 2,6 процентного пункта и составила 38,0 %
(диаграмма 2), что обусловлено более высокими темпами роста выручки
от продажи товаров, работ и услуг крупных предприятий (на 74 % больше
относительно данного показателя в 2016 году).
Общий объем инвестиций участников свободной экономической зоны
за отчетный период составил 36 484,8 млн. руб. (в г. Севастополе – 7 284,8 млн. руб.
и в Республике Крым – 29 200,0 млн. руб.). Из них 75 % (27 447,1 млн. руб.)
приходится на капитальные вложения, осуществленные участниками свободной
экономической зоны в 2017 году. Общий объем инвестиций, осуществленных
3 Показатели раздела приводятся по результатам деятельности хозяйствующих субъектов в рамках заключенных
договоров о деятельности.
4 Раздел подготовлен на основе сведений, представленных 817 участниками свободной экономической зоны
по Республике Крым и 369 по г. Севастополю.
7
участниками свободной экономической зоны в 2017 году, вырос относительно
предыдущего отчетного периода на 92 процента.
0%
6%
МСП
Крупный
38%
32%
бизнес
Севастополь
Республика Крым
Диаграмма 2. Доля выручки от продажи товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего
предпринимательства
Участниками свободной экономической зоны за отчетный период построено
2 390 объекта недвижимости и транспортной (социальной, инновационной,
инженерной и иной) инфраструктуры, из которых 2 325 введены в эксплуатацию
(в г. Севастополе – 430 и в Республике Крым – 1 895), что превышает аналогичный
показатель за 2016 год в 3,2 раза.
Для реализации инвестиционных проектов на территории свободной
экономической зоны за отчетный период создано 15 295 рабочих мест,
что на 17 % превышает аналогичный показатель за 2016 год.
Чистая прибыль5 хозяйствующих субъектов, получивших статус участника
свободной экономической зоны, за отчетный период составила 15 975,9 млн. руб.
(в г. Севастополе – 3 721,3 млн. руб. и в Республике Крым – 12 254,6 млн. руб.),
что на 9 % превышает аналогичный показатель за 2016 год.
4.
Показатели, отражающие социально-экономическое развитие
Республики Крым и г. Севастополя
Численность населения в трудоспособном возрасте на территориях
г. Севастополя и Республики Крым в 2017 году составила 1 117 500 человек6.
5 Указан консолидированный показатель чистой прибыли участников свободной экономической зоны за отчетный
период.
6 По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю.
8
Указанный
показатель
на
2,1 %
выше
относительно
предыдущего
года, что обусловлено миграционным приростом населения в указанных субъектах
Российской Федерации.
При этом безработица7 в среднем за 2017 год в г. Севастополе зафиксирована
на уровне – 4,6 %, что на 1,6 процентного пункта ниже аналогичного показателя
за 2016 год, а в Республике Крым на уровне – 6,4 %, что на 0,4 процентного пункта
ниже аналогичного показателя за 2016 год.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников
организаций8 за отчетный период в г. Севастополе составила 27 374 руб.,
в Республике Крым – 26 312 рублей.
При
этом
темп
прироста
реальной
среднемесячной
заработной
платы9 за отчетный период составил в г. Севастополе 0,1 %, в Республике
Крым – 1,3 процента.
По итогам отчетного периода динамика реальных располагаемых денежных
доходов населения9 составила в г. Севастополе 103,3 %, что на 0,8 процентного
пункта ниже аналогичного показателя за 2016 год, а в Республике Крым – 109,6 %,
что на 5,4 процентного пункта выше аналогичного показателя за 2016 год.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов исполненного бюджета
субъектов Российской Федерации9 за 2017 год составил 72 068,5 млн. руб.,
в том числе по г. Севастополю – 12 388,0 млн. руб., по Республике
Крым – 59 680,5 млн. рублей.
В связи с отсутствием утвержденного показателя по валовому
региональному продукту (ВРП)10 за 2017 год приводится ВРП за 2016 год:
по г. Севастополю – 64 163 млн. руб., по Республике Крым – 315 919 млн. рублей.
5.
Оценка эффективности функционирования
свободной экономической зоны
5.1. Относительные количественные показатели, отражающие
эффективность деятельности участников свободной экономической зоны
В соответствии с пунктом 14 Правил эффективность деятельности участников
свободной экономической зоны за отчетный период определяется как отношение
7 По данным выборочного обследования рабочей силы.
8 По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю.
9 По информации, представленной уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
10 Согласно Федеральному плану статистических работ срок утверждения данных по показателям ВРП
за 2017 год – 27 февраля 2019 года.
9
отдельных фактических абсолютных количественных показателей к аналогичным
плановым (прогнозным) показателям деятельности участников свободной
экономической зоны.
За отчетный период совокупный объем налогов и таможенных платежей,
уплаченных участниками свободной экономической зоны в бюджеты всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации, в рамках заключенных договоров
о деятельности составил 15 686,4 млн. руб., что соответствует выполнению
плановых (прогнозных) показателей на 110 процентов.
Участниками свободной экономической зоны за отчетный период создано
15 295 рабочих мест, что соответствует выполнению плановых (прогнозных)
показателей на 65 процентов.
Общий объем инвестиций участников свободной экономической зоны
за отчетный период составил 36 484,8 млн. руб., что соответствует выполнению
плановых (прогнозных) показателей на 104 процента.
5.2. Относительные количественные показатели, отражающие влияние
функционирования свободной экономической зоны
на социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя
В соответствии с пунктом 15 Правил влияние функционирования свободной
экономической зоны на социально-экономическое развитие Республики Крым
и г. Севастополя определяется как соотношение отдельных показателей
функционирования свободной экономической зоны к отдельным показателям
социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя.
Количество созданных рабочих мест на территории свободной экономической
зоны за отчетный период составляет 1,4 % к численности населения
в трудоспособном возрасте рассматриваемых субъектов Российской Федерации.
При этом численность безработных, определенная Росстатом11 по итогам
2016 года, составила в г. Севастополе 12,0 тыс. человек, а в Республике
Крым – 61,7 тыс. человек.
Представляется, что создание участниками свободной экономической зоны
за 2017 год более 15 тыс. рабочих мест на территориях Республики Крым
и г. Севастополя оказало существенное влияние на снижение среднегодового уровня
безработицы в г. Севастополе с 6,2 % в 2016 году до 4,6 % в 2017 году,
а в Республике Крым соответственно с 6,8 % до 6,4 процента.
11 Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2017, Статистический сборник
Росстата, 2017 год.
10
В отчетном периоде доля налогов, уплаченных участниками свободной
экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации, в рамках заключенных договоров о деятельности, относительно
консолидированного объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов
Республики Крым и г. Севастополя составила 22 процента.
В целях определения влияния функционирования свободной экономической
зоны на валовый региональный продукт рассматриваемых субъектов Российской
Федерации использовано соотношение суммарного объема выручки от продажи
товаров, работ и услуг, задекларированного участниками свободной экономической
зоны за период 2015-2017 годов, к совокупному показателю валового регионального
продукта Республики Крым и г. Севастополя12 за тот же период. Указанное
соотношение составило 38 процентов.
Учитывая изложенное, представляется, что функционирование свободной
экономической зоны оказывает существенное влияние на социально-экономическое
развитие Республики Крым и г. Севастополя.
5.3. Оценка эффективности функционирования
свободной экономической зоны по группе показателей
В соответствии с пунктом 16 Правил эффективность функционирования
свободной экономической зоны за отчетный период определяется как отношение
отдельных фактических абсолютных количественных показателей к аналогичным
плановым (прогнозным) показателям функционирования свободной экономической
зоны и оценивается по пятибалльной шкале (таблица 1).
Выполнение прогнозно-плановых показателей свободной экономической зоны. Таблица 1.
Отношение
Показатель
План
Факт
плана к
Балл
Итог
факту
Количество участников свободной экономической зоны
810
723
89%
4
Объем выручки от продажи товаров, работ и услуг,
189 030
243 885
129%
5
млн. руб.
Количество построенных и введенных в эксплуатацию
1 577
2 325
147%
5
объектов
недвижимости,
объектов
инженерной,
транспортной, социальной, инновационной и иной
инфраструктуры
4,4
Количество созданных рабочих мест на территории
23 668
15 295
65%
3
свободной экономической зоны
Объем инвестиций, в том числе капитальных вложений,
35 040
36 485
104%
5
осуществленных в соответствии с заключенными
договорами о деятельности, млн. руб.
12 Использована валовая добавленная стоимость в текущих основных ценах за 2015-2017 годы. Показатель за 2017
год – оценка Минэкономразвития России.
11
Итоговое значение суммарного показателя функционирования свободной
экономической зоны по выполнению прогнозно-плановых показателей свободной
экономической зоны определяется как среднее арифметическое значение.
На основании полученного итогового значения (соответствует критерию
от 5 до 4 баллов) функционирование свободной экономической зоны за отчетный
период13 признается эффективным.
6.
Заключительные положения
Итоги
третьего
года
действия
особого
режима
осуществления
предпринимательской и иной деятельности на территориях Республики Крым
и г. Севастополя характеризуются продолжением роста основных показателей
функционирования свободной экономической зоны, что обусловлено увеличением
в отчетном периоде количества новых инвестиционных проектов и вступлением
в активную фазу реализации проектов 2015-2016 годов (диаграмма 3).
1655
955
366
2015
2016
2017
Диаграмма 3. Количество участников свободной экономической зоны за 2015-2017 годы
(нарастающим итогом)14
Применение в 2015-2017 годах на территориях Республики Крым
и г. Севастополя особого режима осуществления предпринимательской и иной
деятельности позволило не только стимулировать ранее действующие
хозяйствующие субъекты для модернизации существующих основных средств
13 Оценка эффективности за период с начала функционирования свободной экономической зоны не проводилась
в связи с отсутствием плановых (прогнозных) показателей за 2015 и 2016 годы, утвержденных субъектами
Российской Федерации.
14 В 2016 году из Единого реестра участников свободной экономической зоны исключены 15 участников свободной
экономической зоны.
12
организаций, но и способствовало активному привлечению инвестиций в новые
проекты, в том числе по созданию инженерной, транспортной и социальной
инфраструктуры на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
За три года функционирования свободной экономической зоны ее участники
ввели в эксплуатацию 3 243 объекта инженерной, транспортной и социальной
инфраструктуры (диаграмма 4). Совокупный объем капитальных вложений,
осуществленный участниками свободной экономической зоны за 2015-2017 годы,
превысил 44,8 млрд. рублей.
За время функционирования свободной экономической зоны создано более
31 тысячи рабочих мест.
1895
633
58
145
430
82
2015
2016
2017
Севастополь
Республика Крым
Диаграмма 3. Количество построенных и введенных в эксплуатацию
объектов недвижимости, объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной
и иной инфраструктуры
Необходимо отметить востребованность особого режима осуществления
предпринимательской и иной деятельности у субъектов малого и среднего
предпринимательства. В 2017 году доля участников свободной экономической зоны,
относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, продолжила
рост и составила почти 94 процента (в 2015 году доля таких хозяйствующих
субъектов составляла 88,0 %, в 2016 году – 92,8 процента).
Консолидированный объем налогов и таможенных платежей, уплаченных
в рамках договоров о деятельности участниками свободной экономической зоны
за 2015-2017 годы в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации, а также страховых взносов, уплаченных в государственные
внебюджетные фонды, составил 33 млрд. рублей.
13
При этом общий объем инвестиций, осуществленных за три года участниками
свободной экономической зоны, достиг почти 60 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что за период 2015-2017 годов участникам свободной
экономической зоны предоставлено налоговых и неналоговых льгот, а также
компенсировано из федерального бюджета выпадающих доходов государственных
внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых
взносов на общую сумму более 14 млрд. руб., из которых свыше 8 млрд. руб.
приходится на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных
фондов в связи с применением участниками свободной экономической зоны
пониженных тарифов страховых взносов, что свидетельствует о наибольшей
востребованности у них именно указанной льготы.
Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности
на территории свободной экономической зоны в настоящее время служит одним
из основных инструментов государственно-частного партнерства, который
позволяет привлекать в Республику Крым и г. Севастополь инвестиции
в условиях действующих международных санкций и оказывает существенное
влияние на макроэкономическую стабильность в регионе.
Проведенный анализ деятельности участников свободной экономической зоны
и осуществленная оценка эффективности функционирования свободной
экономической зоны позволяют признать ее функционирование за отчетный период
и за период с начала ее действия эффективным.
____________