ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2017 год

 

и координации социально-экономического развития регионов 
125993, ГСП-3, Москва, А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 1, 3, 
mineconom@economy.gov.ru 
 
 
 
 
ОТЧЕТ 
о результатах функционирования свободной экономической 
зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя 
за 2017 год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва  
2018 год 
 
 


 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
1.  Общие положения 

1.1. Основание и цели подготовки отчета 

1.2. Источники исходной информации 

2.  Абсолютные  количественные  показатели  функционирования  свободной 
экономической зоны 

3.  Абсолютные 
показатели 
деятельности 
участников 
свободной 
экономической зоны в рамках заключенных договоров о деятельности 

4.  Показатели,  отражающие  социально-экономическое  развитие  Республики 
Крым и г. Севастополя 

5.  Оценка эффективности функционирования свободной экономической зоны 

5.1.  Относительные  количественные  показатели,  отражающие  эффективность 
деятельности участников свободной экономической зоны 

5.2.  Относительные 
количественные 
показатели, 
отражающие  
влияние 
функционирования 
свободной 
экономической 
зоны  
на социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя 

5.3. Оценка эффективности функционирования свободной экономической зоны 
по группе показателей 
10 
6.  Заключительные положения 
11 
 
 

 
 


 
1. 
Общие положения 
1.1.   Основание и цели подготовки отчета 
 
В  целях  развития  Республики  Крым  и  города  федерального  значения 
Севастополя  в  сфере  привлечения  и  осуществления  инвестиций,  создания  
и  функционирования  свободных  портов  и  свободной  экономической  зоны  
на  территориях  Республики  Крым  и  города  федерального  значения  Севастополя, 
применения  таможенной  процедуры  свободной  таможенной  зоны,  привлечения  
к  трудовой  деятельности  иностранных  граждан  и  установления  особого  правового 
режима на указанных территориях принят Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. 
№  377-ФЗ  «О  развитии  Республики  Крым  и  города  федерального  значения 
Севастополя  и  свободной  экономической  зоне  на  территориях  Республики  Крым  
и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон). 
В соответствии с Федеральным законом в 2015 – 2016 годах Правительством 
Российской  Федерации  и  федеральным  органом  исполнительной  власти, 
уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации  для  осуществления 
функции  по  выработке  государственной  политики  и  нормативно-правовому 
регулированию  в  сферах  функционирования  особого  правового  режима  
и 
функционирования 
свободной 
экономической 
зоны 
на 
территориях  
Республики  Крым  и  города  федерального  значения  Севастополя  (далее 
соответственно  –  уполномоченный  орган,  свободная  экономическая  зона),  изданы 
соответствующие правовые акты. 
С 
целью 
осуществления 
ежегодного 
контроля 
эффективности 
функционирования свободной экономической зоны  постановлением Правительства 
Российской  Федерации  от  12  декабря  2015  г.  №  1368  утверждены  Правила 
ежегодной  оценки  эффективности  функционирования  свободной  экономической 
зоны  на  территориях  Республики  Крым  и  г.  Севастополя  и  подготовки  
отчета  о  результатах  функционирования  свободной  экономической  зоны  
(далее  соответственно  –  постановление  Правительства  Российской  Федерации  
от 12 декабря 2015 г. № 1368, Правила).  
Согласно  Правилам  уполномоченный  орган  осуществляет  подготовку 
ежегодного отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны 
(далее  –  ежегодный  отчет)  на  основании  ежегодных  отчетов,  представляемых 
высшим  исполнительным  органом  государственной  власти  Республики  Крым 


 
и высшим  исполнительным  органом  государственной  власти  города  федерального 
значения Севастополя. 
За  отчетный  период  представленного  ежегодного  отчета  принимается 
календарный год с 1 января по 31 декабря 2017 года. 
В  соответствии  с  пунктами  4  и  5  Правил  ежегодный  отчет  содержит  оценку 
эффективности  функционирования  свободной  экономической  зоны  за  отчетный 
период с учетом динамики показателей за предшествующий 2-летний период. 
 
1.2.  Источники исходной информации 
 
При подготовке ежегодного отчета за 2017 год использованы: 
a)  нормативные правовые акты: 

Федеральный закон; 

постановление 
Правительства 
Российской 
Федерации  
от 12 декабря 2015 г. № 1368; 

приказ  Минэкономразвития  России  от  15  июня  2016  г.  № 374 
«Об утверждении  формы  отчета  о  результатах  функционирования  свободной 
экономической  зоны  на  территориях  Республики  Крым  и  г.  Севастополя, 
представляемого  высшим  исполнительным  органом  государственной  власти 
Республики  Крым  и  высшим  исполнительным  органом  государственной  власти 
г. Севастополя»; 
б)  ежегодный  отчет  высшего  исполнительного  органа  государственной 
власти  Республики  Крым  (письма  Министерства  экономического  развития 
Республики  Крым  от  15  мая  2018  г.  № 15.1/734,  от  9  июня  2018  г.  № 15.1/877,  
от 29 июня 2018 г. № 15.1/966); 
в)  ежегодный  отчет  высшего  исполнительного  органа  государственной 
власти  города  федерального  значения  Севастополя  (письма  Департамента 
экономического  развития  города  Севастополя  от  15  мая  2018  г.  № 1357/21-02/18, 
Правительства Севастополя от 10 июля 2018 г. № 5197/17/2-18); 
г)  сведения,  представленные  ФТС  России,  ФНС  России,  Пенсионным 
фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского 
страхования, 
Фондом 
социального 
страхования 
Российской 
Федерации, 
Федеральным казначейством и Росстатом. 
 
 


 
2. 
Абсолютные количественные показатели функционирования  
свободной экономической зоны 
 
В  отчетном  периоде  высшим  исполнительным  органом  государственной 
власти  Республики  Крым  и  высшим  исполнительным  органом  государственной 
власти  города  федерального  значения  Севастополя  было  заключено  729  договоров 
об  условиях  деятельности  в  свободной  экономической  зоне  (далее  –  договоры  
о  деятельности,  в  том  числе  185  –  в  г.  Севастополе  и  544  –  в  Республике  Крым),  
что  на  20 %  превышает  количество  заключенных  договоров  о  деятельности  
в 2016 году.  
За  три  года  высшим  исполнительным  органом  государственной  власти 
Республики  Крым  и  высшим  исполнительным  органом  государственной  власти 
города  федерального  значения  Севастополя  с  участниками  свободной 
экономической  зоны  заключено  1 737  договоров  о  деятельности,  в  том  числе  
427 – в г. Севастополе и 1 310 – в Республике Крым. При этом за указанный период 
в г. Севастополе расторгнуто 15 договоров, в Республике Крым – 22. Таким образом, 
по  состоянию  на  31  декабря  2017  г.  в  свободной  экономической  зоне  действуют 
1 700  договоров  о  деятельности  и  реализуется  соответствующее  количество 
инвестиционных проектов. 
В  качестве  участника  свободной  экономической  зоны  на  31  декабря  2017  г. 
зарегистрировано  1 655  хозяйствующих  субъектов,  в  том  числе  7231  в  отчетном 
периоде (в г. Севастополе – 181 и в Республике Крым – 542). По итогам 2017 года 
количество  участников  свободной  экономической  зоны  на  73 %  превысило 
аналогичный показатель относительно 31 декабря 2016 года. 
При  этом  1 554  участника  свободной  экономической  зоны,  реализующих 
инвестиционные  проекты  на  территориях  Республики  Крым  и  г.  Севастополя, 
являются  субъектами  малого  и  среднего  предпринимательства,  что  составляет 
93,9 % от их общего числа. 
Участники  свободной  экономической  зоны  реализуют  на  территориях 
Республики  Крым  и  г.  Севастополя  1 700  инвестиционных  проектов  
(в  г.  Севастополе  –  412  и  в  Республике  Крым  –  1 288)  в  различных  отраслях  
и секторах экономики (диаграмма 1). 
 
 
                                                           
1 В  2017  году  из  Единого  реестра  участников  свободной  экономической  зоны  исключены  23  участника  свободной 
экономической зоны. 


 
 
0
50
100
150
200
250
300
61 
Строительство 
272 
106 
Промышленность 
202 
107 
Услуги 
177 
51 
Торговля 
198 
28 
Сельское хозяйство  
165 
15 
Курорты и туризм  
121 
22 
Транспорт  
56 
13 
Социальная сфера  
55 

ТЭК 
15 
Другие  
27 
Севастополь 
Республика Крым 
 
Диаграмма 1. Распределение инвестиционных проектов по отраслям экономики 
Совокупный  объем  налогов,  уплаченных  в  отчетном  периоде  участниками 
свободной  экономической  зоны  в  бюджеты  всех  уровней  бюджетной  
системы  Российской  Федерации  в  рамках  заключенных  договоров  о  деятельности, 
составил  15 647,5  млн.  руб.  (в  г.  Севастополе  –  3 072,8  млн.  руб.  и  в  Республике  
Крым  –  12 574,7  млн.  руб.),  что  на  40 %  превышает  аналогичный  показатель  
за 2016 год. 
Общий  объем  страховых  взносов,  уплаченных  в  отчетном  периоде 
участниками  свободной  экономической  зоны  в  государственные  внебюджетные 
фонды, составил 4 545,4 млн. рублей. 
Объем  таможенных  платежей,  уплаченных  в  отчетном  периоде  участниками 
свободной  экономической  зоны,  осуществлявшими  внешнеэкономическую 
деятельность,  составил  38,6  млн.  рублей.  Снижение  относительно  аналогичного 
показателя  за  2016  год  на  39 %  обусловлено  увеличением  в  2017  году  объемов 
внешнеэкономической  деятельности,  осуществляемой  участниками  свободной 
экономической  зоны  в  г.  Севастополе,  с  активным  применением  ими  льгот  
по уплате таможенных пошлин и налогов при помещении товаров под таможенную 
процедуру свободной таможенной зоны2. 
                                                           
2 За  2017  год  объем  таможенных  льгот,  предоставленных  участникам  свободной  экономической  зоны  
в г. Севастополе, увеличился на 93 процента. 


 
Таким  образом,  консолидированный  объем  поступлений  в  отчетном  периоде 
от участников свободной экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной 
системы  Российской  Федерации,  а  также  общий  объем  уплаченных  страховых 
взносов в государственные внебюджетные фонды составил 20 231,5 млн. рублей. 
Объем  льгот  по  уплате  таможенных  пошлин  и  налогов  при  помещении 
товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предоставленных 
в  отчетом  периоде  участникам  свободной  экономической  зоны,  составил  
298,5 млн. рублей. 
При  этом  консолидированный  объем  налоговых  и  неналоговых  льгот, 
используемых  участниками  свободной  экономической  зоны,  а  также  выпадающие 
доходы  государственных  внебюджетных  фондов  в  связи  с  применением 
пониженных тарифов страховых взносов составили 10 018,0 млн. рублей.  
3. 
Абсолютные показатели деятельности участников свободной 
экономической зоны в рамках заключенных договоров о деятельности3 
Консолидированный  объем  выручки  участников  свободной  экономической 
зоны  от  продажи  товаров,  работ  и  услуг  за  отчетный  период4  составил  
243 885,3  млн.  руб.  (в  г.  Севастополе  –  32 227,9  млн.  руб.  и  в  Республике  
Крым  –  211 657,4  млн.  руб.),  что  на  67 %  превышает  аналогичный  показатель  
за 2016 год. 
При  этом  доля  выручки,  полученной  индивидуальными  предпринимателями, 
микропредприятиями  и  малыми  предприятиями  (МСП),  в  указанном  объеме 
снизилась  относительно  2016  года  на  2,6  процентного  пункта  и  составила  38,0 % 
(диаграмма  2),  что  обусловлено  более  высокими  темпами  роста  выручки  
от  продажи  товаров,  работ  и  услуг  крупных  предприятий  (на  74 %  больше 
относительно данного показателя в 2016 году). 
Общий  объем  инвестиций  участников  свободной  экономической  зоны  
за отчетный период составил 36 484,8 млн. руб. (в г. Севастополе – 7 284,8 млн. руб.  
и  в  Республике  Крым  –  29 200,0  млн.  руб.).  Из  них  75 %  (27 447,1  млн.  руб.) 
приходится  на  капитальные  вложения,  осуществленные  участниками  свободной 
экономической  зоны  в  2017  году.  Общий  объем  инвестиций,  осуществленных 
                                                           
3 Показатели  раздела  приводятся  по  результатам  деятельности  хозяйствующих  субъектов  в  рамках  заключенных 
договоров о деятельности. 
4 Раздел  подготовлен  на  основе  сведений,  представленных  817  участниками  свободной  экономической  зоны  
по Республике Крым и 369 по г. Севастополю. 


 
участниками  свободной  экономической  зоны  в  2017  году,  вырос  относительно 
предыдущего отчетного периода на 92 процента.  
 
0% 
6% 
МСП 
Крупный 
38% 
32% 
бизнес 
 
Севастополь 
Республика Крым 
 
Диаграмма 2. Доля выручки от продажи товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего 
предпринимательства  
 
Участниками  свободной  экономической  зоны  за  отчетный  период  построено 
2 390  объекта  недвижимости  и  транспортной  (социальной,  инновационной, 
инженерной  и  иной)  инфраструктуры,  из  которых  2 325  введены  в  эксплуатацию 
 (в г. Севастополе – 430 и в Республике Крым – 1 895), что превышает аналогичный 
показатель за 2016 год в 3,2 раза. 
Для  реализации  инвестиционных  проектов  на  территории  свободной 
экономической  зоны  за  отчетный  период  создано  15 295  рабочих  мест,  
что на 17 % превышает аналогичный показатель за 2016 год. 
Чистая  прибыль5  хозяйствующих  субъектов,  получивших  статус  участника 
свободной  экономической  зоны,  за  отчетный  период  составила  15 975,9  млн.  руб.  
(в  г.  Севастополе  –  3 721,3  млн.  руб.  и  в  Республике  Крым  –  12 254,6  млн.  руб.),  
что на 9 % превышает аналогичный показатель за 2016 год. 
 
4. 
Показатели, отражающие социально-экономическое развитие  
Республики Крым и г. Севастополя 
Численность  населения  в  трудоспособном  возрасте  на  территориях 
г. Севастополя  и  Республики  Крым  в  2017  году  составила  1 117 500  человек6. 
                                                           
5 Указан  консолидированный  показатель  чистой  прибыли  участников  свободной  экономической  зоны  за  отчетный 
период. 
6 По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. 


 
Указанный 
показатель 
на 
2,1 % 
выше 
относительно 
предыдущего  
года, что обусловлено миграционным приростом населения в указанных субъектах 
Российской Федерации. 
При этом безработица7 в среднем за 2017 год в г. Севастополе зафиксирована 
на  уровне  –  4,6 %,  что  на  1,6  процентного  пункта  ниже  аналогичного  показателя  
за 2016 год, а в Республике Крым на уровне – 6,4 %, что на 0,4 процентного пункта 
ниже аналогичного показателя за 2016 год. 
Среднемесячная  номинальная  начисленная  заработная  плата  работников 
организаций8  за  отчетный  период  в  г.  Севастополе  составила  27 374  руб.,  
в Республике Крым – 26 312 рублей. 
При 
этом 
темп 
прироста 
реальной 
среднемесячной 
заработной  
платы9  за  отчетный  период  составил  в  г.  Севастополе  0,1 %,  в  Республике  
Крым – 1,3 процента. 
По  итогам  отчетного  периода  динамика  реальных  располагаемых  денежных 
доходов  населения9  составила  в  г.  Севастополе  103,3 %,  что  на  0,8  процентного 
пункта ниже аналогичного показателя за 2016 год, а в Республике Крым – 109,6 %, 
что на 5,4 процентного пункта выше аналогичного показателя за 2016 год. 
Общий  объем  налоговых  и  неналоговых  доходов  исполненного  бюджета 
субъектов  Российской  Федерации9  за  2017  год  составил  72 068,5  млн.  руб.,  
в  том  числе  по  г.  Севастополю  –  12 388,0  млн.  руб.,  по  Республике  
Крым – 59 680,5 млн. рублей.  
В  связи  с  отсутствием  утвержденного  показателя  по  валовому  
региональному  продукту  (ВРП)10  за  2017  год  приводится  ВРП  за  2016  год:  
по г. Севастополю – 64 163 млн. руб., по Республике Крым – 315 919 млн. рублей. 
 
5. 
Оценка эффективности функционирования  
        свободной экономической зоны 
5.1.  Относительные количественные показатели, отражающие 
эффективность деятельности участников свободной экономической зоны 
В соответствии с пунктом 14 Правил эффективность деятельности участников 
свободной  экономической  зоны  за  отчетный  период  определяется  как  отношение 
                                                           
7 По данным выборочного обследования рабочей силы. 
8 По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. 
9 По  информации,  представленной  уполномоченными  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской 
Федерации. 
10 Согласно  Федеральному  плану  статистических  работ  срок  утверждения  данных  по  показателям  ВРП  
за 2017 год – 27 февраля 2019 года. 


 
отдельных  фактических  абсолютных  количественных  показателей  к  аналогичным 
плановым  (прогнозным)  показателям  деятельности  участников  свободной 
экономической зоны. 
За  отчетный  период  совокупный  объем  налогов  и  таможенных  платежей, 
уплаченных участниками свободной экономической зоны в бюджеты всех уровней 
бюджетной  системы  Российской  Федерации,  в  рамках  заключенных  договоров  
о  деятельности  составил  15 686,4  млн.  руб.,  что  соответствует  выполнению 
плановых (прогнозных) показателей на 110 процентов. 
Участниками  свободной  экономической  зоны  за  отчетный  период  создано  
15 295  рабочих  мест,  что  соответствует  выполнению  плановых  (прогнозных) 
показателей на 65 процентов. 
Общий  объем  инвестиций  участников  свободной  экономической  зоны  
за  отчетный  период  составил  36 484,8  млн.  руб.,  что  соответствует  выполнению 
плановых (прогнозных) показателей на 104 процента. 
5.2.  Относительные количественные показатели, отражающие влияние 
функционирования свободной экономической зоны  
на социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя 
В  соответствии  с  пунктом  15  Правил  влияние  функционирования  свободной 
экономической  зоны  на  социально-экономическое  развитие  Республики  Крым  
и  г.  Севастополя  определяется  как  соотношение  отдельных  показателей 
функционирования  свободной  экономической  зоны  к  отдельным  показателям 
социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя. 
Количество созданных рабочих мест на территории свободной экономической 
зоны  за  отчетный  период  составляет  1,4 %  к  численности  населения  
в трудоспособном возрасте рассматриваемых субъектов Российской Федерации.  
При  этом  численность  безработных,  определенная  Росстатом11  по  итогам  
2016  года,  составила  в  г.  Севастополе  12,0  тыс.  человек,  а  в  Республике  
Крым – 61,7 тыс. человек.  
Представляется,  что  создание  участниками  свободной  экономической  зоны  
за  2017  год  более  15  тыс.  рабочих  мест  на  территориях  Республики  Крым  
и г. Севастополя оказало существенное влияние на снижение среднегодового уровня 
безработицы  в  г.  Севастополе  с  6,2 %  в  2016  году  до  4,6 %  в  2017  году,  
а в Республике Крым соответственно с 6,8 % до 6,4 процента. 
                                                           
11 Регионы  России.  Основные  характеристики  субъектов  Российской  Федерации.  2017,  Статистический  сборник 
Росстата, 2017 год. 

10 
 
В  отчетном  периоде  доля  налогов,  уплаченных  участниками  свободной 
экономической  зоны  в  бюджеты  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской 
Федерации,  в  рамках  заключенных  договоров  о  деятельности,  относительно 
консолидированного  объема  налоговых  и  неналоговых  доходов  бюджетов 
Республики Крым и г. Севастополя составила 22 процента. 
В  целях  определения  влияния  функционирования  свободной  экономической 
зоны  на  валовый  региональный  продукт  рассматриваемых  субъектов  Российской 
Федерации  использовано  соотношение  суммарного  объема  выручки  от  продажи 
товаров, работ и услуг, задекларированного участниками свободной экономической 
зоны за период 2015-2017 годов, к совокупному показателю валового регионального 
продукта  Республики  Крым  и  г.  Севастополя12  за  тот  же  период.  Указанное 
соотношение составило 38 процентов. 
Учитывая  изложенное,  представляется,  что  функционирование  свободной 
экономической зоны оказывает существенное влияние на социально-экономическое 
развитие Республики Крым и г. Севастополя. 
5.3.  Оценка эффективности функционирования  
свободной экономической зоны по группе показателей 
В  соответствии  с  пунктом  16  Правил  эффективность  функционирования 
свободной  экономической  зоны  за  отчетный  период  определяется  как  отношение 
отдельных  фактических  абсолютных  количественных  показателей  к  аналогичным 
плановым (прогнозным) показателям функционирования свободной экономической 
зоны и оценивается по пятибалльной шкале (таблица 1). 
Выполнение прогнозно-плановых показателей свободной экономической зоны. Таблица 1. 
Отношение  
Показатель 
План 
Факт 
плана к 
Балл 
Итог 
факту 
Количество участников свободной экономической зоны 
810 
723 
89% 

Объем  выручки  от  продажи  товаров,  работ  и  услуг,  
189 030 
243 885 
129% 

млн. руб. 
Количество  построенных  и  введенных  в  эксплуатацию 
1 577 
2 325 
147% 

объектов 
недвижимости, 
объектов 
инженерной, 
транспортной,  социальной,  инновационной  и  иной 
инфраструктуры 
4,4 
Количество  созданных  рабочих  мест  на  территории 
23 668 
15 295 
65% 

свободной экономической зоны 
Объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, 
35 040 
36 485 
104% 

осуществленных  в  соответствии  с  заключенными 
договорами о деятельности, млн. руб. 
                                                           
12 Использована  валовая  добавленная  стоимость  в  текущих  основных  ценах  за  2015-2017  годы.  Показатель  за  2017  
год – оценка Минэкономразвития России. 

11 
 
Итоговое  значение  суммарного  показателя  функционирования  свободной 
экономической  зоны  по  выполнению  прогнозно-плановых  показателей  свободной 
экономической зоны определяется как среднее арифметическое значение.  
На  основании  полученного  итогового  значения  (соответствует  критерию 
от  5  до  4  баллов)  функционирование  свободной  экономической  зоны  за  отчетный 
период13 признается эффективным. 
 
6. 
Заключительные положения 
Итоги 
третьего 
года 
действия 
особого 
режима 
осуществления 
предпринимательской  и  иной  деятельности  на  территориях  Республики  Крым  
и  г.  Севастополя  характеризуются  продолжением  роста  основных  показателей 
функционирования  свободной  экономической  зоны,  что  обусловлено  увеличением  
в  отчетном  периоде  количества  новых  инвестиционных  проектов  и  вступлением  
в активную фазу реализации проектов 2015-2016 годов (диаграмма 3). 
1655 
955 
366 
2015
2016
2017
 
Диаграмма 3. Количество участников свободной экономической зоны за 2015-2017 годы 
(нарастающим итогом)14 
 
Применение  в  2015-2017  годах  на  территориях  Республики  Крым  
и  г.  Севастополя  особого  режима  осуществления  предпринимательской  и  иной 
деятельности  позволило  не  только  стимулировать  ранее  действующие 
хозяйствующие  субъекты  для  модернизации  существующих  основных  средств 
                                                           
13 Оценка  эффективности  за  период  с  начала  функционирования  свободной  экономической  зоны  не  проводилась 
в связи  с  отсутствием  плановых  (прогнозных)  показателей  за  2015  и  2016  годы,  утвержденных  субъектами 
Российской Федерации. 
14 В 2016 году из Единого реестра  участников свободной экономической зоны  исключены  15 участников свободной 
экономической зоны. 

12 
 
организаций,  но  и  способствовало  активному  привлечению  инвестиций  в  новые 
проекты,  в  том  числе  по  созданию  инженерной,  транспортной  и  социальной 
инфраструктуры на территориях Республики Крым и г. Севастополя.  
За  три  года функционирования  свободной  экономической  зоны  ее  участники 
ввели  в  эксплуатацию  3 243  объекта  инженерной,  транспортной  и  социальной 
инфраструктуры  (диаграмма  4).  Совокупный  объем  капитальных  вложений, 
осуществленный  участниками  свободной  экономической  зоны  за  2015-2017  годы, 
превысил 44,8 млрд. рублей.  
За  время  функционирования  свободной  экономической  зоны  создано  более  
31 тысячи рабочих мест. 
1895 
633 
58 
145 
430 
82 
2015
2016
2017
Севастополь 
Республика Крым 
 
Диаграмма 3. Количество построенных и введенных в эксплуатацию  
объектов недвижимости, объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной  
и иной инфраструктуры 
 
Необходимо  отметить  востребованность  особого  режима  осуществления 
предпринимательской  и  иной  деятельности  у  субъектов  малого  и  среднего 
предпринимательства. В 2017 году доля участников свободной экономической зоны, 
относящихся  к  субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства,  продолжила 
рост  и  составила  почти  94 процента  (в  2015  году  доля  таких  хозяйствующих 
субъектов составляла 88,0 %, в 2016 году – 92,8 процента). 
Консолидированный  объем  налогов  и  таможенных  платежей,  уплаченных  
в  рамках  договоров  о  деятельности  участниками  свободной  экономической  зоны  
за  2015-2017  годы  в  бюджеты  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской 
Федерации,  а  также  страховых  взносов,  уплаченных  в  государственные 
внебюджетные фонды, составил 33 млрд. рублей. 

13 
 
При этом общий объем инвестиций, осуществленных за три года участниками 
свободной экономической зоны, достиг почти 60 млрд. рублей. 
Необходимо  отметить,  что  за период 2015-2017  годов  участникам  свободной 
экономической  зоны  предоставлено  налоговых  и  неналоговых  льгот,  а  также 
компенсировано  из  федерального  бюджета  выпадающих  доходов  государственных 
внебюджетных  фондов  в  связи  с  применением  пониженных  тарифов  страховых 
взносов  на  общую  сумму  более  14  млрд.  руб.,  из  которых  свыше  8  млрд.  руб. 
приходится на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных 
фондов  в  связи  с  применением  участниками  свободной  экономической  зоны 
пониженных  тарифов  страховых  взносов,  что  свидетельствует  о  наибольшей 
востребованности у них именно указанной льготы.  
Особый  режим  осуществления  предпринимательской  и  иной  деятельности  
на  территории  свободной  экономической  зоны  в  настоящее  время  служит  одним  
из  основных  инструментов  государственно-частного  партнерства,  который 
позволяет  привлекать  в  Республику  Крым  и  г.  Севастополь  инвестиции  
в  условиях  действующих  международных  санкций  и  оказывает  существенное 
влияние на макроэкономическую стабильность в регионе. 
Проведенный анализ деятельности участников свободной экономической зоны 
и  осуществленная  оценка  эффективности  функционирования  свободной 
экономической зоны позволяют признать ее функционирование за отчетный период 
и за период с начала ее действия эффективным. 
____________