ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Ростов-на-Дону

пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А
+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739



Отчет о ходе реализации в 2017 году государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»


 

«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» средства 
федерального  бюджета  на  реализацию  Государственной  программы  «Социально-
экономическое  развитие  Арктической  зоны  Российской  Федерации»  (далее  – 
госпрограмма)  в 2017 году предусмотрены  не были. 
Также  на  2017  год  в  рамках  госпрограммы  не  предусмотрены  плановые  значения 
показателей.   
В  соответствии  с  утвержденной  редакцией  госпрограммы  достигнуты  следующие 
ожидаемые  результаты  реализации  I-ого этапа  (2015 – 2017 годы): 
1.  Во  исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  3  февраля  2015  г.  
№  50  образована  Государственная  комиссия  по  вопросам  развития  Арктики  (далее  – 
Госкомиссия),  которая  осуществляет  координацию  и  обеспечивает  взаимодействие 
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской  Федерации,  иных  государственных  органов,  органов  местного  самоуправления 
и  организаций  при  решении  социально-экономических  и  других  задач,  касающихся 
развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения  национальной 
безопасности. 
В  структуре  Госкомиссии  созданы  рабочие  группы:  по  обеспечению  национальной 
безопасности,  социально-экономическому  развитию,  развитию  образования  и  науки, 
развитию  транспортной  системы,  развитию  энергетики,  международному  сотрудничеству, 
развитию  промышленности  и  технологий,  обеспечению  экологической  безопасности  
и  рациональному  использованию  природных  ресурсов,  реализации  государственной 
политики  в отношении  коренных  малочисленных  народов Севера, проживающих  в АЗ. 
Госкомиссией,  в том числе в 2017 году осуществлялись  следующие задачи: 
-  уточнение  целей  и  задач  государственной  политики  Российской  Федерации  
в  Арктике  в  соответствии  с  изменением  внутриполитической  и  внешнеполитической 
обстановки; 
-  повышение  эффективности  программ  и  проектов  устойчивого  развития 
Арктической  зоны; 


 
-  координация  деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов 
исполнительной 
власти 
субъектов 
Российской 
Федерации, 
органов 
местного 
самоуправления,  иных  органов  и организаций. 
2.  В  целях  осуществления  регулярного  федерального  статистического  наблюдения 
за  демографическим  и  социально-экономическим  положением  коренных  малочисленных 
народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока  Российской  Федерации  осуществляется 
работа  по  подготовке  проекта  федерального  закона  «О  внесении  изменений  в  статьи  3  и  5 
Федерального  закона  от  30  апреля  1999  г.  №  82-ФЗ  «О  гарантиях  прав  коренных 
малочисленных  народов  Российской Федерации». 
Кроме  того,  осуществляется  подготовка  проекта  распоряжения  Правительства 
Российской  Федерации  об  актуализации  Федерального  плана  статистических  работ, 
утвержденного  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  6  мая  2008  г.  
№ 671-р. 
Совокупность  осуществляемых  мер  обеспечит  формирование  официальной 
статистической 
информации, 
характеризующей 
демографическое 
и 
социально-
экономическое 
положением  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири 
и  Дальнего  Востока,  что  будет  способствовать  созданию  возможности  для  реализации 
законных  прав  и интересов  указанных  лиц. 
Кроме  того,  планом  мероприятий  по  реализации  в  2016-2025  годах  Концепции 
устойчивого  развития  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего 
Востока 
Российской 
Федерации, 
утвержденным 
распоряжением 
Правительства 
Российской  Федерации  от  25  августа  2016  г.  №  1792-р  предусмотрена разработка системы 
показателей  и  организация  мониторинга  демографического  и  социально-экономического 
положения  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока 
Российской  Федерации. 
Федеральным  планом  статистических  работ,  утвержденным  распоряжением 
Правительства  Российской  Федерации  от  3  декабря  2014  г. № 2437-р предусмотрен раздел 
2.5.  «Показатели  социально-экономического  развития  Арктической  зоны  Российской 
Федерации  и  обеспечение  национальной  безопасности»,  в  целях  подготовки  официального 
статистического  учета  по  формированию  официальной  статистической  информации  
по  основным  характеристикам  социально-экономического  развития  Арктической  зоны 
Российской  Федерации  и обеспечения националь ной  безопасности. 


 
Организационные  и  правовые  основы  размещения  субъектами  официального 
статистического 
учета 
официальной 
статистической 
информации 
в 
Единой 
межведомственной  статистической  системе  (ЕМИСС)  установлены  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  от  26  мая  2010  г.  №  367  «О  единой 
межведомственной  информационно-статистической  системе». 
Росстатом  как  координатором  ЕМИСС  проведена  значительная  работа  с  субъектами 
официального 
статистического 
учета 
по 
включению 
в 
реестр 
показателей, 
характеризующих  социально-экономическое  развитие  Арктической  зоны  Российской 
Федерации  и обеспечения национальной  безопасности,  и данных  по ним. 
В  настоящее  время  в  реестр  ЕМИСС  в  рамках  подраздела  2.5. раздела 2 «Росстат и 
другие 
субъекты 
официального 
статистического 
учета» 
Федерального 
плана 
статистических  работ  включен  21  показатель  (10  показателей,  разрабатываемых  Росстатом, 
11  –  другими  субъектами  официального  статистического  учета  (Минобороны  России, 
Минэнерго  России,  Минобрнауки  России,  Росморречфлотом  России,  Росавиацией, 
Роспотребнадзором, 
Росводресурсами, 
Росприроднадзором, 
Роснедрами  
и Росрыболовством). 
Кроме  того,  внесены  изменения  по  470  показателям  ведомственных  сегментов 
реестра  ЕМИСС,  характеризующим  деятельность  организаций,  социально-экономическую 
сферу,  уровень  жизни  и  другие  направления  официального  статистического  учета,  в  части 
дополнения  уровня  агрегирования  размещаемой  по  ним  официальной  статистической 
информации  группировкой  по Арктической  зоне Российской  Федерации. 
Публикация  официальной  статистической  информации  о  социально-экономическом 
развитии  Арктической  зоны  Российской  Федерации  по  показателям  осуществляется 
Росстатом  и  другими  субъектами  официального  статистического  учета  в  ЕМИСС  
в открытом доступе в сроки,  установленные  Федеральным  планом  статистических  работ. 
На  интернет  портале  Росстата  в  рубрике  «Арктическая  зона  Российской 
Федерации»  публикуется  официальная  статистическая  информация  о  социально-
экономическом  развитии  Арктической  зоны  по  показателям,  относящимся  к  компетенции 
Росстата в соответствии  с Федеральным  планом  статистических  работ. 
3.  Минэкономразвития  России  письмом  от  11  ноября  2016  г.  №  34449-ЕЕ/Д29и 
внесен  в  Правительство  Российской  Федерации  проект  федерального  закона  «О  развитии 
Арктической  зоны Российской  Федерации». 


 
Редакция  законопроекта  была  направлена  на  декларативное  регулирование 
широкого  спектра  вопросов  развития  Арктической  зоны,  в  том  числе  государственного 
управления,  природопользования,  природоохранной  и  экологической  деятельности, 
развития  транспортной  системы,  социальной  сферы  и  безопасности  жизнедеятельности. 
Кроме  того,  в  качестве  экономических  механизмов  развития  данного  макрорегиона 
законопроектом  предусматривалось  формирование  опорных  зон развития. 
Законопроект  определяет  опорные  зоны  развития  как  территории  Арктической  зоны 
Российской  Федерации,  на  которых  реализуются  взаимоувязанные  проекты,  направленные 
на 
комплексное 
социально-экономическое 
развитие 
Арктической 
зоны, 
предусматривающие 
скоординированное 
применение 
действующих 
инструментов 
территориального  и  отраслевого  развития,  механизмов  реализации  инвестиционных 
проектов,  в том числе на  принципах  государственно-частного  партнерства.   
В  соответствии  с  поручениями  Правительства  Российской  Федерации  от  30  января 
2017 г. № РД-П16-466 и от 13 марта 2017 г. № РД-П16-1410 законопроект был возвращен 
на  доработку  в  части  законодательного  закрепления  функционирования  «опорных  зон 
развития».   
Вместе  с  тем  по  итогам  совещания  5  апреля  2018  г.  у  заместителя  Председателя 
Правительства  Российской  Федерации  Рогозина  Д.О.  с  участием  представителей  Минфина 
России,  Минэкономразвития  России  и  Государственной  Думы  Федерального  Собрания 
Российской  Федерации  принято  решение  о  включении  в  проект  федерального  закона  об 
Арктической  зоне Российской  Федерации  следующих  разделов: 
определение  понятий,  необходимых  для  нормативного  правового  регулирования  в 
АЗ  РФ,  в  том  числе  закрепление  терминов  Арктическая  зона  Российской  Федерации, 
Северный  морской путь; 
механизм  опорных  зон развития  в Арктической  зоне Российской Федерации; 
порядок  взаимодействия  с  Государственной  Думой  Федерального  Собрания 
Российской  Федерации,  предусматривая  в  том  числе  предоставление  отчетности 
Правительством  Российской  Федерации  по  развитию  Арктической  зоны  Российской 
Федерации. 
Следует  отметить,  что  ожидаемые  результаты  в  части  разработки  концепции 
формирования  и  функционирования  опорных  зон  развития,  включая  подготовку  научно 
обоснованных  предложений  по  проектам,  реализуемым  в  рамках  указанных  зон,  ключевым 


 
направлениям  и  механизмам  государственной  поддержки  их  деятельности,  финансово-
экономических  обоснований,  а  также  создании  комплексной  системы  информационной 
поддержки  национальных  интересов  и  социально-экономического  развития  Арктической 
зоны,  создании  механизмов,  обеспечивающих  усиление  позиций  Российской  Федерации  
в  международных  организациях  и  расширение  взаимовыгодного  международного 
сотрудничества  в  Арктике  не  достигнуты  в  связи  с  тем,  что  Федеральным  законом  
от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  «О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на  плановый 
период  2018  и  2019  годов»  средства  федерального  бюджета  на  реализацию  госпрограммы 
в 2017 году предусмотрены  не были. 
Вместе  с  тем  согласно  плану  реализации  (приложение  №  5  к  госпрограмме)  
в 2017 году было предусмотрено  исполнение  ряда контрольных  событий.   
Минэкономразвития 
России 
проведены 
общественно-значимые 
мероприятия,  
в  том  числе  международные,  посвященные  вопросам  развития  Арктики,  а  также 
обеспечено  участие  представителей  Российской  Федерации  в  работе  международных 
организаций. 
Проведен  один  IV  Международный  арктический  форум  «Арктика  –  территория 
диалога»  проведен   29 - 30 марта 2017 года в г. Архангельск. 
С  целью  продвижения  инициатив  по  развитию  межрегионального  сотрудничества 
между  северными  и  арктическими  регионами  Минэкономразвития  России  на  площадке 
международного  арктического  форума  «Арктика  –  территория  диалога»  была  проведена 
отдельная  сессия  с  главами  и  губернаторами  регионов,  входящих  в  состав  Северного 
Форума. 
В  Санкт-Петербурге  проведено  заседание  Государственной  комиссии  по  вопросам 
развития  Арктики  5 декабря 2017 года. 
1.2 Фактические результаты  реализации основных мероприятий 
Проведены  общественно-значимые  мероприятия  по  вопросам  Арктики  в  целях 
усиления  позиций  Российской  Федерации  в  "международных"  организациях  и  расширения 
взаимовыгодного  международного  сотрудничества  в Арктике. 
Проведен  один  IV  Международный  арктический  форум  «Арктика  –  территория 
диалога»  проведен   29 - 30 марта 2017 года в г. Архангельск. 
С  целью  продвижения  инициатив  по  развитию  межрегионального  сотрудничества 
между  северными  и  арктическими  регионами  Минэкономразвития  России  на  площадке 


 
международного  арктического  форума  «Арктика  –  территория  диалога»  была  проведена 
отдельная  сессия  с  главами  и  губернаторами  регионов,  входящих  в  состав  Северного 
Форума. 
В  Санкт-Петербурге  проведено  заседание  Государственной  комиссии  по  вопросам 
развития  Арктики  5 декабря 2017 года. 
1.3  Характеристика  вклада  основных  результатов  в  решение  задач  и 
достижение целей государственной программы 
Президентом  Российской  Федерации  8  февраля  2013  г.  №  Пр-232  утверждена 
Стратегия  развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения 
национальной  безопасности  на период  до 2020 года. 
Одним  из  основных  инструментов  развития  Арктической  зоны  является  новая 
редакция 
государственной 
программы 
Российской 
Федерации 
«О 
социально-
экономическом  развитии  Арктической  зоны  Российской  Федерации»,  утвержденная 
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  31  августа  2017  г.  №  1064, 
 в  рамках  которой  предусмотрена  реализация  мероприятий  по  формированию  опорных  зон 
развития  и  обеспечение  их  функционирования,  по  развитию  Северного  морского  пути  
и  обеспечению  судоходства  в  АЗРФ,  а  также  мероприятий  по  созданию  оборудования  
и  технологий  нефтегазового  и  промышленного  машиностроения.  На  реализацию 
Госпрограммы  предусмотрены  бюджетные  ассигнования  в  2018  –  2025  годах  в  объеме 
190,45 млрд. руб. 
Также  в  ряде  субъектов  Российской  Федерации,  входящих  в  АЗРФ,  разработаны 
региональные  документы  стратегического  планирования,  направленные  на  реализацию 
мероприятий  социально-экономического  развития  АЗРФ. 
В  Минэкономразвития  России  дорабатывается  проект  федерального  закона  
«О  развитии  Арктической  зоны  Российской  Федерации»  (далее  –  проект  федерального 
закона), 
который 
регламентирует 
отношения, 
возникающие 
при  формировании, 
функционировании  и прекращении  деятельности  опорных  зон. 
В  соответствии  с  решениями  Правительства  Российской  Федерации  от  5  апреля  
2018  г.  №  РД-П16-14пр  в  проекте  федерального  закона  также  предусматривается 
определение  понятий,  необходимых  для  нормативного  правового  регулирования  
в  Арктической  зоне,  порядок  взаимодействия  с  Государственной  Думой  Федерального 
Собрания  Российской  Федерации,  предусматривая  в  том  числе  предоставление  отчетности 
Правительством  Российской Федерации  по развитию  Арктической  зоны. 


 
1.4 
Запланированные, 
но 
недостигнутые 
результаты 
с 
указанием 
нереализованных  или  реализованных  не  в  полной  мере  основных  мероприятий  
и ведомственных целевых программ (в том числе ключевых мероприятий) 
Мероприятие  «Информационное  обеспечение  социально-экономического  развития 
АЗ  РФ»  основного  мероприятия  1.5  Формирование  и  реализация  государственной 
информационной 
политики 
Российской 
Федерации 
в 
Арктике 
и 
продвижение 
международного  сотрудничества. 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  
«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» средства 
федерального бюджета на  реализацию  госпрограммы  в 2017 году предусмотрены  не были. 
В  соответствии  с  поручением  Правительства  Российской  Федерации  от  25  мая  2017 
г.  №  РД-П16-3388  Минэкономразвития  России  прорабатывается  вопрос  возможного 
использования  АНО  «Центр  сопровождения  проектов  СОПС  с  учетом  положительного 
опыта  подготовки  и проведения  Форума в 2017 году. 
Минэкономразвития  России  осуществляется  передача  АНО  «СОПС»  в  ведение 
Минэкономразвития 
России 
для 
последующего 
формирования 
на 
его 
базе 
специализированной  организации  по сопровождению  проектов  развития  Арктики. 
Учредителями  АНО  «СОПС»  является  ФГБНИУ  «СОПС»,  которое  находится  
в  стадии  реорганизации  в  форме  присоединения  к  ФГБОУ  ВО  «ВАВТ  Минэкономразвития 
России» (ВАВТ). 
В  настоящее  время  в  рамках  завершения  процедур  ликвидации  ФГБНИУ  «СОПС»  
к ВАВТ  переходят  права  и обязанности  ФГБНИУ  «СОПС». 
Кроме  того,  7  декабря  2017  г.  ВАВТ  поданы  необходимые  документы  
в  Минюст  России  в  целях  назначения  директора  и  избрания  состава  Правления  АНО 
«СОПС». 
18  декабря  2017  г.  в  Минэкономразвития  России  состоялось  совещание  по  вопросу 
передачи  в  ведение  Министерства  АНО  «СОПС»  с  участием  представителей  Аппарата 
Правительства  Российской  Федерации,  ВАВТ  и  АНО  «СОПС»,  по  итогам  которого  ВАВТ 
подготовлен  план  дальнейшей  работы  по  передаче  АНО  «СОПС»  в  ведение 
Минэкономразвития  России. 
В  частности,  в  настоящее  время  Минэкономразвития  России  прорабатывается 
вопрос  подготовки  распорядительного  акта  Правительства  Российской  Федерации  


 
о  вхождении  Российской  Федерации  в  лице  Министерства  экономического  развития 
Российской  Федерации  в состав учредителей  АНО  «СОПС». 
1.5  Анализ  факторов,  повлиявших  на  ход  реализации  государственной 
программы 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  
«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» средства 
федерального бюджета на  реализацию  госпрограммы  в 2017 году предусмотрены  не были. 
1.6  Анализ  фактических  и  вероятных  последствий  влияния  указанных 
факторов на основные параметры  государственной программы 
нет данных 
1.7 Результаты оценки эффективности реализации государственной программы 
в отчетном году 
Первый  этап  (2015-2017  годы)    реализации  Госпрограммы  носит  аналитический 
характер. 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  
«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» средства 
федерального бюджета на  реализацию  госпрограммы  в 2017 году предусмотрены  не были. 
Также  на  2017  год  в  рамках  госпрограммы  не  предусмотрены  плановые  значения 
показателей. 
В  связи  с  этим  проведение  оценки  эффективности  Госпрограммы  за  2017  год  не 
представляется  возможным. 
2.  Результаты  реализации  ведомственных  целевых  программ  и  основных 
мероприятий  в  разрезе  подпрограмм  государственной  программы  и  результаты 
реализации мероприятий федеральных целевых программ 
Госпрограммой  не  предусмотрена  реализация  ведомственных  целевых  программ  
и федеральных  целевых  программ. 
3.  Информация  о  внесенных  ответственным  исполнителем  изменениях  в 
государственную  программу 
Во  исполнение  поручений  Президента  Российской  Федерации,  Правительства 
Российской  Федерации  и  решений  Государственной  комиссии  по  вопросам  развития 
Арктики  подготовлен  проект  постановления  Правительства  Российской  Федерации  


 
«О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Российской  Федерации  
от 21 апреля  2014 г. № 366» (далее – проект  постановления).   
Во  исполнение  поручения  Правительства  Российской  Федерации  от  29  июня  2016  г. 
№ 
РД-П16-39пр 
Минэкономразвития 
России 
совместно 
с 
заинтересованными 
федеральными  органами  исполнительной  власти  и  организациями  осуществлена  доработка 
проекта  постановления  с  учетом  положений  Основ  государственной  политики  Российской 
Федерации  в  Арктике  на  период  до  2020  года  и  дальнейшую  перспективу,  Стратегии 
развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения  национальной 
безопасности  на  период  до  2020  года,  предусмотрев  включение  в  подпрограмму, 
направленную  на  создание  и  функционирование  опорных  зон  развития,  перечня 
мероприятий, 
необходимых 
для 
их 
создания, 
ключевых 
направлений  
и  механизмов  государственной  поддержки  их  деятельности,  а  также  подготовку 
обоснованных  предложений  о  местах  размещения  указанных  зон  и  финансово-
экономического обоснования  предлагаемых  к принятию  решений. 
Во  исполнение  пункта  2  раздела  II  протокола  Государственной  комиссии  
по  вопросам  развития  Арктики  от  29  марта  2017  г.  №  1,  поручений  Правительства 
Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. № ДМ-П16-17пр (пункт 2 раздела II), от 26 мая 
2017  г.  №  РД-П16-49пр  и  от  12  июня  2017  г.  №  ДМ-П16-3745р,  а  также  с  учетом 
существующих 
бюджетных 
ограничений 
новая 
редакция 
Госпрограммы 
была 
сформирована  с  учетом  следующих  приоритетов  комплексного  социально-экономического 
развития  Арктической  зоны: 
? обеспечение формирования  и функционирования  опорных  зон развития; 
? развитие  Северного морского пути; 
? модернизация  и  развитие  российских  мощностей  по  созданию  современного 
речного флота для внутренних  водных  путей; 
? формирование  и  реализация  государственной  информационной  политики 
Российской 
Федерации 
в 
Арктике 
и 
продвижение 
международного 
сотрудничества; 
? создание  отечественных  технологий  для  освоения  минерально-сырьевой  базы 
(включая континентальный  шельф). 

10 
 
В новой редакции  Госпрограммы  сформирована  следующая система подпрограмм:   
Подпрограмма  №  1  «Формирование  опорных  зон  развития  и  обеспечение  
их  функционирования,  создание  условий  для  ускоренного  социально-экономического 
развития  Арктической  зоны Российской  Федерации»  (далее – Подпрограмма  № 1). 
Подпрограмма  №  2  «Развитие  Северного  морского  пути  и  обеспечение  судоходства 
в Арктике»  (далее – Подпрограмма  № 2); 
Подпрограмма  №  3  «Создание  оборудования  и  технологий  нефтегазового  
и  промышленного  машиностроения,  необходимых  для  освоения  минерально-сырьевых 
ресурсов арктической  зоны хозяйствования»  (далее – Подпрограмма  № 3). 
Госпрограмма  реализуется  в три  этапа: 
?  I этап:  2015–2017 годы. 
На  первом  (подготовительном)  этапе  проводятся  мероприятия  по  обеспечению 
координации  деятельности  федеральных  и  региональных  органов  исполнительной  власти 
по  вопросам  развития  Арктики,  выделения  Арктической  зоны  Российской  Федерации  
в  качестве  самостоятельного  объекта  государственного  статистического  наблюдения, 
разработки  подходов  и  подготовки  концепций  формирования  и  функционирования 
опорных  зон развития; 
?  II этап:  2018–2020 годы. 
Второй  этап  предполагает  реализацию  пилотных  проектов  опорных  зон  развития; 
запуск  комплексной  системы  информационной  поддержки  деятельности  России  
в  Арктике;  формирование  (модернизацию)  нестационарной  системы  защиты  территории  и 
акватории  морских  портов и пр.; 
?  III  этап:  2021–2025 годы. 
Третий  этап  подразумевает  создание  и  обеспечение  функционирования  всех 
опорных 
зон 
развития; 
создание 
Единой 
защищенной 
информационно-
телекоммуникационной  системы  транспортного  комплекса;  создание  радиоэлектронного 
оборудования,  межрегиональной  арктической  системы  сбора,  обработки  и  доведения 
информации  на  всем  пространстве  Арктики;  техническое  обеспечение  экологического 
морского  надзора  и  модернизацию  гидрометеорологической  сети  наблюдений;  создание 
зональной  арктической  системы  мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций 
природного  и  техногенного  характера;  создание  опережающего  научно-технического 
задела и технологий  (в том числе для освоения шельфа арктических  морей) и пр. 

11 
 
Бюджетные  ассигнования  федерального  бюджета  на  реализацию  Госпрограммы  
в 2018–2025 годах составляет 190,45 млрд. руб. (в том числе 120 млрд. руб. на реализацию 
мероприятий  Минобороны  России, которые нуждаются  в дополнительном  обосновании). 
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 31 августа 2017 г. № 1064 
Госпрограмма  утверждена  в новой редакции.   
4. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы 
В  рамках  поручения  Правительства  Российской  Федерации  от  16  ноября  2017  г.  
№  РД-П16-7639  рассматриваются  рекомендации,  содержащиеся  в  протоколе  заседания 
Межведомственной  комиссии  Совета  Безопасности  Российской  Федерации  по  проблемам 
стратегического  планирования  от  27  октября  2017  г.  №  2  по  вопросу  корректировки 
Госпрограммы,  имея в виду необходимость: 
переноса  сроков  реализации  подпрограммы  «Создание  оборудования  и  технологий 
нефтегазового  и  промышленного  машиностроения,  необходимых  для  освоения 
минерально-сырьевых  ресурсов  Арктической  зоны  и  мероприятий  по  обеспечению 
реабилитации 
арктического 
региона 
от 
затопленных 
и 
затонувших 
объектов  
с  отработавшим  ядерным  топливом  и  радиационными  отходами  на  более  ранний  период  
с соответствующими  объемами финансирования  за счет средств федерального  бюджета; 
формирование 
мероприятий 
по 
развитию 
инфраструктуры 
на 
территории 
муниципальных  образований  Республики  Карелии,  включенных  в  состав  Арктической 
зоны. 
Минэкономразвития  России  направлен  запрос  в  адрес  соисполнителя,  участников 
Госпрограммы,  а  также  Правительства  Республики  Карелия  (письмо  от  29  марта  2018  
№  8014-СШ/Д14и)  о  представлении  предложений  по  формированию  мероприятий  
по  развитию  инфраструктуры  на  территории  муниципальных  образований  Республики 
Карелия,  включенных  в состав Арктической  зоны Российской Федерации.   
После 
проработки 
данного 
вопроса 
с 
соисполнителем 
и 
участниками 
Госпросгарммы  будет  осуществлена  корректировка  Госпрограммы  в  установленном 
порядке.   
Подпрограмма  1  «Формирование  опорных  зон  развития  и  обеспечение  их 
функционирования,  создание  условий  для  ускоренного  социально -экономического 
развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации»  государственной  программы 

12 
 
Российской  Федерации  «Социально-экономическое  развитие  Арктической  зоны 
Российской Федерации» 
1.  Конкретные  результаты  реализации  подпрограммы  государственной 
программы 
1.1 Основные результаты,  достигнутые в отчетном году 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  
«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» средства 
федерального  бюджета  на  реализацию  Государственной  программы  «Социально-
экономическое  развитие  Арктической  зоны  Российской  Федерации»  (далее  – 
госпрограмма)  в 2017 году предусмотрены  не были. 
Также  на  2017  год  в  рамках  госпрограммы  не  предусмотрены  плановые  значения 
показателей.   
В  соответствии  с  утвержденной  редакцией  госпрограммы  достигнуты  следующие 
ожидаемые  результаты  реализации  I-ого этапа  (2015 – 2017 годы): 
1.  Во  исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  3  февраля  2015  г.  
№  50  образована  Государственная  комиссия  по  вопросам  развития  Арктики  (далее  – 
Госкомиссия),  которая  осуществляет  координацию  и  обеспечивает  взаимодействие 
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской  Федерации,  иных  государственных  органов,  органов  местного  самоуправления 
и  организаций  при  решении  социально-экономических  и  других  задач,  касающихся 
развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения  национальной 
безопасности. 
В  структуре  Госкомиссии  созданы  рабочие  группы:  по  обеспечению  национальной 
безопасности,  социально-экономическому  развитию,  развитию  образования  и  науки, 
развитию  транспортной  системы,  развитию  энергетики,  международному  сотрудничеству, 
развитию  промышленности  и  технологий,  обеспечению  экологической  безопасности  
и  рациональному  использованию  природных  ресурсов,  реализации  государственной 
политики  в отношении  коренных  малочисленных  народов Севера, проживающих  в АЗ. 
Госкомиссией,  в том числе в 2017 году осуществлялись  следующие задачи: 
-  уточнение  целей  и  задач  государственной  политики  Российской  Федерации  
в  Арктике  в  соответствии  с  изменением  внутриполитической  и  внешнеполитической 
обстановки; 

13 
 
-  повышение  эффективности  программ  и  проектов  устойчивого  развития 
Арктической  зоны; 
-  координация  деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов 
исполнительной 
власти 
субъектов 
Российской 
Федерации, 
органов 
местного 
самоуправления,  иных  органов  и организаций. 
2.  В  целях  осуществления  регулярного  федерального  статистического  наблюдения 
за  демографическим  и  социально-экономическим  положением  коренных  малочисленных 
народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока  Российской  Федерации  осуществляется 
работа  по  подготовке  проекта  федерального  закона  «О  внесении  изменений  в  статьи  3  и  5 
Федерального  закона  от  30  апреля  1999  г.  №  82-ФЗ  «О  гарантиях  прав  коренных 
малочисленных  народов  Российской Федерации». 
Кроме  того,  осуществляется  подготовка  проекта  распоряжения  Правительства 
Российской  Федерации  об  актуализации  Федерального  плана  статистических  работ, 
утвержденного  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  6  мая  2008  г.  
№ 671-р. 
Совокупность  осуществляемых  мер  обеспечит  формирование  официальной 
статистической 
информации, 
характеризующей 
демографическое 
и 
социально-
экономическое 
положением  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири 
и  Дальнего  Востока,  что  будет  способствовать  созданию  возможности  для  реализации 
законных  прав  и интересов  указанных  лиц. 
Кроме  того,  планом  мероприятий  по  реализации  в  2016-2025  годах  Концепции 
устойчивого  развития  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего 
Востока 
Российской 
Федерации, 
утвержденным 
распоряжением 
Правительства 
Российской  Федерации  от  25  августа  2016  г.  №  1792-р  предусмотрена разработка системы 
показателей  и  организация  мониторинга  демографического  и  социально-экономического 
положения  коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока 
Российской  Федерации. 
Федеральным  планом  статистических  работ,  утвержденным  распоряжением 
Правительства  Российской  Федерации  от  3  декабря  2014  г. № 2437-р предусмотрен раздел 
2.5.  «Показатели  социально-экономического  развития  Арктической  зоны  Российской 
Федерации  и  обеспечение  национальной  безопасности»,  в  целях  подготовки  официального 
статистического  учета  по  формированию  официальной  статистической  информации  

14 
 
по  основным  характеристикам  социально-экономического  развития  Арктической  зоны 
Российской  Федерации  и обеспечения национальной  безопасности. 
Организационные  и  правовые  основы  размещения  субъектами  официального 
статистического 
учета 
официальной 
статистической 
информации 
в 
Единой 
межведомственной  статистической  системе  (ЕМИСС)  установлены  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  от  26  мая  2010  г.  №  367  «О  единой 
межведомственной  информационно-статистической  системе». 
Росстатом  как  координатором  ЕМИСС  проведена  значительная  работа  с  субъектами 
официального 
статистического 
учета 
по 
включению 
в 
реестр 
показателей, 
характеризующих  социально-экономическое  развитие  Арктической  зоны  Российской 
Федерации  и обеспечения национальной  безопасности,  и данных  по ним. 
В  настоящее  время  в  реестр  ЕМИСС  в  рамках  подраздела  2.5. раздела 2 «Росстат и 
другие 
субъекты 
официального 
статистического 
учета» 
Федерального 
плана 
статистических  работ  включен  21  показатель  (10  показателей,  разрабатываемых  Росстатом, 
11  –  другими  субъектами  официального  статистического  учета  (Минобороны  России, 
Минэнерго  России,  Минобрнауки  России,  Росморречфлотом  России,  Росавиацией, 
Роспотребнадзором, 
Росводресурсами, 
Росприроднадзором, 
Роснедрами  
и Росрыболовством). 
Кроме  того,  внесены  изменения  по  470  показателям  ведомственных  сегментов 
реестра  ЕМИСС,  характеризующим  деятельность  организаций,  социально-экономическую 
сферу,  уровень  жизни  и  другие  направления  официального  статистического  учета,  в  части 
дополнения  уровня  агрегирования  размещаемой  по  ним  официальной  статистической 
информации  группировкой  по Арктической  зоне Российской  Федерации. 
Публикация  официальной  статистической  информации  о  социально-экономическом 
развитии  Арктической  зоны  Российской  Федерации  по  показателям  осуществляется 
Росстатом  и  другими  субъектами  официального  статистического  учета  в  ЕМИСС  
в открытом доступе в сроки,  установленные  Федеральным  планом  статистических  работ. 
На  интернет  портале  Росстата  в  рубрике  «Арктическая  зона  Российской 
Федерации»  публикуется  официальная  статистическая  информация  о  социально-
экономическом  развитии  Арктической  зоны  по  показателям,  относящимся  к  компетенции 
Росстата в соответствии  с Федеральным  планом  статистических  работ. 

15 
 
3.  Минэкономразвития  России  письмом  от  11  ноября  2016  г.  №  34449-ЕЕ/Д29и 
внесен  в  Правительство  Российской  Федерации  проект  федерального  закона  «О  развитии 
Арктической  зоны Российской  Федерации». 
Редакция  законопроекта  была  направлена  на  декларативное  регулирование 
широкого  спектра  вопросов  развития  Арктической  зоны,  в  том  числе  государственного 
управления,  природопользования,  природоохранной  и  экологической  деятельности, 
развития  транспортной  системы,  социальной  сферы  и  безопасности  жизнедеятельности. 
Кроме  того,  в  качестве  экономических  механизмов  развития  данного  макрорегиона 
законопроектом  предусматривалось  формирование  опорных  зон развития. 
Законопроект  определяет  опорные  зоны  развития  как  территории  Арктической  зоны 
Российской  Федерации,  на  которых  реализуются  взаимоувязанные  проекты,  направленные 
на 
комплексное 
социально-экономическое 
развитие 
Арктической 
зоны, 
предусматривающие 
скоординированное 
применение 
действующих 
инструментов 
территориального  и  отраслевого  развития,  механизмов  реализации  инвестиционных 
проектов,  в том числе на  принципах  государственно-частного  партнерства.   
В  соответствии  с  поручениями  Правительства  Российской  Федерации  от  30  января 
2017 г. № РД-П16-466 и от 13 марта 2017 г. № РД-П16-1410 законопроект был возвращен 
на  доработку  в  части  законодательного  закрепления  функционирования  «опорных  зон 
развития».   
Вместе  с  тем  по  итогам  совещания  5  апреля  2018  г.  у  заместителя  Председателя 
Правительства  Российской  Федерации  Рогозина  Д.О.  с  участием  представителей  Минфина 
России,  Минэкономразвития  России  и  Государственной  Думы  Федерального  Собрания 
Российской  Федерации  принято  решение  о  включении  в  проект  федерального  закона  об 
Арктической  зоне Российской  Федерации  следующих  разделов: 
определение  понятий,  необходимых  для  нормативного  правового  регулирования  в 
АЗ  РФ,  в  том  числе  закрепление  терминов  Арктическая  зона  Российской  Федерации, 
Северный  морской  путь; 
механизм  опорных  зон развития  в Арктической  зоне Российской Федерации; 
порядок  взаимодействия  с  Государственной  Думой  Федерального  Собрания 
Российской  Федерации,  предусматривая  в  том  числе  предоставление  отчетности 
Правительством  Российской  Федерации  по  развитию  Арктической  зоны  Российской 
Федерации. 

16 
 
Следует  отметить,  что  ожидаемые  результаты  в  части  разработки  концепции 
формирования  и  функционирования  опорных  зон  развития,  включая  подготовку  научно 
обоснованных  предложений  по  проектам,  реализуемым  в  рамках  указанных  зон,  ключевым 
направлениям  и  механизмам  государственной  поддержки  их  деятельности,  финансово-
экономических  обоснований,  а  также  создании  комплексной  системы  информационной 
поддержки  национальных  интересов  и  социально-экономического  развития  Арктической 
зоны,  создании  механизмов,  обеспечивающих  усиление  позиций  Российской  Федерации  
в  международных  организациях  и  расширение  взаимовыгодного  международного 
сотрудничества  в  Арктике  не  достигнуты  в  связи  с  тем,  что  Федеральным  законом  
от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  «О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на  плановый 
период  2018  и  2019  годов»  средства  федерального  бюджета  на  реализацию  госпрограммы 
в 2017 году предусмотрены  не были. 
Вместе  с  тем  согласно  плану  реализации  (приложение  №  5  к  госпрограмме)  
в 2017 году было предусмотрено  исполнение  ряда контрольных  событий.   
Минэкономразвития 
России 
проведены 
общественно-значимые 
мероприятия,  
в  том  числе  международные,  посвященные  вопросам  развития  Арктики,  а  также 
обеспечено  участие  представителей  Российской  Федерации  в  работе  международных 
организаций. 
Проведен  один  IV  Международный  арктический  форум  «Арктика  –  территория 
диалога»  проведен   29 - 30 марта 2017 года в г. Архангельск. 
С  целью  продвижения  инициатив  по  развитию  межрегионального  сотрудничества 
между  северными  и  арктическими  регионами  Минэкономразвития  России  на  площадке 
международного  арктического  форума  «Арктика  –  территория  диалога»  была  проведена 
отдельная  сессия  с  главами  и  губернаторами  регионов,  входящих  в  состав  Северного 
Форума. 
В  Санкт-Петербурге  проведено  заседание  Государственной  комиссии  по  вопросам 
развития  Арктики  5 декабря 2017 года. 
1.2 Фактические результаты  реализации основных мероприятий 
Проведены  общественно-значимые  мероприятия  по  вопросам  Арктики  в  целях 
усиления  позиций  Российской  Федерации  в  "международных"  организациях  и  расширения 
взаимовыгодного  международного  сотрудничества  в Арктике. 

17 
 
Проведен  один  IV  Международный  арктический  форум  «Арктика  –  территория 
диалога»  проведен   29 - 30 марта 2017 года в г. Архангельск. 
С  целью  продвижения  инициатив  по  развитию  межрегионального  сотрудничества 
между  северными  и  арктическими  регионами  Минэкономразвития  России  на  площадке 
международного  арктического  форума  «Арктика  –  территория  диалога»  была  проведена 
отдельная  сессия  с  главами  и  губернаторами  регионов,  входящих  в  состав  Северного 
Форума. 
В  Санкт-Петербурге  проведено  заседание  Государственной  комиссии  по  вопросам 
развития  Арктики  5 декабря 2017 года. 
1.3  Характеристика  вклада  основных  результатов  в  решение  задач  и 
достижение целей подпрограммы государственной программы 
Президентом  Российской  Федерации  8  февраля  2013  г.  №  Пр-232  утверждена 
Стратегия  развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения 
национальной  безопасности  на период  до 2020 года. 
Одним  из  основных  инструментов  развития  Арктической  зоны  является  новая 
редакция 
государственной 
программы 
Российской 
Федерации 
«О 
социально-
экономическом  развитии  Арктической  зоны  Российской  Федерации»,  утвержденная 
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  31  августа  2017  г.  №  1064, 
 в  рамках  которой  предусмотрена  реализация  мероприятий  по  формированию  опорных  зон 
развития  и  обеспечение  их  функционирования,  по  развитию  Северного  морского  пути  
и  обеспечению  судоходства  в  АЗРФ,  а  также  мероприятий  по  созданию  оборудования  
и  технологий  нефтегазового  и  промышленного  машиностроения.  На  реализацию 
Госпрограммы  предусмотрены  бюджетные  ассигнования  в  2018  –  2025  годах  в  объеме 
190,45 млрд. руб. 
Также  в  ряде  субъектов  Российской  Федерации,  входящих  в  АЗРФ,  разработаны 
региональные  документы  стратегического  планирования,  направленные  на  реализацию 
мероприятий  социально-экономического  развития  АЗРФ. 
В  Минэкономразвития  России  дорабатывается  проект  федерального  закона  
«О  развитии  Арктической  зоны  Российской  Федерации»  (далее  –  проект  федерального 
закона), 
который 
регламентирует 
отношения, 
возникающие 
при  формировании, 
функционировании  и прекращении  деятельности  опорных  зон. 
В  соответствии  с  решениями  Правительства  Российской  Федерации  от  5  апреля  
2018  г.  №  РД-П16-14пр  в  проекте  федерального  закона  также  предусматривается 
определение  понятий,  необходимых  для  нормативного  правового  регулирования  

18 
 
в  Арктической  зоне,  порядок  взаимодействия  с  Государственной  Думой  Федерального 
Собрания  Российской  Федерации,  предусматривая  в  том  числе  предоставление  отчетности 
Правительством  Российской Федерации  по развитию  Арктической  зоны. 
1.4 
Запланированные, 
но 
недостигнутые 
результаты 
с 
указанием 
нереализованных  или  реализованных  не  в  полной  мере  основных  мероприятий  и 
ведомственных целевых программ (в том числе ключевых мероприятий) 
Мероприятие  «Информационное  обеспечение  социально-экономического  развития 
АЗ  РФ»  основного  мероприятия  1.5  Формирование  и  реализация  государственной 
информационной 
политики 
Российской 
Федерации 
в 
Арктике 
и 
продвижение 
международного  сотрудничества. 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  
«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» средства 
федерального бюджета на  реализацию  госпрограммы  в 2017 году предусмотрены  не были. 
В  соответствии  с  поручением  Правительства  Российской  Федерации  от  25  мая  2017 
г.  №  РД-П16-3388  Минэкономразвития  России  прорабатывается  вопрос  возможного 
использования  АНО  «Центр  сопровождения  проектов  СОПС  с  учетом  положительного 
опыта  подготовки  и проведения  Форума в 2017 году. 
Минэкономразвития  России  осуществляется  передача  АНО  «СОПС»  в  ведение 
Минэкономразвития 
России 
для 
последующего 
формирования 
на 
его 
базе 
специализированной  организации  по сопровождению  проектов  развития  Арктики. 
Учредителями  АНО  «СОПС»  является  ФГБНИУ  «СОПС»,  которое  находится  
в  стадии  реорганизации  в  форме  присоединения  к  ФГБОУ  ВО  «ВАВТ  Минэкономразвития 
России» (ВАВТ). 
В  настоящее  время  в  рамках  завершения  процедур  ликвидации  ФГБНИУ  «СОПС»  
к ВАВТ  переходят  права  и обязанности  ФГБНИУ  «СОПС». 
Кроме  того,  7  декабря  2017  г.  ВАВТ  поданы  необходимые  документы  
в  Минюст  России  в  целях  назначения  директора  и  избрания  состава  Правления  АНО 
«СОПС». 
18  декабря  2017  г.  в  Минэкономразвития  России  состоялось  совещание  по  вопросу 
передачи  в  ведение  Министерства  АНО  «СОПС»  с  участием  представителей  Аппарата 
Правительства  Российской  Федерации,  ВАВТ  и  АНО  «СОПС»,  по  итогам  которого  ВАВТ 

19 
 
подготовлен  план  дальнейшей  работы  по  передаче  АНО  «СОПС»  в  ведение 
Минэкономразвития  России. 
В  частности,  в  настоящее  время  Минэкономразвития  России  прорабатывается 
вопрос  подготовки  распорядительного  акта  Правительства  Российской  Федерации  
о  вхождении  Российской  Федерации  в  лице  Министерства  экономического  развития 
Российской  Федерации  в состав учредителей  АНО  «СОПС». 
1.5  Анализ  факторов,  повлиявших  на  ход  реализации  подпрограммы 
государственной программы 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  
«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» с редства 
федерального бюджета на  реализацию  госпрограммы  в 2017 году предусмотрены  не были. 
1.6  Анализ  фактических  и  вероятных  последствий  влияния  указанных 
факторов на основные параметры  подпрограммы государственной программы 
нет данных 
1.7 
Результаты 
оценки 
эффективности 
реализации 
подпрограммы 
государственной программы в отчетном году 
Первый  этап  (2015-2017  годы)    реализации  Госпрограммы  носит  аналитический 
характер. 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  19  декабря  2016  г.  №  415-ФЗ  
«О  федеральном  бюджете  на  2017  год  и  на плановый период 2018 и 2019 годов» средства 
федерального бюджета на  реализацию  госпрограммы  в 2017 году предусмотрены  не были. 
Также  на  2017  год  в  рамках  госпрограммы  не  предусмотрены  плановые  значения 
показателей. 
В  связи  с  этим  проведение  оценки  эффективности  Госпрограммы  за  2017  год  не 
представляется  возможным. 
2.  Результаты  реализации  ведомственных  целевых  программ  и  основных 
мероприятий  в  разрезе  подпрограмм  государственной  программы  и  результаты 
реализации мероприятий федеральных целевых программ 
Госпрограммой  не  предусмотрена  реализация  ведомственных  целевых  программ  
и федеральных  целевых  программ. 
3.  Информация  о  внесенных  ответственным  исполнителем  изменениях  в 
подпрограмму государственной программы 

20 
 
В  новой  редакции  Госпрограммы,  утвержденной  постановлением  Правительства 
Российской 
Федерации 
«Социально-экономическое 
развитие 
Арктической 
зоны 
Российской  Федерации»,  Подпрограмма  № 1 предусматривает: 
?  привлечение 
капитала 
в 
экономику 
регионов 
за 
счет 
создания  
и 
обеспечения 
функционирования 
опорных 
зон 
развития 
и 
стимулирование 
инвестиционной  активности; 
?  обеспечение  поддержки  проектов  в  сфере  туризма,  промышленности  
и в других  отраслях,  являющихся  коммерчески эффективными; 
?  развитие 
транспортной, 
энергетической 
и 
иной 
инфраструктуры, 
обеспечивающей  стимулирование  реализации  новых  проектов  хозяйственного  освоения 
арктических  территорий; 
?  создание 
новых 
рабочих 
мест, 
увеличение 
занятости 
населения  
за  счет  повышения  уровня  социально-экономического  развития  субъектов  Российской 
Федерации,  на  территории  которых  формируются  и  функционируют  опорные  зоны 
развития. 
В  Подпрограмму  №  1  включены  следующие  основные  мероприятия,  в  том  числе  не 
привязанные  конкретно  к  определенной  опорной  зоне,  но  влияющие  на  формирование 
каждой  из них  и Арктическую  зону в целом:   

Основное 
мероприятие 
1.1. 
«Обеспечение 
формирования  
и функционирования  опорных  зон развития»; 

Основное  мероприятие  1.2.  «Формирование  и  функционирование  опорных 
зон развития»; 

Основное  мероприятие 1.3  «Развитие  единой  государственной  системы 
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  в  Арктической  зоне  Российской 
Федерации»; 

Основное  мероприятие 1.4  «Обеспечение  хозяйствования  в  условиях 
вечномерзлых  грунтов»; 

21 
 

Основное  мероприятие 1.5  «Формирование  и  реализация  государственной 
информационной 
политики 
Российской 
Федерации 
в 
Арктике 
и 
продвижение 
международного  сотрудничества»; 

Основное  мероприятие  1.6  «Проектирование  и  строительство  ледостойкой 
самодвижущейся  платформы  "Северный  полюс»; 

Основное  мероприятие 1.7  «Развитие  государственной  сети  наблюдения  за 
загрязнением  атмосферного воздуха»; 

Основное 
мероприятие 1.8 
«Создание 
условий 
функционирования 
подразделений  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  в  Арктической  зоне  Российской 
Федерации». 
 
4.  Предложения  по  дальнейшей  реализации  подпрограммы  государственной 
программы 
нет данных 
Подпрограмма  2  «Развитие  Северного  морского  пути  и  обеспечение 
судоходства  в  Арктике»  государственной  программы  Российской  Федерации 
«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»  
ОМ  2.7.  Модернизация  и  развитие  российских  мощностей  по  созданию 
современного речного флота для внутренних  водных путей 
1. 
Конкретные 
результаты 
реализации 
основного 
мероприятия 
государственной программы 
1.1 Основные результаты,  достигнутые в отчетном году 
Минвостокразвития  России  письмом  от  1  марта  2018  г.  №  04/1328  представлена 
информация  о  ходе  реализации  комплексного  инвестиционного  проекта  «Модернизация  и 
развитие  российских  мощностей  по  созданию  современного  речного  флота  для  внутренних 
водных  путей.  Создание  современной  высокотехнологичной  судостроительной  верфи  на 
базе  Жатайского  судостроительного  и  судоремонтного  завода»  (по  состоянию  на  1  марта 
2018  года),  на  основе  которой  сформирована  информация  о  расходах  федерального 
бюджета,  бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации, 
консолидированных  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  юридических  лиц  на 

22 
 
реализацию  целей  государственной  программы  Российской  Федерации  по  форме  Таблицы 
21  к  Методическим  указаниям  по  разработке  и  реализации  государственных  программ 
Российской  Федерации,  утвержденным  приказом  Минэкономразвития  России  от  16 
сентября 2016 г. № 582 (далее – Методические указания). 
 
Информация  по  остальным  основным  мероприятиям  Подпрограммы  2  «Развитие 
Северного  морского  пути  и  обеспечение  судоходства  в  Арктике»  и  Подпрограмме  3 
«Создание  оборудования  и  технологий  нефтегазового  и  промышленного  машиностроения, 
необходимых  для  освоения  минерально-сырьевых  ресурсов  Арктической  зоны  Российской 
Федерации» 
государственной 
программы 
Российской 
Федерации 
«Социально-
экономическое  развитие  Арктической  зоны  Российской  Федерации»  не  может  быть 
сформирована  в  виду  того,  что  начало  их  реализации  предусмотрено  на  2018  
и на 2021 годы – соответственно.   

23 
 
 
 
 
Таблица 2 1 
 
Информация о расходах федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов 
Российской Федерации, консолидиров анных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц 
 
 
 
 
 
на реализацию целей государственной программы Российской Федерации (тыс. руб.) 
 
Статус
Наименование государственной программы, 
Источники ресурсного  обеспечения
Оценка расходов
Фактические расходы
подпрограммы  государственной  программы, 
федеральной целевой программы 
(подпрограммы  федеральной целевой 
программы),  ведомственной целевой 
программы,  основного  мероприятия
1
2
3
4
5
Государственная  Социально-экономическое  развитие 
всего 
286 398,40 
132 200,00 
программа 
Арктической зоны Российской  Федерации 
федеральный бюджет, действующие расходные 
0,00 
0,00 
обязательства 
консолидированные  бюджеты субъектов 
0,00 
0,00 
Российской  Федерации 
государственные внебюджетные  фонды 
0,00 
0,00 
Российской  Федерации 
территориальные государственные 
0,00 
0,00 
внебюджетные  фонды 
юридические лица 
0,00 
0,00 
в том числе, государственные корпорации и 
0,00 
0,00 
публичные акционерные общества  с 
государственным участием 
внебюджетные  источники 
286 398,40 
132 200,00 
*cправочно: источники  финансирования 
0,00 
0,00 
дефицита  федерального бюджета 
Подпрограмма 2  «Развитие Северного морского пути и 
всего 
286 398,40 
132 200,00 
обеспечение  судоходства в Арктике» 
федеральный бюджет, действующие расходные 
0,00 
0,00 
обязательства 
консолидированные  бюджеты субъектов 
0,00 
0,00 
Российской  Федерации 
государственные внебюджетные  фонды 
0,00 
0,00 
Российской  Федерации 
территориальные государственные 
0,00 
0,00 

 
 
 
 
24 
 
 
 
 
 
 
 
Статус
Наименование государственной программы, 
Источники ресурсного  обеспечения
Оценка расходов
Фактические расходы
подпрограммы  государственной  программы, 
федеральной целевой программы 
(подпрограммы  федеральной целевой 
программы),  ведомственной целевой 
программы,  основного  мероприятия
1
2
3
4
5
внебюджетные  фонды 
юридические лица 
0,00 
0,00 
в том числе, государственные корпорации и 
0,00 
0,00 
публичные акционерные общества  с 
государственным участием 
внебюджетные  источники 
286 398,40 
132 200,00 
*cправочно: источники  финансирования 
0,00 
0,00 
дефицита  федерального бюджета 
ОМ 2.7 
Модернизация и развитие российских 
всего 
0,00 
0,00 
мощностей  по созданию современного речного 
федеральный бюджет, действующие расходные 
0,00 
0,00 
флота для  внутренних водных путей 
обязательства 
консолидированные  бюджеты субъектов 
0,00 
0,00 
Российской  Федерации 
государственные внебюджетные  фонды 
0,00 
0,00 
Российской  Федерации 
территориальные государственные 
0,00 
0,00 
внебюджетные  фонды 
юридические лица 
0,00 
0,00 
в том числе, государственные корпорации и 
0,00 
0,00 
публичные акционерные общества  с 
государственным участием 
внебюджетные  источники 
286 398,40 
13200,00 
*cправочно: источники  финансирования 
0,00 
0,00 
дефицита  федерального бюджета 
 

Подготовлено с использованием системы КонсультантПлюс
Таблица 17
СВЕДЕНИЯ
о степени выполнения ведомственных целевых программ,
основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий подпрограмм государственной программы
№ 
Наименование ведомственной 
Ответственный 
Статус 1
Плановый 
Фактический 
Результаты
п/п
целевой программы, основного 
исполнитель
срок
срок
мероприятия, мероприятия
начала 
окончания 
начала 
окончания 
запланированные
достигнутые
реализации
реализации
реализации
реализации
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
Подпрограмма 1. Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного
социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации
1.5
ОМ 1.5 Формирование и реализация  Директор 
Увеличение доли граждан Российской Федерации,  Проведены общественно-значимые мероприятия по вопросам Арктики 
государственной информационной 
Департамента 
осведомленных о деятельности государства в 
в целях усиления позиций Российской Федерации в "международных" 
политики Российской Федераци в 
регионального 
Арктической зоне Российской Федерации до 45%;
организациях и расширения взаимовыгодного международного 
Арктике и продвижение 
развития 
подготовка сообщений по различным темам, 
сотрудничесвта в Арктике
международного сотрудничества
Минэкономразвития 
связанным с развитием Арктической зоны 
России
Российской Федерации, в 2017 году – 1000 единиц, 
Х
01.01.2018
31.12.2025
Х
Х
в 2018 году – 1200, в 2019 году – 1350, в 2020 году – 
1500, в 2021-2025 – 3500 единиц.Усиление позиций 
Российской Федерации в международных 
«арктических» организациях и расширение 
взаимовыгодного международного сотрудничества 
в Арктике.
1.5.1
Мероприятие 1.5.1 Информационное  Директор 
Увеличение доли граждан Российской Федерации,  В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г.                    
обеспечение социально-
Департамента 
осведомленных о деятельности государства в 
№ 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый 
экономического развития АЗ РФ
регионального 
Арктической зоне Российской Федерации до 45%;
период 2018 и 2019 годов» средства федерального бюджета на 
развития 
подготовка сообщений по различным темам, 
реализацию Государственной программы «Социально-экономическое 
Минэкономразвития 
связанным с развитием Арктической зоны 
развитие Арктической зоны Российской Федерации» в 2017 году 
России
01.01.2018
31.12.2019
Х
Х
Российской Федерации, в 2017 году – 1000 единиц,  предусмотрены не были. Реализация мероприятия планируется с 2018 
в 2018 году – 1200, в 2019 году – 1350, в 2020 году –  г.
1500, в 2021-2025 – 3500 единиц 
Проблемы, возникшие в ходе 
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства федерального бюджета на реализацию Государственной 
реализации мероприятия
программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» в 2017 году предусмотрены не были. 
Меры нейтрализации/минимизации  В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № РД-П16-3388 Минэкономразвития России прорабатывается вопрос возможного использования АНО «Центр сопровождения проектов
отклонения по контрольному 
СОПС с учетом положительного опыта подготовки и проведения Форума в 2017 году.
событию, оказывающего 
Минэкономразвития России осуществляется передача АНО «СОПС» в ведение Минэкономразвития России для последующего формирования на его базе специализированной организации по сопровождению проектов
существенное воздействие на 
развития Арктики.
реализацию госпрограммы 3
Учредителями АНО «СОПС» является ФГБНИУ «СОПС», которое находится в стадии реорганизации в форме присоединения к ФГБОУ ВО «ВАВТ Минэкономразвития России» (ВАВТ).
В настоящее время в рамках завершения процедур ликвидации ФГБНИУ «СОПС» к ВАВТ переходят права и обязанности ФГБНИУ «СОПС».
Кроме того, 7 декабря 2017 г. ВАВТ поданы необходимые документы в Минюст России в целях назначения директора и избрания состава Правления АНО «СОПС».
18 декабря 2017 г. в Минэкономразвития России состоялось совещание по вопросу передачи в ведение Министерства АНО «СОПС» с участием представителей Аппарата Правительства Российской Федерации, ВАВТ и АНО
«СОПС», по итогам которого ВАВТ подготовлен план дальнейшей работы по передаче АНО «СОПС» в ведение Минэкономразвития России.
В частности, в настоящее время Минэкономразвития России прорабатывается вопрос подготовки распорядительного акта Правительства Российской Федерации о вхождении Российской Федерации в лице Министерства
экономического развития Российской Федерации в состав учредителей АНО «СОПС».

Подготовлено с использованием системы КонсультантПлюс
№ 
Наименование ведомственной 
Ответственный 
Статус 1
Плановый 
Фактический 
Результаты
п/п
целевой программы, основного 
исполнитель
срок
срок
мероприятия, мероприятия
начала 
окончания 
начала 
окончания 
запланированные
достигнутые
реализации
реализации
реализации
реализации
Контрольное событие 1.5.1.1 
Директор 
Представлен ежегодный отчет о 
Департамента 
деятельности информационно-
регионального 
аналитического центра
развития 
1
Х
25.11.2017
Х
Х
Минэкономразвития 
России И.В. Егоров
1.5.2
Мероприятие 1.5.2 Проведение 
Директор 
Проведен один IV Международный арктический форум «Арктика –
общественно-значимых мероприятий  Департамента 
территория
диалога»
проведен
29
-
30
марта
2017
года
по арктической тематике
регионального 
в г. Архангельск.
развития 
С целью продвижения инициатив по развитию межрегионального
Минэкономразвития 
сотрудничества между северными и арктическими регионами
России 
Проведены общественно-значимые мероприятия по 
01.01.2018
31.12.2019
Х
Х
Минэкономразвития
России
на
площадке
международного
арктической тематике
арктического форума «Арктика – территория диалога» была проведена
отдельная сессия с главами и губернаторами регионов, входящих в
состав Северного Форума.
В Санкт-Петербурге проведено заседание Государственной комиссии
по вопросам развития Арктики 5 декабря 2017 года.
Меры нейтрализации/минимизации  В настоящее время Минэкономразвития России осуществляет подготовку к Международному арктическому форуму «Арктика – территория диалога» (далее – Форум) в г. Архангельск 
отклонения по контрольному 
Очередное заседание организационного комитета по подготовке и проведению Форума состоится 5 марта 2018 г. на котором планируется определить тему Форума, технического оператора и программной дирекции Форума, 
событию, оказывающего 
утвердить проект плана подготовки.
существенное воздействие на 
Минэкономразвития России представлены в Правительство Российской Федерации предложения по повестке заседания оргкомитета (письмо от 8 ноября 2017 г. № 31573-АТ/Д29и).
реализацию госпрограммы 3
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № РД-П16-480 Минэкономразвития России осуществляет подготовку материалов к заседанию Оргкомитета. 
В целях подготовки материалов к заседанию Оргкомитета Минэкономразвития России направлен проект плана подготовки к Форуму членам Оргкомитета (письмо от 12 февраля 2018 г. №3373-ОФ/Д14и).                                          
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Госпрограммой 
предусмотрена реализация мероприятия 1.5 «Формирование и реализация государственной информационной политики Российской Федерации в Арктике и продвижение международного сотрудничества» (объемы 
финансирования: 50 млн. руб. ежегодно до 2025 г.). В рамках реализации мероприятия 1.5 предполагается направить средства федерального бюджета на создание и развитие комплексного информационного ресурса, 
посвященного социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации.
Информационный ресурс позволит решить задачу формирования информационного поля вокруг освоения Арктики и продвижения государственных интересов в регионе, что будет обеспечено за счет подготовки потока 
информационных сообщений по различным темам, связанным с развитием Арктической зоны Российской Федерации в необходимых объемах, освещения тем высокопрофессиональными журналистами и фотографами, 
свободного доступа к специализированным продуктам для каждой аудитории, трансляции позиций всех российских интересантов, охвата аудитории и влияния на формирование общественного мнения в соответствии с 
государственной политикой в отношении данного вопроса.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон о бюджете) средства 
федерального бюджета зарезервированы в составе утвержденных статьей 6 Закона о бюджете бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 год в объеме 159 800,0 тыс. рублей, на 2019 год в объеме 700 200,0 тыс. 
рублей и на 2020 год в объеме 2 837 500,0 тыс. рублей, предусмотрены на реализацию мероприятий ГП Арктика, в том числе на указанное мероприятие.
В целях внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. 
№ 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Минэкономразвития России в установленном порядке направлены заявки на добавление кода бюджетной классификации в Минфин 
России (№ 139-3-1-048 и № 139-1-1-056 от 30.01.2018). 
По состоянию на 27 февраля 2018 г., Минфином России решение по указанным заявкам не принято, что не позволяет внести соответствующие предложения по изменению сводной бюджетной росписи федерального бюджета 
и лимитов бюджетных обязательств.
Контрольное событие 1.5.2.1
Директор 
Проведены общественно-значимые  Департамента 
мероприятия, в том числе 
регионального 
международные, посвященные 
развития 
вопросам развития Арктики
Минэкономразвития 
России И.В. Егоров
1
Х
31.12.2017
Х
31.12.2017
Х
Х

Подготовлено с использованием системы КонсультантПлюс
№ 
Наименование ведомственной 
Ответственный 
Статус 1
Плановый 
Фактический 
Результаты
п/п
целевой программы, основного 
исполнитель
срок
срок
мероприятия, мероприятия
начала 
окончания 
начала 
окончания 
запланированные
достигнутые
реализации
реализации
реализации
реализации
Контрольное событие 1.5.2.2 
Директор 
Опубликованы печатные и цифровые  Департамента 
издания, в том числе в 
регионального 
информационно-
развития 
телекоммуникационной сети 
Минэкономразвития 
1
Х
31.12.2017
Х
Х
«Интернет», проведены выставочные  России И.В. Егоров
мероприятия об истории освоения, 
мемориальных и духовных объектах 
Арктики 
1.5.3
Мероприятие 1.5.3 Поддержка 
Директор 
Усиление позиций Российской Федерации в 
Проведен один IV Международный арктический форум «Арктика – 
российских проектов в рамках 
Департамента 
международных «арктических» организациях и 
территория диалога» проведен  29 - 30 марта 2017 года в г. 
работы международных организаций регионального 
расширение взаимовыгодного международного 
Архангельск.
развития 
01.01.2018
31.12.2019
Х
Х
сотрудничества в Арктике.
Минэкономразвития 
России
Меры нейтрализации/минимизации  Проведен один IV Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» проведен  29 - 30 марта 2017 года в г. Архангельск.
отклонения по контрольному 
С целью продвижения инициатив по развитию межрегионального сотрудничества между северными и арктическими регионами Минэкономразвития России на площадке международного арктического форума «Арктика – 
событию, оказывающего 
территория диалога» была проведена отдельная сессия с главами и губернаторами регионов, входящих в состав Северного Форума.
существенное воздействие на 
Также в рамках деятельности Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию, Российская Федерация участвует в реализации международного проекта «Рекомендации по оценке воздействия на окружающую 
реализацию госпрограммы
среду (ОВОС) и участию общественности в Арктике».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 2521-р головным федеральным органом исполнительной власти в вышеуказанной рабочей группе является Минэкономразвития 
России. Координатором проекта от Российской Федерации по согласованию с Минэкономразвития России является Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ).
В соответствии с утвержденной Госпрограммой предусмотрена подготовка постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил разработки и внедрения механизмов поддержки российских проектов в 
целях усиления позиции Российской Федерации в международных арктических организациях и расширения взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике (ответственный исполнитель – Минэкономразвития 
России, срок исполнения – декабрь 2018 г.)
В настоящее время Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по подготовке нормативного правового акта Российской Федерации, 
устанавливающего порядок отбора российских проектов и работы с ними в целях усиления позиции Российской Федерации в международных арктических организациях и расширения взаимовыгодного международного 
сотрудничества в Арктике.
Контрольное событие 1.5.3.1 
Директор 
Обеспечено участие представителей  Департамента 
Российской Федерации в работе 
регионального 
международных организаций, 
развития 
включая разработку и внедрение 
Минэкономразвития 
1
Х
01.12.2017
Х
01.12.2017
Х
Х
механизмов поддержки российских  России И.В. Егоров
проектов

Подготовлено с использованием системы КонсультантПлюс
№ 
Наименование ведомственной 
Ответственный 
Статус 1
Плановый 
Фактический 
Результаты
п/п
целевой программы, основного 
исполнитель
срок
срок
мероприятия, мероприятия
начала 
окончания 
начала 
окончания 
запланированные
достигнутые
реализации
реализации
реализации
реализации
Контрольное событие 1.5.3.2 
Директор 
Разработаны механизмы поддержки  Департамента 
российских проектов в рамках 
регионального 
работы международных организаций развития 
1
Х
01.12.2017
Х
Х
Х
Минэкономразвития 
России И.В. Егоров
_____1_Отмечаются контрольные события программы в следующих случаях:
_____-_если контрольное событие включено в план реализации государственной программы, присваивается статус "1";
_____-_если контрольное событие включено в ведомственный план, присваивается статус "2";
_____-_если контрольное событие включено в поэтапный план выполнения мероприятий, содержащий ежегодные индикаторы, обеспечивающий достижение установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 19, ст. 2333), № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2334), № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2335), №
599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2336), № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (Собрание
.
законодательства  Российской  Федерации,  2012,  № 19,
ст. 2337), № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2338), № 602 "Об обеспечении межнационального согласия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2339), № 603 "О реализации планов (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2340), № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2341), № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2342), № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 19, ст. 2343) важнейших целевых показателей, присваивается статус "3";
_____-_если контрольное событие включено в иной план, присваивается статус "4" с указанием в сноске наименования плана/дорожной карты.
_____Допускается присваивание нескольких статусов одному контрольному событию в соответствующей графе.
_____2_При наличии отклонений плановых сроков реализации от фактических приводится краткое описание проблем, а при отсутствии отклонений указывается "нет". В случае досрочного выполнения указывается "досрочно выполнено".
_____3_В рамках мер по нейтрализации/минимизации отклонения по контрольному событию, оказывающего существенное воздействие на реализацию госпрограммы, указываются мероприятия, направленные на нейтрализацию/снижение негативных последствий возникшего отклонения.