ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июня 2009 г. по делу N А17-72/2009

 

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2009 г. по делу N А17-72/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лысовой Т.В.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой В.А.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя - Юровой Е.А. по доверенности от 28.05.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Тейково Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.04.2009 по делу N А17-72/2009, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,

по заявлению администрации городского округа Тейково Ивановской области

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области

третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Ярославского отделения филиала "Северная железная дорога",

о признании отказа незаконным,

 

установил:

 

администрация городского округа Тейково Ивановской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области (далее - ответчик, Управление Росимущества) в разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:26:000000:0001, общей площадью 352030 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Тейково, Восточная часть города Тейково, с выделением из него земельного участка, площадью 15429 кв.м. и исключением выделяемого земельного участка из полосы отвода Северной железной дороги в границах городского округа Тейково Ивановской области, изложенного в письме Управления Росимущества от 27.10.2008 N 12-4466; обязании ответчика осуществить раздел земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:26:000000:0001 общей площадью 352030 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Тейково, Восточная часть города Тейково с выделением из него земельного участка площадью 15429 кв.м. согласно данных проекта территориального землеустройства границ части земельного участка полосы отвода Северной железной дороги для передачи Администрации города Тейково под объектами жилого фонда в районе ул. Станционная и реконструкции существующего здания автовокзала для размещения комплекса кафе, ресторана и гостиницы на пл. 50 лет Октября г. Тейково, изготовленного ООО "Тейковский землемер".

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Ярославского отделения филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД").

Решением суда первой инстанции от 02.04.2009 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение от 02.04.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Администрация обращает внимание на то, что в настоящее время объект незавершенного строительства - здание автостанции расположено на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Однако для завершения реконструкции требуется дополнительный участок, который входит в полосу отвода. В заявлении от 15.10.2008 Администрация не ставила перед Управлением Росимущества вопрос о передаче части участка в муниципальную собственность. Данное обстоятельство было указано лишь как будущий предполагаемый результат. Проект территориального землеустройства согласован ОАО "РЖД" в 2005 году, то есть согласие железной дороги на изменение границ и размеров полосы отвода земельного участка было получено. По мнению заявителя, изменение границ и площади земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:0001 путем выделения из него земельного участка площадью 15429 кв.м. не повлечет нарушения требований по установлению минимальных границ земельного участка, используемого в качестве полосы отвода железной дороги.

Также Администрация указывает на то, что судом в обоснование решения положен вывод о предмете, не входящем в заявленные требования, и об обстоятельстве, которое не имело места, а именно: Администрация не ставила вопрос о переводе интересующего ею земельного участка из одной категории в другую. Кроме того, суд неверно истолковал статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЖК РФ). Поскольку земельный участок, на котором расположены жилые дома, переданные в муниципальную собственность, поставлен на кадастровый учет 02.08.2004, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), то он является общей долевой собственностью собственников помещений в этих домах. Следовательно, с момента вступления в силу ЖК РФ договор аренды земельного участка от 02.11.2004 перестал соответствовать требованиям законодательства и потому является ничтожной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Суд не применил подлежащее применению в данном споре, положение пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (далее - Правила использования полос отвода), запрещающего размещение в границах полосы отвода капитальных зданий и сооружений, в том числе обслуживающих газопровод сооружений - газораспределительного пункта и газораспределительных шкафов. Заключение договора субаренды части земельного участка с ОАО "РЖД" противоречит нормам жилищного законодательства и не позволяет осуществить строительство газопровода и реконструкцию здания автовокзала.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы и обратил внимание на то, что при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции не оценил, были ли соблюдены при образовании земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:001 нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, сформирован ли этот участок в установленном законодательством порядке.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росимущества считает решение суда от 02.04.2009 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу Администрации - без удовлетворения. Все факты, доказательства и аргументы, указанные заявителем, были исследованы судом первой инстанции в полном объеме.

Управление Росимущества и ОАО "РЖД" явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ОАО "РЖД" отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора о безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и коммунально-бытового назначения от 10.08.2004 и постановления главы администрации г. Тейково от 12.08.2004 N 440 заявитель принял от ОАО "РЖД" в муниципальную собственность 7 жилых домов с инженерными коммуникациями.

02.11.2004 между Управлением Росимущества (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор N 23/04 аренды земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:0001 общей площадью 352030 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Тейково, для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

23.09.2008 Администрация обратилась в ОАО "РЖД" с заявлением о предоставлении в субаренду земельных участков для эксплуатации жилого фонда и реконструкции здания автостанции.

Письмом от 07.10.2008 начальник Ярославского отделения дороги сообщил заявителю, что в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 14.04.2005 N 506р предоставление земельных участков в субаренду под строительство осуществляется по решению вице-президента ОАО "РЖД". Для решения данного вопроса необходимо провести межевание участка полосы отвода железной дороги под жилым фондом, и участка, необходимого для проведения реконструкции автостанции. После представления планов границ земельных участков Ярославским отделением будет заключен договор субаренды участка под жилыми домами и направлен запрос в ОАО "РЖД" для принятия решения о предоставлении в субаренду участка для реконструкции автовокзала.

15.10.2008 Администрация с целью осуществления газификации принятых в собственность жилых домов, расположенных на указанном земельном участке, а также для завершения реконструкции автовокзала обратилась в Управление Росимущества с заявлением об осуществлении раздела земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:0001 общей площадью 352030 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Тейково, Восточная часть города Тейково, с выделением из него земельного участка, площадью 15429 кв.м. и исключением выделяемого земельного участка из полосы отвода Северной железной дороги в границах городского округа Тейково Ивановской области, а также о передаче выделенного участка в муниципальную собственность городского округа Тейково.

Рассмотрев указанное заявление, ответчик письмом от 27.10.2008 N 12-4466 отказал в выделении земельного участка в связи с тем, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничены в обороте и могут находиться только в федеральной собственности. Управление Росимущества предложило Администрации заключить договор субаренды испрашиваемого земельного участка площадью 15429 кв.м. с Ярославским отделением Северной железной дороги.

Считая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки в полосе отвода железных дорог входят в земли транспорта и являются исключительно федеральной собственностью. Пересмотр границ и размеров полосы отвода в части возможности изъятия части земельного участка возможен только при условии согласования данных действий с железной дорогой. В рассматриваемом случае железная дорога согласия об изменении границ и размеров полосы отвода не давала, в установленном порядке возникшие при согласовании границ разногласия не рассматривались. Действующее законодательство не наделяет Управление Росимущества полномочиями по принятию решений о переводе земельных участков, находящихся в федеральной собственности из одной категории в другую. Заявление Администрации о ничтожности действующего договора аренды земельного участка от 02.11.2004 по причине противоречия его нормам статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ не основано на нормах действующего законодательства. Земельный участок, на котором расположены объекты жилого фонда, не сформирован. Собственники помещений с заявлением о формировании земельного участка, в уполномоченный орган не обращались. Кроме того, пункт 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункты 10, 12 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц (далее - Положение о порядке использования земель железнодорожного транспорта), допускают использование свободных земельных участков в полосе отвода, относящихся к землям железнодорожного транспорта, для размещения и строительства инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений объектов недвижимости при условии соблюдения требований безопасности движения и согласовании данных действий с железной дорогой.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

При этом в силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5 статьи 14 Закона N 172-ФЗ).

Как следует из кадастровых планов от 16.06.2003 N 26/03-380 и от 12.05.2005 N 26/05-345 (т. 1 л.д. 88 - 98, т. 2 л.д. 52 - 55), находящийся в федеральной собственности земельный участок площадью 352030 кв.м. с кадастровым номером 37:26:000000:0001 находится в границах г. Тейково и относится к землям поселений.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о включении данного участка в состав земель транспорта не соответствует доказательствам, имеющимся в материалах дела. В связи с этим отсутствие у Управления Росимущества полномочий по принятию решений о переводе земельных участков, находящихся в федеральной собственности из одной категории в другую (в данном случае из категории "земли транспорта" в категорию "земли поселений"), не имеет правового значения для настоящего дела. В то же время данные выводы Арбитражного суда Ивановской области не привели к принятию неправильного решения.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

Разрешенным использованием (назначением) земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:0001 является полоса отвода Северной железной дороги в границах г. Тейково.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) под полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) понимаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Учитывая, что особенности правового режима земельных участков, расположенных в границах полос отвода и входящих в состав земель поселений, действующим законодательством не определены, апелляционный суд, руководствуясь статьей 6 ГК РФ, пунктом 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным применение по аналогии норм, регламентирующих порядок установления и использования полос отвода, относящихся к категории "земли транспорта".

Пунктом 5 Положения об использовании земель железнодорожного транспорта предусмотрена возможность пересмотра границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.

Как следует из письма Управления Росимущества от 27.10.2008 N 12-4466 (т. 1 л.д. 108), ответчик отказал Администрации в разделе земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:0001 с выделением из него участка площадью 15429 кв.м., исключении выделяемого участка из полосы отвода и передаче его в муниципальную собственность в связи с ограничением в обороте земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, и отнесением их исключительно к федеральной собственности.

Согласно статье 17 ЗК РФ, пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Данные участки передаются в аренду ОАО "РЖД" (пункт 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264). Соответствующий договор на аренду земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:0001, используемого в качестве полосы отвода в границах г. Тейково, заключен между Управлением Росимущества и ОАО "РЖД" 02.11.2004.

Границы земельного участка, о выделении которого просила Администрация, в 2005 году были согласованы с Ярославским отделением филиала ОАО "РЖД" Северная железная дорога (т. 1 л.д. 86). Также в материалах дела имеются письма Ярославского отделения данного филиала (т. 1 л.д. 101 - 103) об отсутствии у него возражений на изъятие земельного участка, занятого жилыми домами, переданными в муниципальную собственность, из полосы отвода и готовности передать его в субаренду до решения Управлением Росимущества вопроса о правах муниципального образования на данный участок.

Письменное согласие ОАО "РЖД" на выделение из полосы отвода земельного участка для реконструкции здания автовокзала Администрацией не представлено, что свидетельствует о невыполнении заявителем требований пункта 5 Положения об использовании земель железнодорожного транспорта.

Кроме того, одним из принципов земельного законодательства является единство земельного участка и связанного с ним объекта недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ). Следовательно, для каждого объекта недвижимого имущества при наличии возможности обеспечить соблюдение градостроительных, санитарных и иных норм и правил должен быть сформирован отдельный земельный участок. В случае, когда такая возможность отсутствует на одном земельном участке с соблюдением вышеназванных норм и правил могут быть расположены несколько объектов недвижимости, назначение которых соответствует назначению участка и виду его использования.

В связи с этим, учитывая, что жилые здания и объекты автомобильного транспорта (например, автовокзал) не могут находиться в составе одной территориальной зоны земель населенных пунктов (статья 85 ЗК РФ), а вопрос о формировании земельного участка для строительства (реконструкции) решается в особом порядке - в рамках процедуры предоставления земельного участка по правилам статей 30 - 32 ЗК РФ, апелляционный суд считает не соответствующим законодательству заявление Администрации о выделении из полосы отвода земельного участка, предназначенного как для размещения объектов жилого фонда, так и для реконструкции существующего здания автовокзала (т. 1 л.д. 104 - 106).

На основании изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для признания незаконным отказа Управления Росимущества, изложенного в письме от 27.10.2008 N 12-4466.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.

Пункт 2 статьи 90 ЗК РФ и пункт 12 Положения об использовании земель железнодорожного транспорта предусматривают возможность передачи в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Пункт 4 Правил использования полос отвода, на который заявитель ссылается в апелляционной жалобе, запрещает размещение в границах полосы отвода лишь капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Следовательно, при соблюдении определенных условий использование земельных участков в полосе отвода железных дорог для строительства капитальных зданий и сооружений, в том числе необходимых для обслуживания газопровода, законодательством не запрещено. Администрация, указывая в заявлении от 15.10.2008 (т. 1 л.д. 104 - 106) на выполнение проектов строительства газопровода и реконструкции автовокзала таким образом, чтобы они не создавали угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, признает возможность размещения данных объектов в границах полосы отвода с соблюдением режима использования соответствующих земельных участков.

Право ОАО "РЖД" на передачу арендованных им земельных участков в полосе отвода в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, при наличии согласия арендодателя - Управления Росимущества подтверждается пунктом 4.3.2 договора аренды от 02.11.2004 N 23/04 (т. 2 л.д. 44 - 51) и пунктом 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264.

В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ сделка может быть признана недействительной только с момента ее совершения. В связи с этим изменение законодательства после заключения сделки не является основанием для вывода о ее недействительности. Договор аренды земельного участка от 02.11.2004 N 23/04 был заключен до вступления в силу Закона о введении в действие ЖК РФ. Поэтому вывод Администрации о его ничтожности является необоснованным. Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, земельный участок, предназначенный для размещения жилых домов, не сформирован (его кадастровый план в материалах дела отсутствует), собственники помещений с заявлением о формировании земельного участка в уполномоченный орган не обращались.

Законность формирования земельного участка с кадастровым номером 37:26:000000:0001 не относится к обстоятельствам, подлежащим обязательному установлению при рассмотрении спора о признании незаконным отказа в разделе этого участка.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

С учетом указанного, решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.04.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Поэтому госпошлина в сумме 1000 руб., уплаченная Администрацией за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению от 27.04.2009 N 7379, должна быть возвращена заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.04.2009 по делу N А17-72/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа Тейково Ивановской области - без удовлетворения.

Возвратить администрации городского округа Тейково Ивановской области (место нахождения: Ивановская область, г. Тейково, пл. Ленина, 4) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.04.2009 N 7379.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

 

Председательствующий

Т.В.ЛЫСОВА

 

Судьи

Г.Г.БУТОРИНА

А.В.КАРАВАЕВА