ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-869/2016 2-869/2016~М-313/2016 М-313/2016 от 25 апреля 2016 г. по делу № 2-869/2016



РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

25 апреля 2016 года г Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Вишняковой ЛВ,

При секретаре Пузенко ТА,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-869\16 по иску Прокурора г Батайска в интересах недееспособного ФИО1 к Администрации г Батайска, 3-е лицо УЖКХ г Батайска об обязании обеспечить жилым помещением, признании недействительным постановления мэра г Батайска № от 21.03.2016 года в части снятия с квартирного учета ФИО1 незаконным с момента его принятия и восстановлении ФИО1 на квартирном учете с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Установил:


Прокурор г Батайска обратился в интересах недееспособного ФИО1 с иском к Администрации г Батайского признании незаконными бездействия Администрации г Батайска в части не предоставления ФИО1 вне очереди жилого помещения по договору социального найма, об обязании ФИО1 обеспечить жилым помещением по договору социального найма в черте муниципального образования « Город Батайск», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь.

Судом к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства г Батайска.

Впоследующем прокурор г Батайска дополнил исковые требования требованием о признании постановления мэра г Батайска № от 21.03.2016 года в части снятия с квартирного учета ФИО1 незаконным с момента его принятия и восстановлении ФИО1 на квартирном учете с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

В судебном заседании помощник прокурора г Батайска ФИО4 в обоснование исковых требования пояснил, что ФИО1 является инвалидом № группы, на основании решения Батайского городского суда от 14.08.2014 года является недееспособным по психическому заболеванию, его законным представителем - опекуном является его отец ФИО2. Заключением врачебной комиссии ФИО1 установлен диагноз, в связи с которым он отнесен к категории лиц, имеющих право на дополнительную жилую площадь, и совместное проживание с которыми иных граждан в одной квартире невозможно. На основании постановления администрации г Батайска от 06.06.2011 года ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения. Однако, после того, как ФИО1 реализовал свое право на приватизацию жилого помещения - он является собственником 1\4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 47,2 кв м, Администрация г Батайска почему-то посчитала его обеспеченным жилым помещением и постановлением № от 21.03.2016 года сняла его с квартирного учета.

Ссылаясь на нормы ст.ст 51, 57, 58 ЖК РФ, Закон « О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, ст 45 ГПК РФ, прокурор просит признать постановление Администрации г Батайска № от 21 марта 2016 года в части снятия ФИО1 с квартирного учета недействительным и восстановить ФИО1 на квартирном учете с правом на дополнительную площадь; Обязать Администрацию г Батайска предоставить вне очереди ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям по договору социального найма в черте г Батайска по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь. При этом, просит суд обратить внимание, что факт включения в список граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных законом оснований для реализации права на предоставление такого жилья.

Представитель ФИО1 - его опекун ФИО2 исковые требования прокурора г Батайска поддержал. Суду пояснил, что его сын ФИО1 страдает тяжелой формой хронического психического заболевания, исключающего возможность с ним совместного проживания, что подтверждено заключениями ВКК. С 2011 года сын стоит на учете на получение квартиры вне очереди с учетом права на дополнительную площадь, однако до настоящего времени отдельным жилым помещением по договору социального найма не обеспечен. С марта 2015 года ФИО1 проживает один в квартире, поскольку из-за его неадекватного поведения были вынуждены уйти из квартиры мать и сестра ФИО1 ( бывшая жена и дочь ФИО2). Он, как опекун, обратился к прокурору г Батайска с заявлением о защите жилищных прав ФИО1

Представитель Администрации г Батайска по доверенности ФИО5 просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по тем основаниям, что ФИО1 обеспечен нормой жилой площади, проживает в отдельной изолированной двухкомнатной квартире общей площадью 47,2 кв м, проживает только с членами своей семьи - матерью и сестрой, ФИО2 - его опекун в квартире не проживает и проживает отдельно уже длительное время, поэтому на основании постановления мэра г Батайска № от 21.03.2016 года с учетом положений ст 4 п 2 пп 1 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005 года он был снят с квартирной очереди. Просила обратить внимание, что в собственности у ФИО1 имеется 1\4 доля в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру на основании договора приватизации.

Представитель 3 лица УЖКХ г Батайска в судебное засе6дание не явился, о дне рассмотрения дела извещен. Суд считает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора ФИО6, представителя недееспособного ФИО1 его опекуна ФИО2, представителя Администрации г Батайска по доверенности ФИО7, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые в силу ст. 52 ЖК РФ должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378 к таким заболеваниям отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь (п. 6).

Ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При этом в соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, что также должно быть учтено при представлении жилого помещения истцу.

Порядок постановки на квартирный учет, ведение органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определен Областным законом Ростовской области № 363-ЗС от 07.10.2005 года с последующими изменениями и дополнениями.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом № группы бессрочно, нуждается в постоянном постороннем уходе и надзоре ( л.д. 25); страдает психическим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года ( заключение ВКК № от 03.02.2015 года) и страдает заболеванием, дающим ему право на дополнительную жилую площадь, входящим в Перечень, утвержденный Постановлением правительства РФ № 817 от 212.12. 2004 года ( заключение ВКК № от 03.02.2015 года ) ( л.д. 13)

На основании решения Батайского городского суда от 14.08.2014 года он был признан недееспособным. Постановлением Администрации г Батайска № от 19.02.2015 года его опекуном был назначен ФИО2 ( л.д.8),

В соответствии со ст 5 Областного закона № 363-зс от 07.10.2005 года и решением Батайской городской Думы № от 08.12.2005 года минимальный размер учетной нормы жилой площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 кв м общей площади жилого помещения на одного человека.

ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма постановлением Администрации г Батайска № от 06.06.2011 года, был поставлен на общую очередь № ( л.д. 11) Этим же постановлением был включен в отдельные списки граждан на внеочередное предоставление жилья по общему заболеванию - очередь №, в качестве членов семьи указан только он один. К заявлению были приложены все необходимые документы для постановки его на квартирный учет. По состоянию на март 2016 года общая очередь - №, льготная - № ( л.д. 14).

ФИО1 зарегистрирован и проживает в квартире , комнаты в квартире являются смежными, общая площадь квартиры 47,2 кв м, в том числе жилая - 33,2 кв м. При этом, с марта 2015 года в квартире проживает один, поскольку из-за его агрессивного состояния его мать ФИО8 и сестра ФИО9, которые ранее с ним проживали, вынуждены были уйти из квартиры и снимать себе отдельное жилье ( л.д.31) ФИО10 ( мать ФИО11, являющаяся бабушкой ФИО1), а также ФИО12 ( сестра ФИО13, являющаяся тетей ФИО1), в квартире зарегистрированы, но также не проживают.

По договору приватизации от 22.10.2015 года вышеуказанная квартира была передана в собственность по 1\4 доле каждому: ФИО2, ФИО1, ФИО14 и ФИО15. Свои права на квартиру они зарегистрировали в установленном законом порядке.

Постановлением мэра г Батайска № от 21.03.2016 года на основании ст 4 п 2 пп 1 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005 года ФИО1 был снят с квартирной очереди. ( л.д.52-53)

Таким образом, как при постановке на квартирный учет ФИО1, так и при его снятии с квартирного учета, он как проживал, так и проживает в квартире , площадь которой не изменялась.

С учетом его права собственности на 1\4 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, ФИО1 принадлежит 11,8 кв м общей площади, в том числе жилой -8,3 кв м

Согласно ст 4 п 2 пп 1 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005 года граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 ст 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма в следующем порядке; пп 1 - в случае обеспеченности жильем на одного члена семьи 9 и менее квадратных метров жилой площади.

То есть норма, на которую имеется ссылка в постановлении мэра г Батайска № от 21.03.2016 года ( ст 4 п 2 пп 1 ЗС-363), говорит о жилой площади, а не об общей площади. Следует обратить внимание, что эта норма также имеет в виду граждан, ставших на учет до 01 марта 2005 года.

При этом, при принятии решения о снятии ФИО1 с квартирного учета, Администрацией не было принято во внимание его право на дополнительную площадь

Таким образом, оснований для снятия ФИО1 с квартирного учета не имелось, в связи с чем постановление мэра г Батайска № от 21.03.2016 года в части снятия ФИО1 с квартирного учета суд признает недействительным.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ст 6 Областного Закона № 363-ЗС минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения по договору социального найма, составляет от 25 до 33 кв м общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан. Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.

Следует отметить, что, как разъяснил КС РФ конституционный смысл гарантии, предусмотренной пп 3 п 2 ст 57 ЖК РФ ( определение КС № 560-О от 20.03.2014 года), право на внеочередное предоставление жилых помещений обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 ч 1 ст 51 ЖК РФ перечне. При этом, никаких оговорок о том, что данное право возникает или может быть реализовано только если страдающий тяжелой формой хронического заболевания гражданин проживает в помещении, занятом несколькими семьями, ни в Перечне тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире ( утв Постановлением правительства № 378 от 16.06.2006), ни в актах Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ, не имеется. Критерием включений заболеваний в утвержденный перечень является именно характер заболевания, обуславливающий невозможность совместного проживания граждан в одном жилом помещении, безотносительно от наличия или отсутствия между ними родственных или семейных связей.

Законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой, включенного в Перечень № 378 заболевания, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходит из необходимости оградить его и проживающих с ним лиц ( независимо от того являются ли они членами разных семей либо одной семьи) от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.

С учетом вышеизложенного исковые требования прокурора, заявленные к Администрации г Батайска об обязании обеспечить жилым помещением подлежат удовлетворению, ФИО1 на состав семьи- он один, должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, при этом в силу ч 7 ст 57 ЖК РФ при предоставлении жилого помещения истцу должна быть учтена. площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности..

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что снятие с квартирного учета ФИО1 произошло еще и потому, что им в свое время при постановке его на квартирный учет не было представлено доказательств о том, что он является малоимущим. Следует отметить, что основанием для снятия ФИО16 с квартирного учета данное обстоятельство не являлось. При этом, представителем ответчика не представлено суду доказательств, что ФИО1 не является малоимущим, равно как не было представлено доказательств отказа в признании ФИО1 малоимущим, когда он был поставлен на квартирный учет.

Вместе с тем, суд не может считать, что Администрация г Батайска действительно бездействовала с момента постановки ФИО1 на квартирный учет, поскольку достаточных и достоверных доказательств этому не было представлено, а из анализа движения очереди бездействия не следуют.

Руководствуясь ст 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Признать постановление Администрации г Батайска № от 21 марта 2016 года в части снятия ФИО1 с квартирного учета недействительным и восстановить ФИО1 на квартирном учете с правом на дополнительную площадь обеспечением жилым помещением.

Обязать Администрацию г Батайска предоставить вне очереди ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям по договору социального найма в черте г Батайска по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь при предоставлении жилого помещения ФИО1 должна быть учтена. площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд ч течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено 29 апреля 2016 года.

Судья Вишнякова ЛВ