ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-176/2016 2-176/2016(2-2780/2015;)~М-2560/2015 2-2780/2015 М-2560/2015 от 25 января 2016 г. по делу № 2-176/2016


Дело № 2-176/16


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

25.01.2016 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Масловой Н.Г.,

с участием Сальского городского прокурора,

при секретаре Черненко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах Прочановой М.В. к Администрации Сальского района Ростовской области, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:


Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Прочановой М.В. к Администрации Сальского района Ростовской области, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития , Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, указывая, что Сальской городской прокуратурой в соответствии полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Прочанова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Прочанов В.В., 25.10.1955 года рождения – лишен родительских прав на основании решения Калужского районного суда от 04.10.2011 года, мать Прочанова Л.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – лишена родительских прав на основании решения Сальского городского суда от 12.07.2011 года. Постановлением Администрации Сальского района Ростовской области от 11.11.2011 года № 1388 над Прочановой М.В. установлена опека, опекуном назначена Коваленко В.И.

Постановлением Администрации Сальского района от 17.10.2013 года № 226 истец принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, нормы Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 92, 98.1, 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления.

В судебном заседании Сальский городской прокурор поддержал заявленные требования по тем основаниям, что с 01.01.2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, просит обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления.

Истец Прочанова М.В. требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель Администрации Сальского района Орешкова А.С. явилась, иск не признала, предоставила суду возражения на исковое заявление, в котором с заявленными требования не согласилась, указав, что на момент обращения прокурора с иском ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ из Жилищного кодекса (ст.57) исключены нормы о внеочередном предоставлении жилья лицам данной категории. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жильем в соответствии со сформированными списками согласно очередности Прочанова М.В. состоит в муниципальном и общеобластном списке, поставлена на учет 17.10.2013 г., подлежит обеспечению жильем за счет средств областного бюджета в трехлетний период с 2016 г. по 2018 г. и будет обеспечена жильем в порядке очереди по мере поступления денежных средств на указанные нужды. Она не получила отказ, состоит в списке на получение жилья и она его получит в порядке очередности, установленной этим списком, оснований для выделения ей жилого помещения преимущественно перед другими очередниками, лицами данной категории, не имеется.

В судебное заседание не явились представители: Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенные надлежащим образом, в материалах дела имеются почтовые уведомления о вручении судебных повесток, причина неявки не известна.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ, при надлежащем извещении, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся указанных лиц.

Выслушав пояснения Сальского городского прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Прочанова М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8, 9 10), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Прочанов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – лишен родительских прав на основании решения Калужского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, мать Прочанова Л.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. – лишена родительских прав на основании решения ФИО5 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18,л.д.19-21).

Постановлением Администрации Сальского района Ростовской области от 11.11.2011 года № 1388 над Прочановой М.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО9(л.д.17).

Постановлением Администрации Сальского района от 17.10.2013 года № 226 истец принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях(л.д.10).

В настоящее время Прочанова М.В. зарегистрирована по адресу: РО, а (л.д.23).

Согласно справке № 252 от 27.04.2015г. Прочанова является студентом ГБОУ НПО РО ПУ 75 в с 24.10.2014г. по настоящее время по профессии «Мастер отделочных строительных работ» на дневном очном отделении (л.д.11).

Согласно сведениям ФСГРКиК и справке ГУПТИ РО за истцом не зарегистрировано собственного дома, квартиры, приватизированной квартиры, земельного участка в и Сальском районе (л.д. 15,16).

Согласно представленному общеобластному списку Прочанова М.В. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2016г. по 2018г.

Обращаясь с настоящим иском, Сальский городской прокурор в обоснование ссылается на то, что право на обеспечение жилым помещением возникло у истца в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после достижения ею восемнадцатилетнего возраста, однако полагающееся по закону жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.

Суд находит данные доводы заслуживающими внимания.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей который начал действовать с 1 января 2013 года, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающий предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам, признан утратившим силу (с 01.01.2013 года).

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 9 ст.15 Областного закона от 22.10.2004 N 165-ЗС (ред. от 14.11.2013)" "О социальной поддержке детства в Ростовской области право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

Согласно вышеуказанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией.

Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2012 N 781). Данные Правила определяют, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации). Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие в субъекте Российской Федерации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году.

Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

22.06.2006 г. принят Закон Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором указано, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных граждан, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 539 в соответствии с Областным законом от 01.08.2011 N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области" и в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" и Положение "О порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".

По смыслу вышеперечисленных норм, предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования.

В соответствии с п 3.ст 15 Областного Закона Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС (ред. от 14.11.2013) "О социальной поддержке детства в Ростовской области список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), формируется органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции управления в сфере образования. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В данном случае, с учетом создания с 01.01.2013 года специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает подлежащими удовлетворению требования Сальского городского прокурора в интересах Прочановой М.В. к Администрации Сальского района Ростовской области, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Удовлетворить требования Сальского городского прокурора в интересах Прочановой М.В. к Администрации Сальского района Ростовской области, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Прочановой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г.Маслова

В окончательной форме решение изготовлено 28 января 2016 года.