ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-2491/2015 2-2491/2015~М-2462/2015 М-2462/2015 от 10 декабря 2015 г. по делу № 2-2491/2015


Дело № 2-2491/2015


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2015 года г.Гуково, Ростовская область

Гуковский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Батура Н.В.,

при секретаре Десятниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой А.В., Гончарова С.И. к Администрации города Гуково об обязании включить в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит», с последующим включением в списки на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого,

УСТАНОВИЛ:


Истцы Гончарова А.В., Гончаров С.И. обратились в суд с иском к Администрации г. Гуково, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от 07.04.2000 Гончарова А.В. является собственником жилого дома . Вместе с ней в доме зарегистрирован в качестве члена семьи и проживает сын - Гончаров С.И. Распоряжением Администрации г.Гуково № от 26.06.2015 на основании заключения № от 03.06.2015, дом признан аварийным и подлежащим сносу. Истцы обратились в Администрацию г. Гуково с заявлением о предоставлении социальной выплаты согласно социальным нормам на приобретение благоустроенного жилья, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428. 17.08.2015 Администрацией г.Гуково истцам было отказано во включении в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, так как они не были зарегистрированы на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты «ш. Антрацит» ОАО .

Истцы считают отказ ответчика незаконным, поскольку Гончарова А.В. приобрела в собственность спорное домовладение в 2000 году, то есть значительно раньше, чем дом был признан непригодным для проживания. Хотя истцы и зарегистрированы в спорном жилом помещении после даты принятия решения о ликвидации шахты «ш. Антрацит» , но фактически с 1996 года постоянно проживают в доме , живут они одной семьей, ведут общее хозяйство, все расходы несут вместе. Спорный дом является единственным жильем истцов. Другого жилого помещения они в собственности не имеют.

Истцы просят суд обязать Администрацию г. Гуково включить их в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит» с последующим включением в списки граждан на предоставление социальных выплат для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит» и определить размер социальной выплаты на семью из двух человек из расчета 42 кв.м.

В судебное заседание истцы Гончарова А.В., Гончаров С.И. не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя Ерешко Т.А. Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.

В судебном заседании представитель истцов - Ерешко Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, мотивируя доводами, аналогичными изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Гуково Шишкин Ю.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика Минэнерго России в лице Департамента угольной и торфяной промышленности в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайства об отложении слушания по делу не заявлял. Суд, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Минэнерго России в лице Департамента угольной и торфяной промышленности.

Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Гончарова А.В. на основании Свидетельства о государственной регистрации права № от 27.06.2000 является собственником жилого дома (л.д.8). Указанное свидетельство выдано на основании договора купли-продажи жилого дома от 07.04.2000.

Гончаров С.И. является сыном Гончаровой А.В., что подтверждено справкой о составе семьи (л.д. 10), не оспаривается сторонами.

Гончарова А.В. зарегистрирована в спорном домовладении, в соответствии с записями в домовой книге, с 11.03.2001. Гончаров С.И., в соответствии с записями в домовой книге, был зарегистрирован в спорном домовладении с 21.02.2010 по 18.12.2010, с 27.07.2014 зарегистрирован в спорном домовладении по настоящее время.

Вместе с тем, истцы фактически проживали в спорном домовладении с 1996 года, с момента переезда в г. Гуково. Гончаров С.И., хотя фактически и проживал совместно с матерью, временно был снят с регистрации по данному адресу, так как регистрировался по месту жительства жены. Однако, после расторжения брака снова зарегистрировался в спорном домовладении.

Факт проживания истцов с 1996 года в спорном домовладении подтвержден свидетелями Гончаровой Л.Н., Т.Ю. Согласно пояснениям Г.Л., она является бывшей женой Гончарова С.И. В период их брака, в 1996 году, они вместе с мужем и его матерью приехали на постоянное место жительства - в г. Гуково. Сняли дом по с условием последующего выкупа дома. Постоянно проживали в указанном доме всей семьей. Поэтапно расплатились за дом и в 2000 году оформили договор купли-продажи дома на мать мужа - Гончарову А.В. Продолжали жить в указанном доме. В 2006 году она с мужем уехали на заработки. Ввиду сложившихся обстоятельств 01.12.2006 развелись. После чего муж вернулся в г. Гуково, у него была новая семья. Со второй женой жили также в доме по . Об этом ей известно, так как периодически навещала бывшую свекровь. После развода со второй женой Гончаров С.И. продолжает проживать с матерью. Аналогичные пояснения о том, что истцы Гончаровы постоянно проживают по , даны Т.Ю.

Следовательно, Гончарова А.В. и Гончаров С.И. в спорном домовладении проживают постоянно, с 1996 года, иного жилья в собственности не имеют, что подтверждается выпиской из Единого госреестра прав на недвижимое имущество от 06.11.2015, сведениями ГУПТИ РО.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с актом обследования помещения № от 03.06.2015 Межведомственной комиссии, назначенной Распоряжением Администрации г. Гуково № от 20.05.2015, жилой дом по непригоден для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты «Антрацит» ОАО (л.д. 14).

Согласно Распоряжению Администрации г. Гуково от 26.06.2015 № «О признании индивидуальных жилых домов непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты «Антрацит» , дом признан непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты «Антрацит» (л.д. 12).

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428) в действующей редакции, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Данными Правилами установлено, что получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных (сланцевых) шахтах», а также «содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого», являются органы местного самоуправления.

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики РФ (правопреемник Федерального агентства по энергетике) на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (п. 2.).

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8).

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином (п. 9).

Таким образом, вышеназванными Правилами установлен способ реализации возникшего у граждан, подлежащих переселению в связи со сносом ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, права на получение социальной выплаты в целях содействия указанным гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Из ответа заместителя главы Администрации г. Гуково Ростовской области № от 17.08.2015, данного Гончаровой А.В., следует, что Администрация города Гуково не может включить ее и ее сына - Гончарова С.И. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит» ОАО , так как они не были зарегистрированы и не проживали на данной площади на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности (шахта «Антрацит»), что противоречит Правилам предоставления социальных выплат (л.д.11).

Суд считает отказ ответчика в части невключения истцов в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит» ОАО незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Судом установлено, что Гончарова А.В. и Гончаров С.И. фактически проживают в доме с 1996 года по настоящее время, что подтверждено свидетелями по делу. Зарегистрированы по указанному адресу, иного жилья в собственности не имеют. Гончаров С.И. является членом семьи собственника дома - Гончаровой А.В.

Результаты анализа изложенных выше фактических обстоятельств дела применительно к нормам действующего законодательства, в частности указанным пунктам Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, позволяют суду сделать следующий вывод: поскольку истцы зарегистрированы и постоянно проживают с 1996 года в доме , ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, учитывая, что иного жилья они не имеют, Гончаров С.И. является членом семьи собственника дома - Гончаровой А.В, они должны быть включены в список переселяемых граждан.

Поскольку формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, и данные списки уточняются ежегодно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Гуково включить Гончарову А.В., Гончарова С.И. в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит» ОАО , с последующим включением в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой ш. «Антрацит» ОАО .

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как закреплено в ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом... Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Утверждая Правила предоставления социальных выплат, Правительство Российской Федерации предоставило ответчику возможность ежегодно уточнять списки граждан, подлежащих переселению и списки жильцов сносимых домов, предусмотрев это в п.8 указанных Правил.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказывая истцам включить их в списки граждан, подлежащих переселению, ответчик нарушает их законное право на получение социальной выплаты в связи со сносом ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.

В связи с чем суд считает необходимым требования истцов удовлетворить, включить Гончарову А.В., Гончарова С.И. в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит» ОАО , с последующим включением в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из двух человек, равной 42 квадратным метрам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Иск Гончаровой А.В., Гончарова С.И. удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Гуково включить Гончарову А.В., Гончарова С.И. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит» ОАО , с последующим включением Гончаровой А.В., Гончарова С.И. в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой ш. «Антрацит» ОАО , определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной на семью из двух человек, равной 42 квадратным метрам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.12.2015.

Судья Н.В. Батура




Признание договора недействительным