Решение № 2-11251/2015 2-1353/2016 2-1353/2016(2-11251/2015;)~М-10533/2015 М-10533/2015 от 18 февраля 2016 г. по делу № 2-11251/2015
К делу №2-1353-16
Именем Российской Федерации
18 февраля 2016 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Гриценко Ю.А.
при секретаре судебного заседания Олейниковой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сячин А.В. к Гаражно-строительному кооперативу о признании ничтожным решения общего собрания членов гаражно-строительного кооператива, суд,
Истец Сячин А.В. обратился в суд с иском к ГСК № о признании ничтожным решения общего собрания членов гаражно-строительного кооператива, указав, что является членом гаражно-строительного кооператива №, где ему принадлежит, гараж №.
В сентябре 2015 от председателя ГСК № ФИО3 стало известно о том, что имеется протокол Общего собрания членов Кооператива, в котором отражено решение о внесении изменений и дополнений в Устав. В частности, в п. 6.12 Устава внесены изменения, которыми исключено ранее закрепленное право проводить по решению Общего собрания членов Кооператива проверку финансово-хозяйственной деятельности Кооператива.
На просьбы к ФИО3 о предоставлении протокола Общего собрания, листа изменений в Устав мне и другим членам Кооператива было отказано.
по просьбе истца, его представитель обратился в ИФНС России по с заявлением о предоставлении копий документов, после чего Истцом были получены Лист изменений в Устав ГСК № (далее - Лист изменений), утвержденный, якобы, Протоколом Общего собрания членов ГСК № от (далее - Протокол от ), зарегистрированные в ИФНС России по за ГРН №
В Протоколе от указано, что местом проведения собрания является ГСК №, вид собрания - годовое, кворум имеется при наличии 64 % голосов.
В качестве повестки дня на Общем собрании в Протоколе от были обозначены следующие вопросы: внесение изменений и дополнений в Устав ГСК №, утверждение Листа изменений к Уставу, продление полномочий председателя ГСК №, действующего правления, государственная регистрация Листа изменений к Уставу.
Согласно вышеуказанному Протоколу от Общим собранием были приняты решения о внесении изменений и дополнений в Устав, утвержден Лист изменений, продлены полномочия председателя ГСК № ФИО3 на 5 лет, продлены полномочия действующего правления на 5 лет; председателю ФИО3 поручено произвести все действия, необходимые для государственной регистрации изменений и дополнений в Устав ГСК №.
При этом в протоколе не отражены ни участники Общего собрания (регистрационные листы также отсутствуют), ни итоги голосования по каждому вопросу повестки собрания, что прямо противоречит нормам, закрепленным в п.п. 2, 4 ст. 181.2 ГК РФ.
После получения из ИФНС России по вышеуказанных документов, инициативной группой Кооператива был организован сбор подписей под обращением к председателю Кооператива ФИО3 о созыве внеочередного Общего собрания членов кооператива с целью выражения недоверия председателю Кооператива ФИО3 и досрочном прекращении полномочий председателя, членов правления и ревизионной комиссии Кооператива. Право для созыва внеочередного Общего собрания по требованию не менее 2/3 членов Кооператива закреплено п. 6.4 Устава.
В ходе сбора подписей истцу стало известно, что ни о каком Общем собрании, проведенном , 84 членам кооператива, подписавшим вышеуказанное обращение, не было известно, они не извещались о его проведении и, соответственно, не участвовали в этом собрании, а также не оформляли доверенности на право голосования от их имени.
84 члена кооператива - это более 50 % всех членов кооператива (в кооперативе всего 126 гаражей). Каким образом был обеспечен кворум Общего собрания от - 64 % - остается непонятным.
Истец просит признать решения Общего собрания членов потребительского гаражно- строительного кооператива № от о внесении изменений и дополнений в Устав ГСК №, утверждении Листа изменений к Уставу ГСК №, продлении полномочий председателя ГСК № ФИО3 на 5 лет, продлении полномочий действующего правления на 5 лет; поручении председателю ГСК № ФИО3 произвести все действия, необходимые для государственной регистрации изменений и дополнений в Устав ГСК № - ничтожными; исключить из ЕГРЮЛ запись о регистрации изменений и дополнений в Уставе ГСК № на основании протокола Общего собрания членов ГСК № от г
Истец Сячин А.В. и его представитель Деревянченко А.В, действующий по доверенности от в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика председатель ГСК-36 Чернобривец Л.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ИФНС по в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, при этом суд исходит из следующего:
В соответствии со ст. 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, принадлежит истцу.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано недействительным по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Основания оспоримости решения собрания приведены в статье 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 данной нормы предусмотрена обязанность лица, оспорившего решение собрания, заблаговременно в письменной форме уведомить участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
Исчерпывающий перечень оснований ничтожности решения собрания приведен в статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Сячин А.В. является членом гаражно-строительного кооператива №, ему принадлежит, гараж №, что подтверждается копией членской книжки ГСК №(л.д.18)
Правовое положение кооператива, права и обязанности членов.
В соответствии с положениями Устава ГСК-36, зарегистрированным , в ИФНС России по истцом уплачивались вступительные, ежегодные членские взносы, а также целевые взносы (на услуги БТИ, Росреестра, БКТ), (л.д.18).
Лист изменений в Устав ГСК №, утвержденный, Протоколом Общего собрания членов ГСК № от , зарегистрированн в ИФНС России по за ГРН №
В Протоколе от (л.д.13) указано, что местом проведения собрания является ГСК №, вид собрания - годовое, кворум имеется при наличии 64 % голосов.
В качестве повестки дня на Общем собрании в Протоколе от указаны следующие вопросы: внесение изменений и дополнений в Устав ГСК № (л.д.13).
Согласно данному Протоколу от Общим собранием были приняты решения о внесении изменений и дополнений в Устав, утвержден Лист изменений, продлены полномочия председателя ГСК № ФИО3 на 5 лет, продлены полномочия действующего правления на 5 лет; председателю ФИО3 поручено произвести все действия, необходимые для государственной регистрации изменений и дополнений в Устав ГСК №.
При этом в протоколе не отражены ни участники Общего собрания (регистрационные листы также отсутствуют), ни итоги голосования по каждому вопросу повестки собрания, что прямо противоречит нормам, закрепленным в п.п. 2, 4 ст. 181.2 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: 1) дата, время и место проведения собрания; 2) сведения о лицах, принявших участие в собрании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; 5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
Протоколы общего собрания членов потребительского гаражно-строительного кооператива № от приведенным требованиям гражданского законодательства и устава не отвечают.
Заседания общего собрания проведены без избрания председательствующего на них, в данных протоколах не указаны сведения о лицах, принявших участие в общем собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, что является существенным нарушением правил составления протокола.
Следовательно, решения общего собрания членов ГСК № от о внесении изменений в Устав ГСК №, утверждении листа изменений к Уставу ГСК №, о продлении полномочий председателя ГСК № ФИО3 сроком на пять лет, продлении полномочий действующего правления на пять лет; поручения председателя ГСК № ФИО3 произвести все действия, необходимые для государственной регистрации изменений и дополнений в Устав ГСК №, принятыми, быть признаны не могут.
Из содержания иска следует, что решение общего собрания членов ГСК 36 от Сячин А.В. оспаривает, в том числе, по основанию его ничтожности вследствие принятия решения при отсутствии необходимого кворума.
Истцом представлено обращение к председателю Кооператива ФИО3 о созыве внеочередного Общего собрания членов кооператива с целью выражения недоверия председателю Кооператива ФИО3 и досрочном прекращении полномочий председателя, членов правления и ревизионной комиссии Кооператива. Право для созыва внеочередного Общего собрания по требованию не менее 2/3 членов Кооператива закреплено п. 6.4 Устава, подписанное 84 членам кооператива, которые не извещались о проведении собрания , не участвовали в этом собрании.
Исходя из общего количества гаражей 126, 84 члена кооператива - это более 50 % всех членов кооператива. Согласно п. 2 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
При таких обстоятельствах решения Общего собрания членов ГСК-36, принятые , ничтожны ввиду отсутствия кворума. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Общего собрания членов ГСК-36, принятые , подлежат признанию недействительными.
Истцом также заявлены требования об исключении из ЕГРЮЛ запись о регистрации изменений и дополнений в Уставе ГСК № на основании протокола Общего собрания членов ГСК № от , при этом истец указывает, что решение о регистрации изменений и дополнений в Уставе ГСК № было принято на основании документов, содержащих недостоверную информацию.
Данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку, положениями ст. 12 ФЗ №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определен перечень документов, предоставляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Из содержания положений Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не следует, что в полномочия регистрирующего органа входит правовая экспертиза документов, представляемых на регистрацию. В силу п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия ИФНС решения о государственной регистрации) отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) не предоставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) предоставления документов в ненадлежащей регистрирующий орган; в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ.
Исходя из материалов дела, для государственной регистрации изменений и дополнений в Уставе ГСК № были представлены необходимые документы.
Таким образом, у ИФНС по отсутствовали предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", основания для отказа в государственной регистрации.
Поэтому исковые требования в части исключении из ЕГРЮЛ запись о регистрации изменений и дополнений в Уставе ГСК № не могут быть удовлетворены, так как не соответствует положениям ФЗ от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Признание судом недействительным решения общего собрания членов ГСК-36 от является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в отношении изменений и дополнений в Уставе ГСК №.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Исковые требования Сячин А.В. к Гаражно-строительному кооперативу о признании ничтожным решения общего собрания членов гаражно-строительного кооператива удовлетворить частично.
Признать недействительными решения Общего собрания членов потребительского гаражно- строительного кооператива № от о внесении изменений и дополнений в Устав ГСК №, утверждении Листа изменений к Уставу ГСК №, продлении полномочий председателя ГСК № ФИО3 на 5 лет, продлении полномочий действующего правления на 5 лет; поручении председателю ГСК № ФИО3 произвести все действия, необходимые для государственной регистрации изменений и дополнений в Устав ГСК №.
Исковые требования об исключении из ЕГРЮЛ записи о регистрации изменений и дополнений в Уставе ГСК № на основании протокола Общего собрания членов ГСК № от оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Гриценко Ю.А.
Копия верна
Судья Гриценко Ю.А.
Секретарь Олейникова М.В.
Решение в окончательной форме изготовлено – 29 февраля 2016 года.