ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-112/2016 2-112/2016(2-3152/2015;)~М-2916/2015 2-3152/2015 М-2916/2015 от 25 января 2016 г. по делу № 2-112/2016



Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

25 января 2016 года. г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Вишняковой Л.В.

При секретаре Пузенко ТА

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-112/16 по иску Кузьмина к Администрации г Батайска о признании права собственности на домовладение в прядке наследования,

У с т а н о в и л :


Кузьмин СЕ обратился в суд с иском к Администрации г. Батайска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по , не сданный при жизни наследодателя в эксплуатацию ( л. д. 4-5).

В обоснование исковых требований истец Кузьмин СЕ суду пояснил, что ФИО1 ( мать истца) являлась собственником домовладения на основании договора дарения от 20.06.1963г., реестр №. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти открылось наследство в виде указанного домовладения. Наследником после ее смерти являлся его родной брат ФИО2, который в установленный законом срок не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако он фактически принял наследство, проживая в наследственном доме, был в нем зарегистрирован, но домовую книгу представить не может ввиду ее отсутствия. Сам истец после смерти матери не обращался с заявлением о принятии наследства из этических соображений, т.к. в доме оставался проживать его брат.

ДД.ММ.ГГГГг ФИО2 умер. Наследником первой очереди к его имуществу является он, истец по делу, других наследников первой очереди нет, т.к. супруги и детей у ФИО2 не было. Истец в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако свидетельство о праве на наследство на домовладение он получить не может, так как по данным МП БТИ г. Батайска жилой дом лит. «А,А-1» при жизни матери не был сдан в эксплуатацию в установленном порядке. Согласно отказа Управления по архитектуре и градостроительству г. Батайска № от 16.07.2015г. жилой дом лит. «А,А-1» по своему расположению не противоречит требованиям СНиП, в целом здание находится в работоспособном состоянии, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан и пригодно для эксплуатации. Вместе с тем, по заключению Центра Гигиены и эпидемиологии жилой дом не соответствует санитарным нормам ввиду захламления и загрязнения жилых помещений, неисправности санитарно-технического оборудования..

Истец просит установить факт принятия наследства ФИО2 после смерти ФИО1, признать его принявшим наследство после смерти ФИО2 и признать за ним право собственности на домовладение расположенное по .

Представитель Администрации г. Батайска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен. Суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации г. Батайска.

Суд, выслушав истца, обозрев материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", п. 26, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с п. 27 названного Постановления самовольная постройка не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ( мать истца) являлась собственником домовладения на основании договора дарения от 20.06.1963г., реестр № ( л. д. 30). По данным МП БТИ г. Батайска первоначально домовладение по ( бывший ) принадлежало ФИО5 ( дед истца) на основании удостоверения ГКХ № от 26 ноября 1938 года, первоначальная площадь земельного участка составляла 923 кв.м.

ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти открылось наследство в виде указанного домовладения. Наследниками после ее смерти в соответствии со ст 1142 ГК РФ являлись ее дети: истец по делу и ФИО2. Истец в установленном законом порядке наследство после смерти матери не принимал, к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался. ФИО2, хотя также в установленный законом срок не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако он фактически принял наследство, проживая в наследственном доме, это обстоятельство никем не оспаривалось и это обстоятельство подтверждается адресной справкой от 16.03.2015г. Таким образом, суд полагает, что ФИО2 фактически принял наследство после смерти ФИО1

ДД.ММ.ГГГГг ФИО2 умер, после его смерти открылось наследство в виде указанного домовладения. Наследником первой очереди к его имуществу является истец по делу, других наследников первой очереди нет, т.к. супруги и детей у ФИО2 не было. Истец в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, что подтверждается предоставленными им документами. Однако свидетельство о праве на наследство на домовладение он получить не может, так как по данным МП БТИ г. Батайска жилой дом лит. «А,А-1» не сдан в эксплуатацию.

Во внесудебном порядке истец не смог ввести жилой дом лит. «А, А-1» в эксплуатацию, т.к. согласно отказа Управления по архитектуре и градостроительству г. Батайска № от 16.07.2015г. отсутствует разрешение на строительство индивидуального жилого дома лит. «А,А-1» расположенного в домовладении по , а также отсутствует заявление владельца данного домовладения, в связи с этим Управление по архитектуре и градостроительству г. Батайска отказывает в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта и его согласовании ( л. д. 6). Однако в соответствии с тем же отказом Архитектура г. Батайска не сданный в эксплуатацию жилой дом лит. А, А-1 по своему расположению не противоречит требованиям СНиП, в целом здание находится в работоспособном состоянии, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан и пригодно для эксплуатации ( л. д. 6).

Согласно заключения строительно-технической экспертизы № от 18.12.2015г. объемно-планировочное решение жилого дома лит. «А,А-1» соответствует требованиям строительных, санитарных и противопожарных норм. Жилой дом лит. «А,А-1» - его конструктивное решение, техническое состояние, объемно-планирвочное решение, расположение на земельном участке- жизни и здоровью граждан не угрожает, строительные, санитарные и противопожарные норма, ПЗЗ МО « Батайск», права и охраняемые законом интересы других лиц - не нарушает. Жилой дом лит. «А,А-1» соответствует параметрам, установленным документацией, правилам землепользования и застройки, предусмотренным ФЗ РФ № 258 « О внесении изменений в ст. 222 части первой ГК РФ и ФЗ « О введении в действие части первой ГК РФ» ( л. д. 58-67).

Таким образом, суд полагает, что индивидуальный жилой дом лит. «А, А-1» не нарушает интересы других граждан и не создает ни для кого угрозу для жизни и здоровья, а потому возможно признать за Кузьминым СЕ право собственности на домовладение, расположенное по .

Принимая данное решение, суд учитывает, что жилой дом расположен на земельном участке, который был предоставлен в бессрочное пользование ФИО6 ( деду истца) на основании удостоверения ГКХ № от 26 ноября 1938 года, первоначальная площадь земельного участка составляла 923 кв.м.

Рассматривая вопрос о наличии вещных прав на земельный участок, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.

К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

В силу ч. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

В силу ст. 3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

В силу п. 4 ст. 3 названного закона граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что обстоятельства, свидетельствующие о наличии у истца вещных прав на земельный участок, могут быть установлены на основании доказательств предоставления земельного участка в установленном порядке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" действующего на момент возведения жилого дома в 1969 году - год строительства отмечен в техническом паспорте, выданном МП БТИ г Батайска, ( Указ утратил силу в 1988 году - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1988 г. N 8502-XI) - в целях единства в законодательстве, регулирующем право граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов, было установлено, что отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

Статьей 104 ЗК РСФСР 1970 года было предусмотрено, что земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства предоставляются только в бессрочное пользование.

Таким образом, в период предоставления земельного участка основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками являлось постоянное (бессрочное) пользование. Основанием возникновения такого права являлось решение органа местного самоуправления, на основании которого было выдано удостоверения ГКХ № от 26 ноября 1938 года,

Отсутствие у истца такого решения нельзя расценивать как обстоятельство, исключающее нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В 1987 году своим письмом Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР N 20-15-1-4/Е-9808р разъясняло, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации.

Указанные в приведенных нормативных актах документы признавались документами, удостоверяющими права на земельные участки.

Подтверждением прав на земельный участок могут быть иные документы, при этом в силу ст. 67 ГПК РФ к компетенции суда относится решение вопроса об отнесении представленных документов к доказательствам правомерного пользования земельным участком.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о доказанности правомерного пользования матерью истца, а затем братом, а также истцом в настоящее время земельным участком на праве постоянного пользования, которое не было оформлено.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Установить факт принятия наследства ФИО2 после смерти его матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать Кузьмина принявшим наследство после смерти

ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ года

Признать за Кузьминым право собственности на домовладение , которое состоит из: жилого дома лит. «А общей площадью 50,1 кв.м., в том числе жилой площадью 37,5 кв.м., пристройки лит. «А-1» общей площадью 11,4 кв.м., ворот, забора, уборной.

Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Батайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме

Решение изготовлено 27 января 2016 года.

Судья: Вишнякова Л.В.