ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-4055/2015 2-4055/2015~М-3960/2015 М-3960/2015 от 30 ноября 2015 г. по делу № 2-4055/2015


№ 2-4055/15


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

30 ноября 2015 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Кузьминовой И.И.

при секретаре Разогреевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ОАО»Донской кирпич» к Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуре о признании незаконным представления № от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованное лицо: Донское бассейновое водное Управление.

УСТАНОВИЛ

Административный истец обратился в суд с иском, ссылаясь на то обстоятельство, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ. внесено Представление об устранении нарушений (федерального законодательства №. Считает, что данное Представление является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Представление № от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено по результатам проверки исполнения ОАО «Донской кирпич» законодательства при использовании и охране водных Зъектов. атмосферного воздуха, соблюдения порядка сброса п выбросов загрязняющих дцесгв, режима использования водоохранных, санитарно-защитных зон,а также зон унитарной охраны водоисточников.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ОАО «Донской кирпич» поступило Требование № порядке статей 6.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» о представлении в Ростовскую межрайонную природоохранную прокуратуру документов по списку. Требование прокурора было исполнено, что подтверждается письмом ОАО «Донской киппич» от ДД.ММ.ГГГГ исх.№.

ОАО«Донской кирпич» является водопользователем, использует водный обвею участок на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-№ в целя сброса поверхностных сточных вод.

Согласно п.9«Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и водных объектов и объема сброса сточных води (или) дренажных вод, их качества» по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования) норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5-1.6 приложения к порядку ).

Учет объема сброса поверхностных сточных вод определяется расчетным способом, согласно «Методике косвенного учета обьемов сброса поверхностных вод», огласованной с Отделом водных ресурсов по Ростовской области Донского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ.№.

Учет объема сброса сточных вод,определяемого расчетным способом, согласован, как временная мера, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. по причинам, указанным в Акте обследования очистных сооружений ОАО «Донской кирпич» (приложение № к Методике косвенного учета).Установка приборов учета спланирована на ДД.ММ.ГГГГ.

ОАО «Донской кирпич» требования п. 9 Порядка соблюдены.Иных нарушений федерального законодательства в ходе проведенной проверки не выявлено. Законных оснований для вынесения представления у прокурора не имелось. Однако как следует из внесенного Представления № от ДД.ММ.ГГГГ. от ОАО «Донской кирпич» требуют незамедлительно принять меры к устранению допущенных нарушений законов, а именно установить средства измерения на выпуск сточных вод.

Согласно. 22 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня получения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных крушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора.

Должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 22 КАС РФ (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

Так, если орган или должностное лицо, в отношении которых прокурором внесено представление, считает, что представление нарушает и (или) оспаривает его права, свободы и, (или) законные интересы, создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и (или) реализации законных интересов либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, а суд рассматривает такое административное исковое заявление по существу. Оснований для отказа в принятии данного административного искового заявления ст. 128 КАС РФ не содержит. Истец считает, что на ОАО «Донской кирпич» незаконно возложена обязанность по незамедлительной установке средств измерения на выпусках сточных вод. На основании изложенного истец просит признать внесенное Ростовской межрайонном природоохранной прокуратурой Представления об устранении нарушений федерального законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГода в качестве заинтересованного лица привлечено лицо: Донское бассейновое водное Управление.

Представитель административного истца- Мехтиева Г.П. по доверенности в судебное заседание явилась,поддержала административный иск, просила удовлетворить, пояснила, что нет технической возможности устанавливать средства измерения.

Представитель административного ответчика- помощник прокурора Богославский М.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать, пояснил, что техническая возможность установки средств измерений в ОАО «Донской кирпич» имеется, что подтверждается планом водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта, где предусмотрена установка указанных средств измерений в 2016 году, информацией ОАО «Донской кирпич», из которой следует, что средства измерения будут установлены в 2016 году, кроме того Донским бассейновым водным управлением методика косвенного учета согласована временно в связи с отсутствием в настоящее время средств измерений. Наличие согласованной методики косвенного учета не освобождает от исполнения возложенных законом обязанностей по установке средств измерений на выпусках сточных вод. Действующим законодательством не предусмотрены исключения, допускающие возможность отсрочки установки средств измерения в связи с необходимостью проведения каких-либо подготовительных мероприятий. Только в случае отсутствия технической возможности установки таких приборов допускается ведение учета по косвенному методу (например, сброс сточных вод из рыбоводных прудов по земляному руслу).Также пояснил, что они не обязывают немедленного устранения, они подразумевают о направлении в адрес ответчика плана мероприятий, и выполения каких-либо действий по исполнению представления.

Представитель заинтересованного лица – Дорожкина Е. В., действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, пояснила, что представление межрайонного природоохранного прокурора внесено законно и обосновано, также пояснила,что административный истец ОАО «Донской кирпич» осуществляет сброс сточных вод в на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №-№(ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ).На выпуске сточных вод водоизмерительная аппаратура отсутствует. Согласно Акту обследования очистных сооружений и сетей водоотведения поверхностных сточных вод ОАО «Донской кирпич» для определения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета объема сбрасываемых сточных вод в водный объект от ДД.ММ.ГГГГ, установка водомера запланирована в ДД.ММ.ГГГГ.Учет объема сброса сточных вод, определяемый расчетным способом, согласован отделом водных ресурсов по Ростовской области Донского БВУ как временная мера, на срок до ДД.ММ.ГГГГ

Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и {или) дренажных вод, их качества утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Порядок разработан в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Пра вительстна РФ от 10.04.2007 № 219, и определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водныхресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных йод, их качества, а также представления сведений такого учета.

Согласно пунктам 3, 6-8 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких наблюдений.

Измерение объемов забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса, сточ ныхвод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средствами измерения расходов (уровней) воды.

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального),производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод. Также пояснила, что они ежегодно предоставляют отсрочку истцу об установлении водомеров.

Выслушав представителя административного истца,ответчика, заинтересванного лица, суд приходит к выводу, что представление межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено законно и обоснованно.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года исковые заявления разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В судебном заседании установлено,что ОАО «Донской кирпич» является водопользователем, использует водный объект для сброса поверхностных сточных вод на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-№ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено Представление об устранении нарушений федерального законодательства № по тем основаниям, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. № плана работы прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства ОАО «Донской кирпич при использовании водных объектов.

Техническая возможность установки средств измерений в ОАО «Донской кирпич» имеется, что подтверждается планом водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта, где предусмотрена установка указанных средств измерений в 2016 году, кроме того Донским бассейновым водным управлением методика косвенного учета согласована временно в связи с отсутствием в настоящее время средств измерений. Наличие согласованной методики косвенного учета не освобождает от исполнения возложенных законом обязанностей по установке средств измерений на выпусках сточных вод.

Причинами допущенных нарушений законов и условиями, им способствующими, являются невыполнение должностными лицами предприятия возложенных на них обязанностей, отсутствие контроля со стороны руководства за работой подчиненных сотрудников.

На основании изложенного, прокурор требует Принять незамедлительно конкретные меры к устранению допущенных нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, недопущению их в дальнейшем. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц за допущенные нарушения законов к дисциплинарной ответственности.Рассмотреть представление с участием представителя Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, заблаговременно уведомив о месте и времени его рассмотрения.О результатах рассмотрения представления информировать прокуратуру в течение месяца со дня его получения в письменной форме с приложением заверенных копий документов, касающихся рассмотрения представления, в том числе копий приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение). Согласно п. 16 Положения водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок), который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.

Пунктами 3, 6-8 Порядка установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (пли) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.

Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды.

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.

В нарушение ст. ст. 30, 39 Водного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 3, 6-8 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 на заборе водных ресурсов и выпусках сточных вод отсутствуют средства измерения расходов (уровней) воды, ОАО «Донской кирпич» учет объема сброса сточных вод средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется.

Согласно п. 9 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования, а не решением должностного лица прокуратуры, и внесено прокурором района в рамках реализации предоставленных законом полномочий, права и законные интересы заявителя в данном случае не нарушаются.

Доводы жалобы о том, что прокурором в представлении прямо указан способ устранения выявленных нарушений законодательства, а именно – незамедлительной установке средств измерения на выпусках сточных вод принят быть не может, поскольку в требовательной части представления ставится вопрос о принятии конкретных и исчерпывающих мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Какой либо конкретизации способа устранения выявленных нарушений в представлении не указано.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Ростовским межрайонным природоохранным прокурором руководителю ОАО «Донской кирпич» внесено обоснованное, законное представление об устранении нарушений законов,в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление ОАО»Донской кирпич» к Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуре о признании незаконным представления № от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованное лицо: Донское бассейновое водное Управление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2015года.

Судья: