ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1801/2015 2-1801/2015~М-745/2015 М-745/2015 от 16 марта 2015 г. по делу № 2-1801/2015


Дело № 2-1801-15


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

16 марта 2015 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи А.В. Лепетюх,

при секретаре Акулунц Г. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцевой Е.А. и Шальнева ИА., заинтересованные лица: МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону», Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, об оспаривании отказа в утверждении акта согласования местоположения границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :


Заявители обратились в суд с названным заявлением в его обоснование указали, что Зайцева Е.А. и Шальнев И.А. обратились в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону с заявлением по вопросу утверждения акта согласования местоположения границ земельного участка расположенного по адресу: с целью дальнейшего приобретения прав на данный земельный участок. Однако письмом за № № от ДД.ММ.ГГГГ г. Департамент отказал в его утверждении по тем основаниям, что собственниками, не была представлена правовая документация на жилые строения и нежилые постройки, расположенные на спорном участке; границы формируемого земельного участка накладываются на границы иного земельного участка, в отношении которого разработана проектная документация по планировке территории военного городка № в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону. Считают отказ неправомерным ввиду того, что к межевому плану спорного земельного участка приобщены все необходимые правоустанавливающие документы; спорный земельный участок в границах, обозначенных в межевом плане, был предоставлен в 1978г. еще родителям заявителей, в качестве приусадебного земельного участка совместно предоставлением вышеуказанного жилого помещения по тому же адресу. Указанный участок изначально был предоставлен собственником в таких размерах и таких границах. Земельный участок, расположенный по адресу образован из земельного участка с КН №, который во исполнение приказа МО РФ от 14.05.2014г. №407 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г. Ростова-на-Дону» и передаточного акта объектов недвижимого имущества от 04.06.2014г. передан в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону, правообладателем которого является Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону. Земельный участок с КН № образован путем раздела земельного участка с КН №, с сохранением его в измененных границах. Согласно кадастровым данным земельный участок с КН №, образованный из земельного участка с № не входит в его границы. При постановке на государственный кадастровый учет земельного. участка с КН № нарушений требования ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» нет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № № Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону Зайцева Е.А. была поставлена в известность, что земельный участок по адресу: для государственных и муниципальных нужд не резервировался, решение о его изъятии не принималось. На основании изложенного, просят суд признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону в части отказа в утверждении акта согласования местоположения границ земельного участка по адресу: г обязать Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону утвердить акт согласования местоположения границ земельного участка по адресу:

В судебное заседание заявители не явились, извещены надлежаще, направили своего представителя по доверенности Симонян Е.И., которая доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Явившаяся в судебное заседание представитель Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону Пронина А.В. требования не признала, просила отказать в удовлетворении, дав пояснения, аналогичные приобщенным в судебном заседании возражениям на заявление.

Представитель Департамент имущественно – земельных отношений г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело в отсутствие представителя заинтересованного лица рассмотрено судом в порядке ст. 257 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Порядок предоставления земельных участков в г. Ростове-на-Дону регулируется Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014 N 668 (ред. от 24.02.2015) "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону".

Согласно п. 3.2.1 Положения предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, включает в себя следующие процедуры:

утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае если земельный участок не сформирован);

после проведения заинтересованным лицом мероприятий по формированию границ земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учет (в случае необходимости) и предоставления документов, перечень которых установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", - подготовка правового акта уполномоченного органа Администрации города о предоставлении земельного участка в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование;

заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка либо договора безвозмездного (срочного) пользования земельным участком.

В силу п. 3.2.2 Положения в случае если при рассмотрении и анализе заявления и прилагаемого пакета документов установлено, что площадь земельного участка несоразмерна, а именно в три и более раза превышает застроенную площадь земельного участка (за исключением земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами), уполномоченным органом Администрации города Ростова-на-Дону принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка и о получении в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" экспертного заключения о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем зданий, строений, сооружений.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ ДАиГ г. Ростова-на-Дону в утверждении акта согласования границ земельного участка соответствует положениям действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, Зайцева Е.А. и Шальнев И.А. обратились в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону с заявлением по вопросу утверждения акта согласования местоположения границ земельного участка расположенного по адресу: , с целью дальнейшего приобретения прав на данный земельный участок.

Департамент отказал в его утверждении по тем основаниям, что собственниками, не была представлена правовая документация на жилые строения и нежилые постройки, расположенные на спорном участке, что формируемый земельный участок накладывается на границы земельного участка в Октябрьском р-не г. Ростова-на-Дону в районе Северного кладбища с КН находящегося в собственности Российской Федерации (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Кавказского управления имущественных отношений» МО РФ, в отношении которого разработана проектная документация по планировке территории военного городка №№ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону.

Основанием отказа послужило и то обстоятельство, что заявителями не была представлена правовая документация на строение и нежилые постройки, расположенные на спорном участке.

Другие собственники многоквартирного дома с заявлениями об утверждении акта согласования границ данного земельного участка в Департамент не обращались.

При этом из материалов дела следует, что на испрашиваемом заявителем земельном участке помимо многоквартирного дома также располагаются капитальные нежилые объекты недвижимости, правоустанавливающие документы на которые заявителем в Департамент представлены не были.

В силу ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п. 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем -производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В пунктах 66 - 68 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, и способах защиты таких прав, в том числе разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться с иском об установлении границ земельных участков, а также с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также предшествующих распоряжению земельным участком действий, в частности, об оспаривании решений о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из материалов дела, по данным топографической съемки местности, имеющейся в Департаменте, установлено, что на территории по расположены объекты: одноэтажное жилое строение и нежилые постройки, техническая и правовая документация на которые не представлена.

В судебном заседании представитель заявителей пояснила, что правоустанавливающая и техническая документация на данные объекты недвижимости отсутствует.

Таким образом, для эксплуатации одноэтажного многоквартирного жилого дома формируется земельный участок, значительно превышающий площадь застройки. Техническая и правовая документация, подтверждающая указанную площадь, в Департамент также не представлена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ земельные участки общего пользования - это не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014 № 668 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону», при рассмотрении вопроса о предоставлении физическим и юридическим лицам в собственность земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, площадь земельного участка не должна превышать застроенную площадь земельного участка в три и более раза.

В случае выявления указанного превышения, согласно п. 3.2.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону» уполномоченный орган Администрации города Ростова-на-Дону (в данном случае - Департамент имущественно-земельных отношений) принимает решение о получении экспертного заключения о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем зданий, строений, сооружений.

Таким образом, судом установлено, что заявители, являющиеся собственниками квартиры, площадью расположенная на этаже одноэтажного дома лит. № испрашивала земельный участок площадью кв.м., то есть значительно превышающий площадь застройки, на которую была представлена правоустанавливающая документация.

Кроме того установлено, что формируемый земельный участок накладывается на границы земельного участка в Октябрьском районе, в районе Северного кладбища, с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ».

Соответственно, при согласовании акта расположения границ земельного участка в испрашиваемых границах приведет к невозможности дальнейшего предоставления земельного участка ввиду расположения земельного участка в границах ранее сформированного земельного участка.

Кроме того, из пункта 1 статьи 39 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости и в силу пункта 2 статьи 40 Закона о кадастре границы считаются согласованными при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Действия по утверждению акта согласования границ испрашиваемого заявителями земельного участка, по мнению суда, приведут к нарушению прав иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, собственников нежилых строений, расположенных на данном земельном участке, которые также имеют права на земельный участок.

Довод заявителя о том, что земельный участок представлялся заявителям именно в таком размере и границах, судом отклоняется как неподтвержденный документально.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из приведенных выше положений ГК РФ, ГПК РФ, для процедуры рассмотрения заявления в порядке главы 25 ГПК РФ, законодателем установлено специальное правило, определяющее исход рассмотрения судом таких заявлений. В соответствии с этим правилом, для признания незаконными решения и, следовательно, удовлетворения требований заявителя, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых оснований: - оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону; - данное действие (бездействие) нарушает права и свободы гражданина.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении заявления Зайцевой Е.А. и Шальнева И.А. о признании незаконным отказа МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону» в утверждении акта согласования местоположения границ земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2015 года.

Судья А.В. Лепетюх