ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1800/2015 2-1800/2015~М-744/2015 М-744/2015 от 16 марта 2015 г. по делу № 2-1800/2015


№ 2-1800-15


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

16 марта 2015 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи А.В. Лепетюх,

при секретаре Акулунц Г. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федорова Е.М., заинтересованные лица: МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону», Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, об оспаривании отказа в утверждении акта согласования местоположения границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :


Заявитель обратился в суд с названным заявлением в его обоснование указал, что Федоров Е.М. обратился в ДАИГ г. Ростова-на-Дону с заявлением по вопросу утверждения акта согласования местоположения границ земельного участка расположенного по адресу: с целью дальнейшего приобретения прав на данный земельный участок. ДАиГ г. Ростова-на-Дону отказал в его утверждении, ссылаясь то, что площадь земельного участка не должна превышать застроенную площадь земельного участка в три раза и более. Кроме того формируемый земельный участок, по мнению Департамента, накладывается на границы иного земельного участка; заявителем не была представлена правовая документация на строение и нежилые постройки, расположенные на спорном участке. С данной позицией не согласны, так как к межевому плану спорного земельного участка был приобщен правоустанавливающий документ; спорный земельный участок в границах, обозначенных в межевом плане, был предоставлен в 1972г. изначально в качестве приусадебного земельного участка совместно с предоставлением вышеуказанного жилого помещения по тому же адресу, данные правоотношения носят длящийся правовой характер, которые надлежит регулировать нормами ЗК РСФСР. На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия ДАиГ г. Ростова-на-Дону в части отказа в утверждении акта согласования местоположения границ земельного участка по адресу: обязать ДАиГ г. Ростова-на-Дону утвердить акт согласования местоположения границ земельного участка по адресу: г

В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежаще, направил своего представителя по доверенности Симонян Е.И., которая доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Явившаяся в судебное заседание представитель Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону Пронина А.В. требования не признала, просила отказать в удовлетворении, дав пояснения, аналогичные приобщенным в судебном заседании возражениям на заявление.

Представитель Департамент имущественно – земельных отношений г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело в отсутствие представителя заинтересованного лица рассмотрено судом в порядке ст. 257 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Порядок предоставления земельных участков в г. Ростове-на-Дону регулируется Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014 N 668 (ред. от 24.02.2015) "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону".

Согласно п. 3.2.1 Положения предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, включает в себя следующие процедуры:

утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае если земельный участок не сформирован);

после проведения заинтересованным лицом мероприятий по формированию границ земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учет (в случае необходимости) и предоставления документов, перечень которых установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", - подготовка правового акта уполномоченного органа Администрации города о предоставлении земельного участка в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование;

заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка либо договора безвозмездного (срочного) пользования земельным участком.

В силу п. 3.2.2 Положения в случае если при рассмотрении и анализе заявления и прилагаемого пакета документов установлено, что площадь земельного участка несоразмерна, а именно в три и более раза превышает застроенную площадь земельного участка (за исключением земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами), уполномоченным органом Администрации города Ростова-на-Дону принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка и о получении в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" экспертного заключения о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем зданий, строений, сооружений.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ ДАиГ г. Ростова-на-Дону в утверждении акта согласования границ земельного участка соответствует положениям действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, Федоров Е.М. обратился в ДАИГ г. Ростова-на-Дону с заявлением по вопросу утверждения акта согласования местоположения границ земельного участка расположенного по адресу: , с целью дальнейшего приобретения прав на данный земельный участок.

Письмом за № ДАИГ г. Ростова-на-Дону было отказано в его утверждении, со ссылкой на Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014г. № 668 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков в г. Ростове-на-Дону», при рассмотрении вопроса о предоставлении физическим и юридическим лицам в собственность земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями, площадь которых, согласно ст. 36 ЗК РФ, не должна превышать застроенную площадь земельного участка в три раза и более.

ДАИГ г. Ростова-на-Дону разъяснено, что формируемый земельный участок, накладывается на границы земельного участка в Октябрьском районе, в районе Северного кладбища с кадастровым номером № находящегося в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны.

Основанием отказа послужило и то обстоятельство, что заявителем не была представлена правовая документация на одноэтажное строение и нежилые постройки, расположенные на спорном участке.

При этом из материалов дела следует, что на испрашиваемом заявителем земельном участке также расположены нежилые постройки, правоустанавливающие документы на которые заявителем в Департамент представлены не были.

В судебном заседании представитель заявителей пояснила, что правоустанавливающая и техническая документация на данные объекты недвижимости отсутствует.Другие собственники многоквартирного дома с заявлениями об утверждении акта согласования границ данного земельного участка в Департамент не обращались.

В силу ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п. 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем -производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В пунктах 66 - 68 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, и способах защиты таких прав, в том числе разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться с иском об установлении границ земельных участков, а также с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также предшествующих распоряжению земельным участком действий, в частности, об оспаривании решений о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ земельные участки общего пользования - это не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014 № 668 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону», при рассмотрении вопроса о предоставлении физическим и юридическим лицам в собственность земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями согласно статье 36 ЗК РФ, площадь земельного участка не должна превышать застроенную площадь земельного участка в три и более раза.

В случае выявления указанного превышения, согласно п. 3.2.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону» уполномоченный орган Администрации города Ростова-на-Дону (в данном случае - Департамент имущественно-земельных отношений) принимает решение о получении экспертного заключения о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем зданий, строений, сооружений.

Судом установлено, что заявитель, являющийся собственником квартиры, площадью расположенная на испрашивала земельный участок площадью

Таким образом, для эксплуатации одноэтажного многоквартирного жилого дома формируется земельный участок, значительно превышающий площадь застройки. Техническая и правовая документация, подтверждающая указанную площадь, в Департамент также не представлена.

Кроме того установлено, что формируемый земельный участок накладывается на границы земельного участка в Октябрьском районе, в районе Северного кладбища, с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ».

Соответственно, при согласовании акта расположения границ земельного участка в испрашиваемых границах приведет к невозможности дальнейшего предоставления земельного участка ввиду расположения земельного участка в границах ранее сформированного земельного участка.

Кроме того, из пункта 1 статьи 39 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости и в силу пункта 2 статьи 40 Закона о кадастре границы считаются согласованными при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Действия по утверждению акта согласования границ испрашиваемого заявителями земельного участка, по мнению суда, приведут к нарушению прав иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, собственников нежилых строений, расположенных на данном земельном участке, которые также имеют права на земельный участок.

Довод заявителя о том, что земельный участок представлялся заявителям именно в таком размере и границах, судом отклоняется как неподтвержденный документально.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Для признания незаконными решения и, следовательно, удовлетворения требований заявителя, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых оснований: - оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону; - данное действие (бездействие) нарушает права и свободы гражданина.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении заявления Федорова Е.М., заинтересованные лица: МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону», Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, об оспаривании отказа в утверждении акта согласования местоположения границ земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2015 года.

Судья А.В. Лепетюх