Решение № 2-10808/2014 2-1216/2015 2-1216/2015(2-10808/2014;)~М-8501/2014 М-8501/2014 от 20 января 2015 г. по делу № 2-10808/2014
Дело № 2-1216/2015
Именем Российской Федерации
20 января 2015 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре Колёновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Арыхова П.А. о признании незаконными действий и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> об исключении Кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной записи о государственной регистрации ликвидации кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95»,
Арыхов П.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что он является членом кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» (далее – кооператив). Кооператив был создан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован Администрацией <адрес> № 1174-КР, в Инспекции МНС России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) были внесены сведения об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ИНФС № по <адрес>).
Заявитель указывает на то, что инспекцией в адрес кооператива не предоставлялось никаких информационных писем о принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
ДД.ММ.ГГГГ Арыховым П.А. получены сведения о снятии с учета в налоговом органе кооператива «Ветеран-95» от ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, Арыхов П.А. и все члены кооператива пользовались и продолжают пользоваться гаражами для хранения личного автотранспорта, кооператив фактически осуществляет деятельность, предусмотренную уставом. Все имущество в кооперативе принадлежит физическим лицам, четверо из которых относятся к льготным категориям граждан. Задолженности по арендной плате не имеется, граждане оплачивают арендные платежи без использования расчетного счета.
ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО <адрес> направил кооперативу уведомление о перерасчете арендных платежей, в котором указано не необходимость обращения в Многофункциональный центр <адрес> для оформления продления срока договора аренды на новый срок. При обращении в 2014 г. в Многофункциональный центр <адрес> кооперативу было предложено обратиться с заявлением о продлении срока договора аренды.
В июле 2014 <адрес> обратился с заявлением о продлении срока договора аренды. Согласно распоряжению Департамента архитектуры и градостроительства № от ДД.ММ.ГГГГ Кооперативу отказано в продлении срока договора аренды, так как юридическое лицо снято с регистрационного учета. После получения указанного письма истец обратился в налоговую инспекцию за выпиской и решением об исключении. Выписка из ЕГРЮЛ была получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель полагает действия инспекции по исключении Кооператива из ЕГРЮЛ являются незаконными, решение – недействительным, внесенная запись о государственной регистрации Кооператива – недействительной. Кооператив фактически осуществляет свою деятельность и исключение кооператива из государственного реестра нарушает права его членов.
Заявитель ссылается на непредоставление налоговой инспекцией сведений о том, что решение о предстоящем исключении было опубликовано и направлено в адрес Кооператива. Кооператив продолжал осуществлять деятельность: эксплуатировались гаражи, уплачивались членские взносы, оплачена арендная плата за землю. При этом, по мнению заявителя, непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, однако не может служить достаточным основанием для прекращения ее деятельности.
Кроме того, в силу требований части 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок документов отчетности является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
Таким образом, как указывает заявитель, правом на определение того, осуществляет ли некоммерческая организация свою деятельность, обладает суд.
Заявитель также просит суд восстановить срок для обращения с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что впервые об исключении Кооператива из ЕГРЮЛ ему стало известно из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 307, полученного ДД.ММ.ГГГГ Обжалуемое распоряжение заявителю не было предоставлено, в связи с чем срок для обращения в суд подлежит восстановлению.
На основании изложенного, заявитель просит суд восстановить срок для принятия настоящего заявления, признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> по исключению кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» из Единого государственного реестра юридических лиц как юридического лица, фактически прекратившего деятельность, признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> об исключении кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» из Единого государственного реестра юридических лиц, признать недействительной внесенную запись о государственной регистрации ликвидации кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95».
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание явилась представитель заявителя Дербуш М.В., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> Гришечкина Д.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд в связи с отсутствием уважительных причин для его восстановления и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Дело в отсутствие не явившегося заявителя рассмотрено в порядке части 2 статьи 257 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В данном случае заявитель оспаривает решения регистрирующего органа об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в редакции, действующей на момент принятия решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральнымзаконом«О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральнымзакономне обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации.
Согласно пункту 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном статьей 289 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ налогоплательщики, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этим налогам объектов налогообложения, представляют по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию, утвержденную Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренныхфедеральнымизаконами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
В силу подпункта 2 пункта Положения оФедеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ№506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность из государственного реестра определен статьей 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которой юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
Наличие указанных условий подтверждается справкой № ИНФС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> принято решение№ о предстоящем исключении недействующего юридического лица (Кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95») из Единого государственного реестра юридических лиц. В данном решении указано, что в случаях, если указанное решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы указанного юридического лица, кредиторов или иных лиц, вИнспекцию ФНС России по <адрес> не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения может быть направлено соответствующее заявление.
Объявление о принятом решении опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации». Часть2 № (67) от ДД.ММ.ГГГГ/4568.
Согласно пункту 7 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.
В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в адресИНФС России по <адрес> поступали какие-либо заявления.
Сведениями о том, что Кооператив владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» является фактически действующим юридическим лицом,ИФНС России по <адрес> не располагало.
В связи с тем, что заявлений и возражений относительно предстоящего исключения Кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» из ЕГРЮЛ в предусмотренный срок не поступило,указанный Кооперативисключен из ЕГРЮЛ, о чем ДД.ММ.ГГГГвнесена соответствующая запись.
Таким образом,Кооператив владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95»имел все признаки недействующего юридического лица, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1Федеральногозакона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Доводы заявителя о том, чтоКооператив владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» является действующим юридическим лицом, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сведения, имевшиеся вИФНС России по <адрес>, являлись достаточными для принятия решения о признанииКооперативапрекратившим свою деятельность, решение об исключении из ЕГРЮЛ принималось на основании представленных документов, согласно которымКооперативне представлял в налоговые органы в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или сведений об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (декларации по налогу на прибыль).
Ссылка заявителя на то, что Кооператив является некоммерческой организацией, в связи с чем может не иметь счета в банке, подлежит отклонению, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что Кооперативом не предоставлялись отчеты, предусмотренные законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, в данном случае усматривается, чтоИНФС России по <адрес> (в настоящее время Межрайонная ИФНС № по <адрес>)действовала в установленном законом порядке, в пределах своей компетенции, каких-либо действий, посягающих на права и интересы заявителя, на момент рассмотрения заявления судом установлено не было, в связи с чем, суд полагает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования о восстановлении срока для обжалования, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав на это в мотивировочной части решения.
Материалами дела подтверждается, что решение ИФНС России по <адрес> о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и об исключении некоммерческой организации - Кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» из реестра были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» в установленные законом сроки в 2006 г., а обращение заявителя в суд имело место ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока, предусмотренного действующим законодательством.
Каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц заявителем не приведено, из материалов дела также не следует. Доказательств тому, что о нарушении своих прав ему стало известно только в декабре 2014 г., заявитель не представил.
Кроме того, суд также учитывает, что срок действия договора аренды земельного участка № «и» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом имущественно-земельных отношений <адрес> и Кооперативом владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95», истек ДД.ММ.ГГГГ, однако до 2014 <адрес> не обращался в Департамент с заявлением о продлении срока действия договора аренды.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд, поскольку указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
В удовлетворении заявления Арыхова П.А. о признании незаконными действий и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> об исключении Кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной записи о государственной регистрации ликвидации кооператива владельцев индивидуальных гаражей «Ветеран-95» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 23 января 2015 г.
Судья Е.С. Гречко