ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-287/2015 2-287/2015~М-315/2015 М-315/2015 от 11 сентября 2015 г. по делу № 2-287/2015



РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2015 г. г. Ростов-на-Дону

Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Галкина Д.А., при секретаре судебного заседания Сутковецкой О.Ю., с участием заявителя Эрфурта А.В., представителя Центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ЦЖК ГК ВВ МВД России) полковника Крахмалева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - СКРК ВВ МВД России) <...> Эрфурта А. В. об оспаривании решений ЦЖК ГК ВВ МВД России, изложенных в протоколах заседаний этой комиссии от 15 апреля 2015 г. № <...> и от 26 июня 2015 г. № <...>, утвержденных Главнокомандующим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:


Эрфурт обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными:

- решение ЦЖК ГКВВ МВД России, изложенное в протоколе от 15 апреля 2015 г. № <...>, в части утверждения решения Центральной жилищной комиссии Управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ЦЖК СКРК ВВ МВД России), изложенного в протоколе от 16 августа 2014 г. № <...>, о признании его и совместно проживающих с ним членов его семьи, за исключением супруги, нуждающимися в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства в , а также об отказе в утверждении решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России, изложенного в протоколе от 30 декабря 2014 г. № <...>, в части признании его и совместно проживающих с ним членов его семьи, за исключением супруги, нуждающимися в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства в , и отменить его;

- решение ЦЖК ГКВВ МВД России, изложенное в протоколе от 26 июня 2015 г. № <...>, в части отказа в утверждении решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России, изложенного в протоколе от 30 апреля 2015 г. № <...>, в части признания его и совместно проживающих с ним членов его семьи, за исключением супруги, нуждающимися в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства в , отменить его, и возложить на ЦЖК ГКВВ МВД России обязанность утвердить вышеуказанное решение ЦЖК СКРК ВВ МВД России, изложенного в протоколе от 30 апреля 2015 г. № <...> в части его касающейся.

В судебном заседании заявитель требования, изложенные в заявлении, поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, указав, что с решениями ЦЖК ГКВВ МВД России, оформленными протоколами от 15 апреля 2015 г. № <...> и от 26 июня 2015 г. № <...> он не согласен. Решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России принимаемые в отношении него и членов его семьи, согласно п. 24 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 г. № 75, приобретают юридическую силу только после принятия соответствующего решения ЦЖК ГКВВ МВД России. Так, решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России, изложенные в протоколе заседания от 16 августа 2014 г. № <...>, относительно предоставления ему и членам его семьи жилых помещений в г. по договору социального найма и ходатайства об утверждении данного предоставления, отменены решением этой же комиссии, изложенном в протоколе от 30 декабря 2014 г. № <...>. Таким образом, его обращение с рапортом об обеспечении жилым помещение по избранному постоянному месту жительства в , при отсутствии в установленном порядке принятого ЦЖК СКРК ВВ МВД России и согласованного с ЦЖК ГКВВ МВД России решения об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в , не может рассматриваться как отказ от предложенного ему жилого помещения, предусмотренный п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако ЦЖК ГКВВ МВД России, своим решением, изложенном в протоколе заседания от 15 апреля 2015 г. № <...>, не только утверждает несуществующее решение ЦЖК СКРК ВВ МВД России, но и нарушает его право на признание нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, ограничивая его границами .

Представитель ЦЖК ГКВВ МВД России Крахмалев в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать, при этом указал, что оспариваемые решения ЦЖК ГКВВ МВД России обоснованны, соответствуют требованиям законодательства и прав заявителя не нарушают. Как следует из жилищного дела заявителя, он избрал местом для постоянного проживания , что подтверждается его рапортом от 25 июля 2014 г. и решением ЦЖК СКРК ВВ МВД России от 16 августа 2014 г. Вместе с тем, последующим рапортом от 26 декабря 2014 г., заявитель фактически изъявил желание изменить ранее избранное место жительства на новое - При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», заявитель может быть обеспечен жилым помещением только в форме предоставления ему жилищной субсидии. Таким образом, заявитель не может претендовать на получение жилого помещения для постоянного проживания по новому избранному месту жительства в , так как уже реализовал свое право на избрание места жительства.

Представитель ЦЖК ГКВВ МВД России Меняйлов в представленных письменных возражениях требования заявителя не признал по основаниям, изложенным Крахмалевым в судебном заседании, помимо этого указал, что поскольку супруга заявителя, являвшаяся в период прохождения военной службы во внутренних войсках МВД России участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), получила денежные средства для приобретения жилого помещения на основании распоряжения главнокомандующего ВВ МВД России от 6 марта 2014 г., заявитель, являющейся членом ее семьи, не имеет права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.

Главнокомандующий ВВ МВД России, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, а его представитель просил провести судебное заседание в его отсутствие, в представленных письменных возражениях требования заявителя не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, при этом указал, что решением ЦЖК ГКВВ МВД России от 15 апреля 2015 г., изложенном в протоколе №<...>, утверждено решение ЦЖК СКРК ВВ МВД России от 16 августа 2014 г. о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении им двух квартир для постоянного проживания в , а также отказано в утверждении решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России от 30 декабря 2014 г. об отмене вышеназванного решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России и предоставлении семье заявителя жилого помещения по избранному месту жительства в . Основанием отказа - желание заявителя изменить ранее избранное место жительства. В настоящее время решение ЦЖК ГКВВ МВД России не отменено. Заявитель указывает, что узнал о решении ЦЖК ГКВВ МВД России 21-22 апреля 2015 г., то есть заявление в части оспаривании указанного решения подано с нарушением срока, предусмотренного статьёй 256 ГПК РФ. Решением ЦЖК ГКВВ МВД России от 26 июня 2015 г., изложенном в протоколе № <...> отказано в утверждении протокола ЦЖК СКРК ВВ МВД России от 30 апреля 2015 г. о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в . Основание отказа явилось наличие неотменённого решения ЦЖК ГКВВ МВД России от 15 апреля 2015 г.

Заслушав объяснение участников процесса, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выделения жилых помещений военнослужащим внутренних войск и членам их семей установлен Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» (далее - Инструкция).

В соответствии с п. 24 и 25 Инструкции, постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях командующих оперативно-территориальными объединениями внутренних войск и их заместителей, командиров соединений и воинских частей внутренних войск и их заместителей, а также помощников командующих (командиров, начальников), и распределение им жилой площади производится только после принятия соответствующего решения жилищной комиссией вышестоящего органа военного управления. Для утверждения решения жилищной комиссии на имя председателя вышестоящей жилищной комиссии направляется копия жилищного дела и выписка из протокола заседания жилищной комиссии о принятии решения.

В случае принятия неправомерного решения вышестоящая жилищная комиссия отказывает в утверждении решения жилищной комиссии первой инстанции.

Как установлено судом, заявитель по решению жилищной комиссии ОГВ (с) от 8 октября 2012 г. № <...> на состав семьи 5 человек обеспечен двумя служебными квартирами по адресу , общей площадью 56,5 кв. м., , общей площадью 55.1 кв. м.

В соответствии с копией рапорта от 25 июля 2014 г., Эрфурт обратился с просьбой о предоставлении ему по договору социального найма на состав семьи из 4 человек (за исключением жены) двух вышеуказанных служебных квартир в с реализацией права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно копии выписки из протокола заседания ЦЖК СКРК ВВ МВД России от 16 августа 2014 г. № <...>, Эрфурт с составом семьи 4 человека признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также ему предоставлены по договору социального найма две занимаемые им квартиры с учетом оплаты 5,6 кв.м. превышающих норму предоставления.

Указанное решение ЦЖК СКРК ВВ МВД, изложенное в протоколе от 16 августа 2014 г. № , 17 сентября 2014 г. направлено в соответствии с п. 24 Инструкции, в ЦЖК ГК ВВ МВД России.

В соответствии с копией рапорта заявителя от 26 декабря 2014 г. он обратился в ЦЖК СКРК ВВ МВД России с просьбой о предоставлении ему жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в .

Согласно копии выписки из протокола заседания ЦЖК СКРК ВВ МВД России от 30 декабря 2014 г. № <...>, комиссия отменила принятое ей 16 августа 2014 г. решение о предоставлении заявителю по договору социального найма двух занимаемых им квартир и ходатайствовала перед ЦЖК ГК ВВ МВД России об утверждении в соответствии с п. 24 Инструкции решения в части принятия на жилищный учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Эрфурта с составом семьи 4 человека, а также о предоставлении заявителю жилого помещения по избранному месту жительства в , с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Указанное решение ЦЖК СКРК ВВ МВД, изложенное в протоколе от 30 декабря 2014 г. № <...>, 26 января 2015 г. направлено в соответствии с п. 24 Инструкции, в ЦЖК ГК ВВ МВД России.

В соответствии с протоколом заседания ЦЖК ГК ВВ МВД России от 15 апреля 2015 г. № 1, комиссия постановила утвердить решение ЦЖК СКРК ВВ МВД России, оформленное протоколом от 16 августа 2014 г. № <...>. Кроме того, ссылаясь на п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ЦЖК ГК ВВ МВД России отказала в утверждении решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России, оформленного протоколом от 30 декабря 2014 г. № <...>, согласно рапорту от 25 июля 2014 г. заявитель избрал местом для постоянного проживания , а рапортом от 26 декабря 2014 г. изменил ранее избранное место жительства на новое - .

Согласно рапорту от 24 апреля 2015 г. Эрфурт обратился в ЦЖК СКРК ВВ МВД России с просьбой о повторном рассмотрении вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях в .

Согласно решению ЦЖК СКРК ВВ МВД России, изложенному в протоколе от 30 апреля 2015 г. № <...>, принято решение ходатайствовать перед ЦЖК ГКВВ МВД России об утверждении решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России, в части признания Эрфурта с составом семьи 4 человека, за исключением жены, нуждающимся в жилых помещениях и о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в .

Указанный протокол ЦЖК СКРК ВВ МВД России был направлен в ЦЖК ГКВВ МВД России 21 мая 2015 г.

Решением ЦЖК ГКВВ МВД России, изложенном в протоколе от 26 июня 2015 г. № <...>, отказано в утверждении решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России оформленного протоколом от 30 апреля 2015 г. № <...>, в части признания заявителя и членов его семьи за исключением жены, нуждающимися в получения жилья в на основании п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании заявитель указал, что с протоколом заседания ЦЖК ГКВВ МВД России от 15 апреля 2015 г. № <...> он ознакомлен не был, о принятом решении узнал в августе 2015 г. при ознакомлении с протоколом заседания ЦЖК ГКВВ МВД России от 26 июня 2015 г. № <...>, в связи с чем, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ процессуальный срок на обжалования действий органов военного управления им пропущен по уважительной причине.

Должностными лицами, чьи действия обжалуются, суду не было представлено доказательств того, что с указанным протоколом Эрфурт был ознакомлен ранее августа 2015 г. Ссылки на то, что заявитель в силу занимаемой им должности мог лично обратиться в ЦЖК ГКВВ МВД России для ознакомления с данным протоколом суд находит не состоятельными ввиду отсутствия соответствующих доказательств. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что заявителем по уважительной причине пропущен срок на обжалование решения ЦЖК ГКВВ МВД России, изложенного в протоколе заседания этой комиссии от 15 апреля 2015 г. № <...>, поэтому фактические обстоятельства, связанные с оспариваемым решением, подлежат исследованию.

При таких обстоятельствах судом восстановлен срок Эрфурту на обжалование указанного решения ЦЖК ГКВВ МВД России.

В судебном заседании установлено, что в силу занимаемой должности помощника командующего войсками СКРК ВВ МВД России, заявитель может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также поставлен на учет нуждающихся в получении таких жилых помещений лишь после принятия соответствующего решения ЦЖК СКРК ВВ МВД России и его утверждения ЦЖК ГК ВВ МВД России.

Как установлено в судебном заседании, решение о признании Эрфурта и членов его семьи, за исключением жены, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также о постановке их на соответствующий учет, утверждено ЦЖК СК РК ВВ МВД России 15 апреля 2015 г., в связи с чем, в силу п. 24 Инструкции, заявитель не мог состоять на жилищном учете ранее указанной даты.

Согласно п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Учитывая, что Эрфурт поставил вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также о предоставлении ему такого жилого помещения в избранном месте жительства – 26 декабря 2014 г., то есть до даты его принятия на жилищный учет, п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к нему не мог быть применим, в связи с чем суд признает решения ЦЖК ГКВВ МВД России, изложенные в протоколах заседания этой комиссии от 15 апреля 2015 г. № <...> и от 26 июня 2015 г. № <...>, в части, касающейся заявителя и членов его семьи не основанными на законе, в связи с чем подлежащими отмене.

Вместе с тем, при разрешении требования заявителя о возложении на ЦЖК ГКВВ МВД России обязанности утвердить решение ЦЖК СКРК ВВ МВД России, изложенное в протоколе от 30 апреля 2015 г. № <...>, в части, касающейся признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания и о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в , суд, исходя из требований ч.1 ст. 258 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования, так как суд в силу закона не может осуществлять действия, входящие в компетенцию коллегиального органа.

Кроме того, оценивая доводы представителя ЦЖК ГКВВ МВД России Меняйлова о том, что поскольку супруга заявителя, являвшаяся в период прохождения военной службы во внутренних войсках МВД России участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), получила денежные средства для приобретения жилого помещения на основании распоряжения главнокомандующего ВВ МВД России от 6 марта 2014 г., заявитель, являющейся членом ее семьи, не имеет права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для исследования данного факта в настоящем судебном заседании, поскольку в оспариваемых решениях, изложенных в протоколах заседания ЦЖК ГКВВ МВД России от 15 апреля 2015 г. № <...> и от 26 июня 2015 г. № <...>, комиссия оценку данному доводу не давала, что не препятствует повторному рассмотрению данного вопроса уполномоченной на то жилищной комиссией.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Заявление Эрфурта А. В. удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, изложенные в протоколах от 15 апреля 2015 г. № <...> и от 26 июня 2015 г. № <...>, в части, касающейся заявителя и членов его семьи.

Возложить на Главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центральную жилищную комиссию Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанность отменить решения Центральной жилищной комиссии Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, изложенные в протоколах от 15 апреля 2015 г. № <...> и от 26 июня 2015 г. № <...>, в части, касающейся заявителя и членов его семьи.

Возложить на Центральную жилищную комиссию Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанность повторно рассмотреть вопрос об утверждении решений Центральной жилищной комиссии Управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, изложенные в протоколах заседания этой комиссии от 16 августа 2014 г. № <...>, от 30 декабря 2014 г. № <...> и от 30 апреля 2015 г. № <...>, в части, касающейся заявителя и членов его семьи.

В удовлетворении требований заявления о возложении на Центральную жилищную комиссию Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности утвердить решение Центральной жилищной комиссии Управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, изложенное в протоколе от 30 апреля 2015 г. № <...>, в части, касающейся признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания и о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в , - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Ростовский- на-Дону гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу Д.А.Галкин