Решение № 2-3122/2017 2-3122/2017~М-3099/2017 М-3099/2017 от 21 сентября 2017 г. по делу № 2-3122/2017
Дело № 2-3122/2017
г. Новочеркасск 21 сентября 2017 год
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Политко Ф.В., при секретаре Голосной Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УПФР г. Новочеркасск к Шевченко А.С. о защите чести и достоинства,
Представитель УПФР г. Новочеркасск обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В своем письме от Шевченко А.С. указывает, что начальник управления Серебряков В.И. «превышает и использует свое служебное положение, мстит за критику, не осуществляет должный контроль, не реагирует на жалобы и заявления жителей города и на мои». Также он говорит о том, что начальник Управления лично премируется и награждается благодарственными письмами и грамотами управляющим отделением Петровым Е.М. и предполагает в своем письме, что это круговая порука и взаимная поддержка в действиях противоречащих закону, интересам пенсионеров и государству. Кроме того, Шевченко А.С. заявляет, что начальник Управления не имеет должного образования, поставлен на должность по протеже местных руководителей, творит правовой беспредел, систематически нарушает российское и международное законодательство.
Все вышеперечисленные высказывания не соответствуют действительности, ни чем не аргументированы, носят оскорбительный характер, порочат честь, достоинство и деловую репутацию начальника Управления.
С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований просили суд признать высказывания Шевченко А.С. в адрес начальника Управления о вседозволенности, самоуправстве, правовом беспределе с использованием своего служебного положения в корыстных целях, о том, что он творит правовой беспредел, ставят себя вне закона, используя при этом свое служебное положение в корыстных целях, закрывает глаза на грубые нарушения, превышает и использует свое служебное положение, мстит за критику, не осуществляет должный контроль, не реагирует на жалобы и заявления жителей города и Шевченко А.С, не имеет должного образования, поставлен на должность по протеже местных руководителей, творит правовой беспредел, систематически нарушает российское и международное законодательство не соответствующие действительности.
В судебном заседании представители УПФР г. Новочеркасск по доверенности Аксакова М.О. и Колосова И.Г. настаивали на удовлетворении исковых требований, по изложенным в иске основаниям.
Шевченко А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что в заявлении на имя управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Ростовской области от (л.д. 83-87) Шевченко А.С. указал о вседозволенности начальника УПФР г. Новочеркасск Серебрякова В.И., его самоуправстве, правовом беспределе с использованием своего служебного положения в корыстных целях, о том, что он творит правовой беспредел, ставят себя вне закона, используя при этом свое служебное положение в корыстных целях, закрывает глаза на грубые нарушения, превышает и использует свое служебное положение, мстит за критику, не осуществляет должный контроль, не реагирует на жалобы и заявления жителей города и Шевченко А.С, не имеет должного образования, поставлен на должность по протеже местных руководителей, творит правовой беспредел, систематически нарушает российское и международное законодательство не соответствующие действительности.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Предусмотренное ст. 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.
Таким образом, данными конституционными положениями предусматривается равновесие между правом на защиту деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации) - с другой.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
В пункте 10 данного Постановления Пленума ВС РФ указывается, что статьей 33 Конституции РФ закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Судам необходимо иметь в виду, что в случае, когда гражданин обращается в названные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.
Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (пункты 1 и 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представителями истца не представлено суду никаких доказательств того, что обращение Шевченко А.С. не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред.
Таким образом, обращение Шевченко А.С. к управляющему отделением Пенсионного фонда РФ по Ростовской области от явилось результатом реализации им закрепленного ст. 33 Конституции Российской Федерации права граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок, в связи с чем, изложенные в данном заявлении сведения, в силу п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 3 от 24 февраля 2005 года, не могут являться предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ и не могут быть признаны порочащими честь и достоинство истца.
Кроме того, в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года N 3 также указано, что в соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности истцом всей совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований о защите деловой репутации и наличия совокупности условий, необходимых для применения статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
В удовлетворении исковых требований УПФР г. Новочеркасск к Шевченко А.С. о защите чести и достоинства отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Новочеркасский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено .
Судья:
Злоупотребление правом