Решение № 2-733/2017 2-733/2017~М-680/2017 М-680/2017 от 31 мая 2017 г. по делу № 2-733/2017
Дело № 2-733/17
Именем Российской Федерации
31 мая 2017 года г.Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Н.Д.Матвеевой,
при секретаре Калининой М.П.
с участием представителя истца адвоката Васютина С.В. по ордеру,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юфанова Р.А. к ООО «Шахтоуправление «Садкинское» о взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц с единовременных пособий в счёт возмещения морального вреда в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы, и в связи с выходом на пенсию
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц с единовременных пособий в счёт возмещения морального вреда в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы и в связи с выходом на пенсию. В обоснование своих требований указал следующее. На основании трудового договора осуществлял трудовую деятельность на предприятии ответчика в должности горнорабочего с полным рабочим днём под землей.
03.05.2016г. на предприятии произошёл несчастный случай, в результате которого он получил травму. Согласно справки МСЭ-2009 №0060954 от 19.09.2016 г. установлено 40% утраты профессиональной трудоспособности и согласно справки МСЭ-2014 №2417906 от 19.09.2016 года истцу установлена 3-я группа инвалидности в связи с трудовым увечьем.
17.11.2016 г., приказом № 877 истцу назначено единовременное пособие в размере 432634,68 руб. в счет возмещения морального вреда, причиненного трудовым увечьем, с которого ответчик удержал НДФЛ в размере 56242 руб. Истец считает, что ответчик незаконно произвел удержание налога, просит взыскать с ответчика денежную сумму 56242 руб.
06.09.2016 года он прекратил трудовые отношения с ответчиком на основании п. 8 ст. 77 ТК РФ.
Приказом ответчика № 610-к от 30.09.2016 года, согласно п. 8.1 раздела 8 Коллективного договора ООО ШУ «Садкинское» на 2016-2018 г.г. истцу назначено единовременное пособие в размере 15% среднемесячного заработка за каждый отработанный год в угольной отрасли - за 14 лет и 6 месяцев в размере 115562,74 руб. из которого ответчик удержал НДФЛ в размере 15023,16 руб.
Истец считает, что ответчик незаконно произвел удержание налога, просит взыскать с ответчика денежную сумму 56242 руб. и 15023,16 руб.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Васютин С.В. по ордеру поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
В судебное заседание истец не явился, направил письменное ходатайство, в котором поддержал исковые требования и просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, не оспаривая право истца на единовременную выплату в связи с выходом на пенсию, в связи с утратой профессиональной трудоспособности и размер произведенного удержания, в иске просил отказать, полагая, что указанные выплаты является стимулирующими выплатами и составляют часть системы оплаты труда, соответственно к компенсационным выплатам не относится, следовательно, в силу ст. 217 НК РФ должны облагаться НДФЛ в размере 13%.
Дело слушается в порядке ст.167ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" единовременное пособие за утрату профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания относится к видам возмещения вреда, причиненного здоровью, как и компенсация морального вреда, причиненного в результате повреждения здоровью.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, на работодателе лежит прямая обязанность по выплате единовременных сумм в счет возмещения вреда в полном объеме, поскольку данные выплаты имеют компенсационный характер.
Согласно статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствие со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Согласно статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанных в части 3,4 статьи.
Согласно пункту 5.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, в случае установления впервые работнику, занятому в организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля (сланца), утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания работодатель обеспечивает выплату единовременной компенсации из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременного пособия, выплачиваемого из ФСС РФ) в порядке, оговоренном в коллективном договоре, соглашении.
Федеральным тарифным соглашением предусмотрены гарантии и компенсации высвобождаемым работникам.
Так, согласно пункту 5.20 гарантирована выплата увольняемым работникам выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства согласно действующему законодательству Российской Федерации; согласно пункту 5.21-выплата работникам предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), уполномочившим профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, увольняемым из организации в связи с ее ликвидацией, сокращением численности или штата работников (имеющим на день увольнения стаж работы в угольной промышленности Российской Федерации не менее 10 лет с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР), единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка в соответствии с пунктом 5.3 Соглашения.
Конкретный порядок обеспечения выплаты вознаграждения Работникам Организации определяется в коллективном договоре.
Локальным нормативным актом, принятым по согласованию с соответствующим органом Профсоюза, может быть предусмотрена выплата данного вознаграждения как непосредственно Работодателем, так и через негосударственные пенсионные фонды и (или) страховые компании.
В коллективных договорах Организаций может предусматриваться порядок и условия реализации указанных социальных гарантий и иным категориям Работников.
Разделом V Отраслевого тарифного соглашения предусмотрены социальные гарантии и компенсации, из которых следует, что:
5.1. Работодатели своевременно и в полном объеме перечисляют в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие внебюджетные фонды выплаты согласно действующему законодательству Российской Федерации.
5.2. Наряду с обязательным пенсионным страхованием Стороны считают целесообразным осуществлять дополнительное добровольное негосударственное пенсионное обеспечение Работников в соответствии с Положениями, действующими в Организациях и согласованными с соответствующим органом Профсоюза.
5.3. В целях достижения максимальной финансовой устойчивости, повышения экономической результативности Организации, закрепления высококвалифицированных кадров, мотивации наиболее профессиональной части персонала к продолжению работы для выполнения производственных планов, программ, повышения производительности труда и, как результат, обеспечения стабильной и эффективной работы Работодатель обеспечивает Работникам, уполномочившим Профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).
В случае, если работник не воспользовался вышеуказанным правом, Работодатель обеспечивает выплату вознаграждения работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет при прекращении трудовых отношений с работодателем в связи с выходом на пенсию.
Выплата единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) в соответствии с частями 1 и 2 настоящего пункта осуществляется:
- один раз за весь период работы в угольной промышленности;
- на основании письменного заявления работника;
- в сроки и порядке, определенном в соответствии с Положением, разработанным совместно с соответствующим органом Профсоюза и Работодателем.
Положением может быть предусмотрена выплата данного вознаграждения как непосредственно Работодателем, так и через негосударственные пенсионные фонды и (или) страховые компании.
В коллективных договорах Организаций может предусматриваться порядок и условия реализации указанных социальных гарантий и иным категориям работников.
Статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации установлены случаи выплаты выходных пособий при расторжении трудового договора (части первая и третья) и предусмотрено право сторон трудовых отношений или социального партнерства установить в трудовом или коллективном договоре повышенные по сравнению с закрепленными непосредственно законодательством гарантии для работников, подлежащих увольнению, в том числе расширить круг случаев выплаты выходных пособий и увеличить размер таких пособий (часть четвертая). Данное правовое регулирование направлено на предоставление сторонам трудовых отношений или социального партнерства возможности установления работникам дополнительных гарантий.
Как следует из материалов дела, выплата работнику пособия в размере 15% в связи с наступлением права на пенсию предусмотрена пунктом 8.1 раздела 8 коллективного договора ООО «Шахтоуправление «Садкинское» на 2016-2018г.г.
Согласно статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права".
Отсюда следует вывод о том, что компенсации и социальные гарантии, предусмотренные коллективным договором, заключенным в соответствие с законодательством, установлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством и их выплата при наступлении соответствующих событий (в том числе в связи с выходом на пенсию) обязательна для работодателя.
Также следует вывод о том, что компенсации, предусмотренные ФОС, заключенным в соответствие с законодательством, установлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством и их выплата при наступлении соответствующих событий (установление работнику впервые утраты профессиональной трудоспособности) обязательна для всех работодателей, на которых распространяются нормы ФОС.
В соответствие со статьёй 11 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.
В силу пункта 2 статьи 1 указанного Федерального закона этот нормативный акт не ограничивает право застрахованных на возмещение вреда, осуществляемое в соответствие с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию осуществляемое в соответствие с данным Законом.
Согласно статьи 8 названного Закона единовременное пособие за утрату профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания относится к видам возмещения вреда, причиненного здоровью.
Нормами ФОС по угледобывающему комплексу предусмотрена выплата единовременного пособия сверх сумм, установленных законодательством.
В соответствии со ст. 1.1 Федерального отраслевого соглашения(ФОС) по угледобывающему комплексу РФ на 2016 - 2018 годы - соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношении в организациях угольной промышленности, заключенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законодательством, а также Конвенциями МОТ, действующими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
То обстоятельство, что выплата единовременного пособия не предусмотрена Законом Российской Федерации от 20.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях защиты работников угольной промышленности (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года) не свидетельствует о том, что выплаченное истцу единовременное пособие подлежит налогообложению.
Федеральное отраслевое Соглашение является правовым актом, составляющим часть действующего законодательства. Тот факт, что Федеральное отраслевое Соглашение устанавливает льготы и гарантии только для работников угольной промышленности, не исключает этот нормативный акт из системы действующего законодательства Российской Федерации и не влияет на характер выплаты как вида возмещения вреда.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данной статьи во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, порядок исчисления налога, круг лиц, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.
Так, пункт 1 статьи 217 НК РФ устанавливает, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанных с увольнением работников, за рядом исключений, в частности компенсаций за неиспользованный отпуск и сумм указанных в данном пункте выплат руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей определенный этим пунктом размер.
Как указано в п. 8 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Как следует из материалов дела истец с 27.09.2004года по 06.09.2016г. на основании трудового договора осуществлял трудовую деятельность на предприятии ответчика в должности горнорабочего очистного забоя 5разряда с полным рабочим днем под землей(л.д.12). Как следует из материалов дела с истцом в период работы на предприятии ответчика 03.05.2016 года произошёл несчастный случай, что подтверждается Актом форма Н-1 № 4 о несчастном случае на производстве от 06.05.2016 г. (л.д. 13-17)..
При освидетельствовании медико-социальной экспертизой Юфанову Р.А. в связи с трудувечьем согласно справки МСЭ-2014 №2417906 от 19.09.2016 года установлена 3-я группа инвалидности и 40% степени утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем на основании справки МСЭ-2009 № 0060954 от 19.09.2016 года. (л.д. 11).
Приказом ответчика № 877 от 17.11.2016 года «О возмещении вреда здоровью Юфанову Р.А. в связи с несчастным случаем на производстве» в соответствии с пунктом 5.4 Федерального отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности на период с 01.04.2013 года по 31.03.2016 года, с учетом Соглашения о продлении срока действия Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации от 26.010.2015года до 31.12.2018года,и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. №125-ФЗ, с последующими изменениями, назначена, сверх установленных законодательством РФ мер социальной поддержки, единовременная компенсация из расчёта 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учётом суммы единовременного пособия, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ, на основании приказа № 12241-В филиала № 26 ГУ РРО ФСС РФ по г. Гуково от 01.11.2016 года, в размере 36160,76 руб.) в сумме 432634 руб. 68 коп. в счёт возмещения морального вреда, причинённого здоровью в связи с несчастным случаем на производстве (л.д. 8), из которого ответчик удержал 13% НДФЛ в сумме 56242руб.
06.09.2016 года истец прекратил трудовые отношения с ответчиком на основании п. 8 ст. 77 ТК РФ.
Приказом ответчика № 610-к от 30.09.2016 года, согласно п. 8.1 раздела 8 Коллективного договора ООО ШУ «Садкинское» на 2016-2018 г.г. истцу назначено единовременное пособие в размере 15% среднемесячного заработка за каждый отработанный год в угольной отрасли - за 14 лет и 6 месяцев в размере 115562,74 руб. из которого ответчик удержал 13%НДФЛ в размере 15023,16руб. (л.д. 7).
Суд полагает, что единовременная компенсация, назначенная истцу в соответствии с приказом ООО ШУ «Садкинское» № 877 от 17.11.2016г. вследствие трудового увечья, и пособие согласно приказу №610-к от 30.09.2016 г. не являются гарантией и компенсацией, предусмотренной ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не направлены на возмещение затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, а также не являются средством, способом или условием, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений, а является мерой возмещения вреда здоровью, причиненного работнику вследствие несчастного случая, профессионального заболевания, повлекшего утрату профессиональной трудоспособности и социальным пособием единовременной выплатой (в том числе в виде материальной помощи), осуществленной работодателем бывшему работнику, вышедшему на пенсию по льготным основаниям.
Суд приходит к выводу, что работодателем неверно истолкованы нормы Налогового кодекса РФ в части налогообложения физических лиц, рассматриваемые выплаты НДФЛ не облагаются, следовательно, указанные суммы налога на доходы физических лиц удержаны ответчиком с сумм единовременной компенсации и пособия с нарушением требований налогового законодательства.
При таких обстоятельствах, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика, в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2337,95 руб., от уплаты которой был освобождён истец при подаче иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 192-199 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, суд
Взыскать с ООО «Шахтоуправление «Садкинское» в пользу Юфанова Р.А. денежные средства в сумме 56242 руб., удержанные в качестве подоходного налога из единовременного пособия по возмещению вреда здоровью вследствие трудового увечья,выплаченного в соответствии с приказом № 877 от 17.11.2016 г. ООО «Шахтоуправление «Садкинское» и в сумме 15023,16 руб., удержанные из единовременного пособия в соответствии с приказом № 610-к от 30.09.2016 г. ООО «Шахтоуправление «Садкинское», а всего 71265,16 руб.
Взыскать с ООО «Шахтоуправление «Садкинское» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2337,95 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Белокалитвинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2017 года.
Судья подпись: Н.Д.Матвеева
По пособиям