ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-564/2017 2-564/2017~М-496/2017 М-496/2017 от 27 июня 2017 г. по делу № 2-564/2017


Дело № 2-564/2017


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

«27» июня 2017 года г. Гуково, Ростовская область

Гуковский городской суд Ростовской области в составе судьи Козинцевой И.Е.,

при секретаре Аракелян А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галеева В.А. к Акционерному обществу «Донской антрацит» об обеспечении пайковым углем на бытовые нужды,

УСТАНОВИЛ:


Галеев В.А. обратился в суд с иском к АО «Донской антрацит» об обеспечении пайковым углем, ссылаясь на то, что он работал в угольной промышленности с 17.09.1990 по 22.07.2010 по различным профессиям с полным рабочим днем под землей на шахте Дальняя ПО «Гуковуголь», затем ОАО «Гуковуголь», АО «Донской антрацит». Ему была назначена трудовая пенсия в связи с данной работой по п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 29.06.2003. 16.03.2010 у него в период работы на ш.Дальняя ОАО «Донской антрацит» было диагностировано профессиональное заболевание. Решением МСЭ в связи с данным профессиональным заболеванием ему установлена третья группа инвалидности с 16.05.2013 бессрочно и 40% утраты профессиональной трудоспособности с 23.05.2016 бессрочно. 22.07.2010 он был уволен с ш.Дальняя ОАО «Донской антрацит» по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ в связи уходом на пенсию. Вплоть до увольнения в 2010 году, то есть в период работы у ответчика, ему предоставлялся бесплатный пайковый уголь на основании ФЗ-81 «О государственном регулировании в области добычи и использования угля…» от 20.06.1996 и Коллективного договора, в соответствии с которыми предусмотрено обеспечение бесплатным пайковым углем на бытовые нужды работников, пенсионеров и т.д. После увольнения в обеспечении пайковым углем ему отказано, причину отказа ответчик в письменной форме ему не сообщил. Данные действия ответчика истец считает неправомерными и нарушающими ст. 21 ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля…» № 81-ФЗ от 20.06.1996, поскольку он проживает в жилом доме с печным отоплением, получал пайковый уголь за весь период своей работы в ПО (ОАО) Гуковуголь, ОАО Донской антрацит, вплоть до установления ему группы инвалидности и после ее установления. Более 10 лет он отработал в организациях угольной промышленности в подземных условиях на шахте, являющейся структурным подразделением ПО (ОАО) «Гуковуголь», ОАО «Донской антрацит» и получил право на пенсионное обеспечение в связи с работой в подземных условиях на шахтах угольной промышленности и стал инвалидом труда вследствие профессионального заболевания именно в период работы у ответчика. В том числе увольнение его из ОАО «Гуковуголь» в связи с переводом на работу в ОАО «Донской антрацит», выходом на пенсию не является. Приняв его на работу в порядке перевода, ответчик фактически принял на себя обязательства, в том числе и по обеспечению бесплатным пайковым углем, сначала как работника организации, а впоследствии как пенсионера этой же организации.

В связи с изложенным истец просит суд обязать ответчика АО «Донской антрацит» за счет собственных средств предоставлять ему на бытовые нужды бесплатный пайковый уголь марки АМ в количестве 4300 кг, начиная с 01.07.2014, а также взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя по доверенности Корчагина С.В. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГРК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель истца Корчагин С.В., действующий по доверенности от 22.05.2017, поддержал исковые требования Галеева В.А. в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой. В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании установлено, что истец Галеев В.А. работал на шахте «Дальняя» ПО «Гуковуголь» с 1990 года.

Пенсия по старости истцу назначена с 29.06.2003, он продолжал работать и 30.11.2005 года истец был уволен по переводу в ОАО «Донской Антрацит» (шахта Дальняя).

С 01.12.2005 Галеев В.А. работал в ОАО «Донской Антрацит» . 22.07.2010 уволен по инициативе работника в связи с уходом на пенсию. Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца. (л.д. 13-15).

16.03.2010 у Галеева В.А. в период работы на ш.Дальняя ОАО «Донской антрацит» было диагностировано профессиональное заболевание. Решением МСЭ в связи с данным профессиональным заболеванием ему установлена третья группа инвалидности с 16.05.2013 бессрочно и 40% утраты профессиональной трудоспособности с 23.05.2016 бессрочно.

Обеспечение бесплатным пайковым углем за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реструктуризацию угольной промышленности, осуществляется в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования".

Как следует из положений пункта 4 статьи 23, пункта 5 статьи 24 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12 июня 2006 года N 84-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22 октября 2007 года N 691) бесплатный пайковый уголь за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в федеральном бюджете на реструктуризацию угольной промышленности, выделяется лицам льготных категорий в случае продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящегося в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей.

Вышеуказанная социальная поддержка предоставляется: семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца; пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет на шахтах (разрезах), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей; вдовам (вдовцам) бывших работников организаций; инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности.

07 августа 2002 г. был продан пакет акций ОАО «Гуковуголь», находящийся в федеральной собственности. На момент ликвидации 18 июня 2008 г. ОАО «Гуковуголь» не имел акций, находящихся в федеральной собственности. Как указано выше, пенсия истцу назначена с 29.06.2003, то есть на момент продажи акций ОАО «Гуковуголь» (7.08.2002), истец не относился ни к одной из выше перечисленных категорий лиц. В связи с чем, право на получениебесплатного пайкового угля за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в федеральном бюджете на реструктуризацию угольной промышленности у Галеева В.А. не имеется.

В силу п.1 ст.21 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81-ФЗ социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством РФ, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций.

Согласно п.2 указанной нормы, организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) за счет собственных средств предоставляют бесплатный пайковый уголь, нормы выдачи которого не могут быть меньше норм, определенных Правительством Российской Федерации, следующим категориям лиц, проживающих в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем:

работникам организации;

пенсионерам, пенсии которым назначены в связи с работой в этих организациях;

инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности;

семьям погибших (умерших) работников этих организаций, если проживающие совместно с ними жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсию по случаю потери кормильца;

вдовам (вдовцам) бывших работников этих организаций.

Пунктом 11.2 раздела 11 Коллективного договора на 2010-2012 годы, заключенного между Гуковской территориальной организацией Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности и ОАО «Донской антрацит», предусмотрено предоставление бесплатного пайкового угля на бытовые нужды следующим категориям лиц:

работникам общества;

пенсионерам, пенсии которым назначены в связи с работой в обществе;

инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности, связанной с работой получившим в Обществе;

семьям работников погибших (умерших) в Обществе, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсию по случаю потери кормильца;

вдовам (вдовцам) бывших работников Общества, пенсионеров и инвалидов Общества.

Норма выдачи пайкового угля марки АМ на бытовые нужды в домах с печным отоплением составляет 4130 кг, в домах с центральным отоплением и печным очагом 1990 кг.

Как указывалось выше, трудовая деятельность истца проходила на предприятии угольной промышленности, это была шахта «Дальняя», организационно-правовая форма которой изменялась в период работы на ней Галеева В.А.

Право на получение пенсии истец приобрел с 29 июня 2003 года в период работы на шахте «Дальняя» АО "Гуковуголь". Однако после назначения пенсии трудовые отношения с АО "Гуковуголь" им прекращены не были, и продолжались до ноября 2005 года. С 01.12.2005 истец работал в ОАО "Донской антрацит" шахта "Дальняя", откуда был уволен в связи с выходом на пенсию.

Увольнение истца из АО "Гуковуголь" в связи с переводом на работу в ОАО "Донской антрацит" выходом на пенсию не является.

Приняв истца на работу в порядке перевода, ответчик фактически принял на себя обязательства, в том числе, и по обеспечению Галеева В.А. бесплатным пайковым углем, сначала как работника организации, а впоследствии как пенсионера этой же организации, поэтому определяющим является факт увольнения истца в связи с назначением пенсии.

Кроме этого, как указывалось выше п. 1, п. 2 ст. 21 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», предусмотрено, что социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) за счет собственных средств предоставляют бесплатный пайковый уголь, пенсионерам, пенсии которым назначены в связи с работой в этих организациях. То есть из буквального толкования п. 1, п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона следует, что законодатель предусмотрел для пенсионеров, пенсии которым назначены в период работы в организациях по добыче (переработке) угля, право на бесплатный пайковый уголь.

Именно поэтому в Коллективном договоре предприятий ОАО «Гуковуголь», заключенном на 2004-2006 г.г. было предусмотрено, что право на безвозмездное получение угля имеют пенсионеры, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля.

В коллективном договоре, заключенном ОАО «Донской Антрацит» в

2006 г. указано о том, что организации по добыче и переработке угля предоставляют бесплатный пайковый уголь пенсионерам, пенсии которым назначены в связи с работой в этих организациях.

Указание в п. 11.2 раздела 11 Коллективного договора на 2010-2012 годы, заключенного между Гуковской территориальной организацией Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности и ОАО «Донской антрацит», о том, что право на предоставление бесплатного пайкового угля на бытовые нужды имеют пенсионеры, пенсии которым назначены в связи с работой в обществе, по мнению суда, ухудшает положение указанных лиц по сравнению с действующим законодательством, а именно ст. 21 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии у Галеева В.А. права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного пайкового угля как пенсионера организации по добыче (переработке) угля в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона РФ от 20.06.1996 года N 81-ФЗ, за счет средств АО «Донской антрацит».

Заявление истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

По правилам ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007года № 383-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Исходя из смысла вышеуказанных норм, оценив соотносимость указанных истцом расходов с объемом защищаемого права, конкретные обстоятельства дела, объем и качество реально оказанных юридических услуг, количество судебных заседаний, при этом учитывая принцип разумности, суд полагает, что заявление истца о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя подлежит удовлетворению в заявленном размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Иск Галеева В.А. удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Донской антрацит» за счет собственных средств предоставлять Галееву В.А. бесплатный пайковый уголь марки АМ на бытовые нужды в количестве 4130 кг, начиная с 14.07.2014.

Взыскать с АО «Донской антрацит» в пользу Галеева В.А. расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2017.

Судья И.Е. Козинцева